Государственное регулирование АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2010 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Агропромышленный комплекс является самым крупным народнохозяйственным комплексом страны и включает три сферы связанных между собой отраслей—сельское хозяйство и отрасли «до» и «после» сельского хозяйства.
Агропромышленный комплекс также один из важнейших в экономике страны. На его долю приходится более 30% работников отраслей материального производства, 25% основных фондов. От устойчивого функционирования
аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения.

Содержание

Введение
1. Современная ситуация в агропромышленном комплексе. Ее причины
2. Особенности регулирования АПК
1. Цели преобразований
2. Формы государственного регулирования
3. Основные направления государственной политики в АПК
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

12121231321.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

МТС,  лизинговых  фондов,   кооперативных   объединений   и   др.   Аграрный

протекционизм надо применять  для  ликвидации  диспаритета  цен,  ослабления

монополизма,  для  защиты   сельскохозяйственных   товаропроизводителей   от

нерегулируемого импорта. Помимо этого важно  использовать  кооперационные  и

интеграционные  возможности предприятий аграрной сферы.

    Целесообразно  введение  защищенного  бюджетного  финансирования  НИИ  и

опытно-производственных  хозяйств,  определяющих   развитие   биотехнологии,

генной инженерии, выведение новых сортов и пород  животных.

    Важнейшим  принципом государственного регулирования на переходном  этапе

является обеспечение  взаимовыгодного  обмена  между  сельским  хозяйством  и

отраслями, производящими  средства производства. На начальном  этапе  рыночных

реформ правительство  пустило этот вопрос на самотек.  Возникший диспаритет

цен привел  к  тяжелым  финансовым  последствиям  для  большинства  сельских

товаропроизводителей. Государство не смогло сдержать роста  цен и  тарифов  в

таких   высокомонополизированных    отраслях,    как    сельскохозяйственное

машиностроение, нефтепереработка, электроэнергетика и др. Темпы  роста цен  и

тарифов в этих отраслях были намного выше, чем  темпы  роста  закупочных  цен

на сельскохозяйственную продукцию.

    Для  восстановления  паритета  цен   важны  определение  реальных  затрат

основной массы  сельских  товаропроизводителей  при  формировании  закупочных

цен  и  обеспечение  их  возмещения  в   ходе   последующего   товарообмена,

осуществление жесткого контроля за формированием цен также  для  предприятий,

производящих   и   реализующих   материально-технические    ресурсы    селу.

Целесообразно сформировать специальный фонд государственной  компенсации  за

счет бюджетных  отчислений и налога на предприятия-монополисты.

    Следует  учитывать, что поддержка  сельскохозяйственных  производителей,

несмотря на дополнительные затраты государства, создает  условия  для  роста

производства, способствует  развитию  инфраструктуры,  снижает  безработицу,

поддерживает равновесие  цен,  а  в  целом  -  социальную  стабильность. На

подобные затраты  идут практически все страны.

    Для  обеспечения выгодности  обмена  требуется  совершенствование   таких

экономических рычагов, как кредит и налоги. Потребности  сельского  хозяйства

в кредитах в силу сезонности сельскохозяйственного  производства  чрезвычайно

велики. Кредитование должно быть  рассчитано  на  весь  период  производства

(например, производственный  цикл по  озимой  пшенице   от  посева  до  уборки

составляет  8-9  месяцев).  Долгосрочное  кредитование  сельского  хозяйства

фактически сокращено до минимума. В  последние  годы,  по  сути,  прекращено

краткосрочное кредитование за счет ресурсов Центрального  банка,  ужесточены

условия  получения  кредита  и  в  коммерческих  банках,  требующих  весомых

гарантий.

    В сложившейся ситуации целесообразно использовать кредитование села  на

основе  специальной  кредитной  линии,  открытой  под  1/3  учетной   ставки

Центрального  банка.  По  мнению  специалистов  банка  "СБС-Агро",   затраты

государства  при  этом  были  бы  меньше, чем на  вынужденную пролонгацию

кредитов и их систематическое списание.

    В   государственном  регулировании   нуждается  и  реализация   продукции

сельского  хозяйства.  Для  производителя  продукции  трудности   реализации

связаны  с  ее  неконкурентоспособностью,  высокой  себестоимостью,   низким

качеством и отсутствием  профессиональной маркетинговой  службы.  Со  стороны

потребителя в  лице  населения  проблема  сбыта  осложняется  его  невысоким

платежеспособным   спросом   (нередко   низкой   и   нечасто   выплачиваемой

зарплатой).  Проблема   реализации   в   современных   условиях   не   имеет

однозначного решения  и требует комплексного подхода,  включающего  гарантии,

стимулы  и  правовую  защиту  для  производителей  продовольствия,  создание

централизованной маркетинговой службы по сбыту продукции и др.

    Для  производителей  продукции  следует   определять  объем  региональных

закупок по каждому  району  и  хозяйству.  На  3-5  лет  должен  заключаться

договор,  в  котором  устанавливаются  гарантированные  цены  с  последующей

индексацией  (на  уровне  не  ниже   рыночных).   При   этом   должна   быть

предусмотрена система  авансирования: 50% - под посевные  работы,  50%  -  по

мере поступления  продукции.

    Для  повышения конкурентоспособности  отечественной продукции  необходимо

ввести дотации.  Дело  в  том,  что ни  увеличение  таможенных  пошлин,  ни

установление квот не окажут существенного влияния  на ограничение  импорта  и

рост объемов  внутреннего производства. Как  известно,  зарубежный  импорт  в

значительной  мере  дотируется  страной-производителем,  и  "захват"  нашего

рынка нередко  идет за счет установления демпинговых  цен ниже  розничных  цен

отечественной  продукции.  Дотации  производителям  отечественной  продукции

позволят им реально  конкурировать с импортной продукцией.  Кроме  того,  вся

сумма таможенных платежей,  связанная  с  импортом,  должна  переводиться  в

специальный фонд поддержки предприятий АПК.

    На базе  региональной продовольственной  корпорации или какой-либо другой

системы  должны   концентрироваться   денежные   и   материально-технические

ресурсы,  позволяющие  заготовителям  кредитовать  проведение   посевных   и

уборочных работ  под  конечную  продукцию,  оцениваемую  по  рыночным  ценам.

Одновременно корпорация будет гарантировать и закупку  излишков продукции  по

рыночным ценам. Государство тем самым может  получить  продукцию  в  объеме,

обеспечивающем  внутренние потребности страны, регулирующем уровень  рыночных

цен и создающем  возможности для широкого выхода на внешний рынок.

    Одна  из серьезных проблем  сельскохозяйственного  производства,  как  и

всей экономики, - резкое снижение объема инвестиций.  Низкая  рентабельность

отраслей АПК  в целом, закредитованность и  постоянный недостаток  собственных

оборотных  средств,  а  также  отсутствие  ликвидного  залогового имущества

делают  его  отрасли   неперспективными   для   капитальных   вложений,   а,

следовательно, обрекают их на стагнацию. Снижение инвестиционной  активности

ведет к физическому  и моральному старению основных фондов, износ которых  по

отдельным отраслям АПК составляет от 50 до 70%.

    Наряду  с недостатком средств надо  отметить и тот факт,  что   банковская

система и  рыночная  инфраструктура  не  имеют  отработанного  механизма  по

точечному,   наиболее    эффективному    концентрированному    использованию

инвестиционных  ресурсов. Необходим переход и  к  дифференцированной  политике

использования государственных  дотаций  и  инвестиций  с  учетом  конкретных

условий и целесообразности поддержки того или иного предприятия.  Инвестиции

для формирования производственной и социальной инфраструктуры и  обеспечения

экологической безопасности следует осуществлять (на данном  этапе  развития)

за  счет  средств  федерального   и   региональных   бюджетов,   привлечения

лизинговых  компаний  и  других  коммерческих  структур   к   финансированию

долгосрочных проектов АПК, сбережений населения,  иностранных  инвестиций  и

др. Привлечение  инвестиций в регионы, в том  числе  и  зарубежных,  возможно

только при очень  надежных гарантиях Центрального банка  или  Минфина  РФ  под

материальные ценности - основные фонды, землю, полезные ископаемые.

    Одним  из вариантов улучшения финансирования  сельского  хозяйства  может

стать  возрождение  в   широком   плане   сельской   кредитной   кооперации.

Кооперативы  могут  объединять  собственные  средства,  свободные   средства

сельского населения, а также жителей  малых  городов.  Но  здесь  на  первых

порах со стороны  государства должна быть оказана  конкретная  помощь  в  виде

льготных банковских кредитов.

    Наряду  с мероприятиями по усилению госрегулирования сельского хозяйства

необходима  активизация  роли  государства  в   регулировании   деятельности

предприятий   пищевой   и   перерабатывающей   промышленности.    Сокращение

инвестиций и  тяжелое финансовое положение большинства предприятий привели  к

тому, что ежегодное  обновление основных фондов в пищевой  и  перерабатывающей

промышленности  не превышает 3-4%. Это в  несколько  раз  ниже  необходимого.

Следовательно, требуется  приток инвестиций для  технического  перевооружения

отрасли  и  в  некоторых  случаях  -   нового   строительства   предприятий.

Актуальность  такого  подхода  вызвана  еще   и   тем,   что   населению   в

переработанном  виде реализуется  лишь  1/3  произведенной  продукции,  в  то

время как в  развитых странах этот показатель достигает 90%. Только  за  счет

сокращения  потерь  и   углубления   переработки   сырья   можно   увеличить

производство продуктов  питания в стране на 25-30%.

    Инвестиции  в пищевую промышленность, как   и  в  сельское  хозяйство,  -

стратегическое  направление для цивилизованного  вхождения  в  рынок.  Важно,

чтобы инвестиции в отрасли использовались на  модернизацию  и  строительство

на  базе  новейших  достижений  научно-технического  прогресса.  Для   этого

необходимо, во-первых, выделение финансирования пищевых  и  перерабатывающих

предприятий отдельной  защищенной  строкой  в  бюджете,  во-вторых,  широкое

привлечение банковского  капитала под залог акций и  имущества.

    Одним  из внутренних источников  повышения   эффективности  АПК,  которые

должны  быть  включены  в   сферу   госрегулирования,   выступает   развитие

кооперации и  интеграции по горизонтали и вертикали, причем в зависимости  от

субъектов хозяйствования могут использоваться различные  их формы:

    - кооперирование на уровне первичного хозяйственного звена, объединение

Информация о работе Государственное регулирование АПК