Государственное регулирование экономики: опыт России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы: воздействие государство на экономику нашей страны.
На основе теоретического анализа литературы по заявленной теме, можно выдвинуть следующие задачи:
Узнать в чём заключается государственное регулирование
национальной экономики.
Выявить какие существуют модели государственного регулирования.
Основные направления государственного регулирования экономики. В
чём заключается смысл стабилизационной политики.
Методы государственного регулирования экономики России.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 87.47 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Глава 3. Основные направления государственного регулирования экономики. Стабилизационная политика

3.1.Направления  и  механизмы  государственного  регулирования Государственное регулирование необходимо для решения важнейших проблем, обеспечивающих устойчивое развитие национальной экономики.

Прежде всего, государство  должно обеспечить правовую основу рынка.

Субъекты рыночной экономики  должны быть защищены законодательно. Видный английский социолог Карл Поппер отмечал: «…промышленное общество, основанное на рыночных отношениях… немыслимо  без правовой системы, власти закона».

В качестве первостепенного  должно быть обеспечено право собственности. Собственник, не уверенный в её неприкосновенности, не будет проявлять активности и  инициативы.

Важное значение имеет  антимонопольное законодательство, ограничивающее произвол монополий, направленное против недобросовестного соперничества.

Совершенно необходима многоплановая  законодательная база по защите прав потребителей на различных видах  рынков, ограждающая их от недобросовестного  бизнеса.

Важным направлением государственной  политики  является производство общественных товаров. К ним относятся: расходы  на средства вооружения, содержание правоохранительных органов, государственного аппарата, социальные нужды и т. д. Они служат интересам  общества в целом, поэтому издержки  на их производство берёт на себя государство.

Вместе с тем в условиях значительности управленческих расходов, утяжеления за их счёт издержек производства товаров, государство решает проблему минимизации трансакционных издержек. Проблема их сокращения чрезвычайно  важна, является одной из приоритетных при принятии конкретных экономических  решений.

Активное развитие научно-технического прогресса обусловило значительность побочных эффектов, связанных с загрязнением окружающей природной среды, ухудшением экологии и т. д. Это обусловило необходимость  законодательных актов, направленных на осуществление контроля за отрицательными внешними эффектами. В настоящее  время наряду с экономическими, административными  и иными  санкциями за загрязнение  окружающей природной среды предпринимаются  попытки создания рыночных механизмов в форме купли-продажи лицензий на право «выброса» вредных отходов, направленных на усиление контроля за характеризуемыми процессами, их возможную  минимизацию.

Наряду с этим предприятия, деятельность которых связана с  положительными эффектами – в сфере здравоохранения, образования и т.д., поощряются с помощью субсидий, поскольку от их деятельности выигрывает общество в целом.

Таким образом, с помощью  экономических рычагов осуществляется перераспределение доходов и  ресурсов.

Важным объектом государственного регулирования являются макроэкономические колебания, нарушающие пропорциональное развитие макроэкономики, требующие  стабилизации экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

На основе теоретического анализа  литературы можно сделать вывод, что государственное регулирование в  рыночной  экономике  всё же

необходимо.

В случае, когда рынок не способен справиться с какой-либо проблемой  или решение этой проблемы будет неэффективным, ему на помощь приходит государство. Целью государственного регулирования экономики является поддержание экономической и социальной стабильности. Современную рыночную экономику уже невозможно представить без государственного вмешательства, т.к. государственному регулированию отводятся такие важные функции, как поддержание конкуренции, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и др. Но всё же государство в условиях рынка должно контролировать только те отрасли экономики, в развитии которых частные фирмы не заинтересованы или куда деньги вкладывать опасно (медицина, образование, национальная оборона, научно-технические отрасли). В современной российской экономике многие инструменты, применяемые во всех странах мира для регулирования экономических процессов не работают или оказываются неэффективными. Дело в том, что российская экономика имеет много особенностей и, выбирая способы регулирования, нельзя слепо копировать модели, используемые в других странах, неприменимые в российских условиях.

Эффективность процесса государственного регулирования экономики зависит от следующих мероприятий:

  1. Исключить любые действия государства, разрывающие рыночные

связи;

  1. Влиять на рынок можно в основном экономическими методами;
  2. Экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять

рыночные стимулы;

4. Государство должно  постоянно контролировать приносимые  экономическими регуляторами положительные  и отрицательные эффекты, нести  ответственность за долгосрочные  последствия своих решений;

5. Необходимо учитывать национальную специфику, которая ощутимо сказывается на экономической деятельности.

Однако государство не должно вмешиваться  в те области рынка, где его  механизмов регулирования достаточно. В противном случае это может  вызвать развал рыночной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

  1. Абрамова  М.А., Александрова Л.С., Экономическая теория: Учебное

пособие. – М.: Юриспруденция, 2001. – 400с. (211-223)

  1. Агапова Т.А., Серёгина С.Ф., Макроэкономика: Учебник/Под общ. ред.

А.В.Сидоровича. – М.: «ДиС», 2005, (гл.6)

3) Бабленкова И.И. Усиление влияние государственного сектора экономики на региональное развитие как антикризисная мера в современный период // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - N 6. - С.3-12.

4) Брыкин А., Логистическая концепция государственного регулирования/ А.Брыкин, В.Шумаев // Экономист. - 2009. - N 2. - С.56-62.

5) Глазкова Л. Кризис показал, что государство должно вернуться в экономику // Рос. Федерация сегодня. - 2010. - N 15. - С.34-35.

6) Жандаров А.М. Государственное регулирование экономики: проблемы моногородов России / А.М.Жандаров, Ф.Ф.Шиллер // Вопросы статистики. - 2010. - N 4. - С.68-75.

7) Золин И. Социально-экономическое развитие: стратегия государственного регулирования // Пробл. теории и практики управл. - 2010. - N 1. - С.25-31.

8)  Зубков В. Роль государства в развитии рыбохозяйственного комплекса России // Использование и охрана природ. ресурсов в России. - 2010. - N 3. - С.40-42.

9) Зюганов Г. Стратегические отрасли экономики - под контроль государства // Рос. Федерация сегодня. - 2007. - N 22. - С.23-25.

10) Нестерова А.Д., Калининград 1997 // Курс лекций / Калининград. у-т. – 1997. – 63 с.

11) Полищук Л. Корпоративная социальная ответственность или государственное регулирование: анализ институционального выбора // Вопросы экономики. - 2009. - N 10. - С.4-22.

12) Райзбег Б.А./ Словарь современных экономических терминов / Б.А. Райзбег, А.Ш. Лозовский. – 4-е изд.-М.: Аирис-пресс, 2008. – 480с (211-223).

13) Сакс Дж. Д., Ларрен Ф.Б. / Макроэкономика. Глобальный подход.- М., 2005 (гл. 7).

14) Фишер С., Дорнбурш Р., Шмалензи  Р. – Экономика. – М., 2005 (гл.28)

15) Государственное регулирование  экономики: Учеб. Пособие для вузов  / Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыев, В.Ф. Тихнов и др. Под ред. Проф. Т.Г. Морозовой. – М.: Юнити-ДАНА, 2002 (225 с.)

16) Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / под ред. Платоновой Н.А., Шумаева В.А., Бушуевой И.В. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. - 652с.

17) Курс экономической теории / Чепурина М.Н., М.: «Академио», 2004. – 480 с. (381-404).

18) Курс экономической теории. Учебник  для вузов / Под общей редакцией. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича, МГУ им. М.В. Ломоносова.-М., 2005 (гл.25)

19) Экономика: Учебник 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. д.э.н., проф. А.С. Булатова, М.: Юрист, 2006 (гл. 27)

20) Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича/ Учебник для вузов 3-е изд. – СПб.: Изд. СПб ГУЭ, Изд. «Питер» 2000. – 544с.: ил.

21) Экономическая теория. Экономика.  Учебное пособие / Под общей редакцией Соболева А.В., Соловых Н.Н. – М.: ИТК «ДашковиК», 2009. – 522с. (362-388)

22) Экономическая теория: Учебник  для вузов / Под ред. А.Д. Камаева – 8-е изд., перераб. и доп. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006, (гл.16)

23) Журнал «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование» №1(22), март 2005, Миронов С.Н. «Анализ проблем  государственного регулирования  экономики»

24) Экономический портал – http://institutiones.com?// 13.03.2011.

25) Необходимость и суть макроэкономического регулирования – http://sumdu.telesweet.net // 01.04.2011.

26) Стабилизационный фонд Российской Федерации - http:// wikipedia.ru//

01.04.2011.

27)  InvenTech – http://www.inventech.ru// 13.03.2011.

 


Информация о работе Государственное регулирование экономики: опыт России