Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2010 в 15:53, курсовая работа
Агропромышленный комплекс является самым крупным народнохозяйственным комплексом страны и включает три сферы связанных между собой отраслей—сельское хозяйство и отрасли «до» и «после» сельского хозяйства.
Агропромышленный комплекс также один из важнейших в экономике страны. На его долю приходится более 30% работников отраслей материального производства, 25% основных фондов. От устойчивого функционирования
аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения.
Введение
1. Современная ситуация в агропромышленном комплексе. Ее причины
2. Особенности регулирования АПК
1. Цели преобразований
2. Формы государственного регулирования
3. Основные направления государственной политики в АПК
Заключение
Список литературы
неизбежной с точки зрения исторической перспективы. Соответственно это
предполагало изменение роли государства, сокращение масштабов
государственной собственности, формирование системы, при которой
заинтересованным и ответственным субъектом экономики становится
непосредственный производитель. Не менее значимой стратегической целью
аграрного реформирования, непосредственно связанной с рассмотренной, было
создание многоукладной экономики, необходимой для развития рыночных
отношений в аграрной сфере.
Среди
позитивных результатов
отметить создание сектора крестьянских хозяйств, расширение
землепользования граждан (владельцев личных подсобных хозяйств, садово-
огородных участков и т. д.). Воссоздание крестьянского уклада явилось,
безусловно, положительным процессом, как и расширение прав крестьян в
области землевладения и землепользования. Позитивным было и расширение
спектра форм хозяйствования—возникновение в структуре аграрного сектора
наряду с крестьянскими хозяйствами товариществ с ограниченной
ответственностью, новых типов кооперативов, ассоциаций крестьянских
хозяйств и т. д. Существенно расширены права сельскохозяйственных
предприятий, которые теперь сами определяют направления, структуру и объемы
производства и
распоряжаются произведенной
предпринимательство.
Начатая земельная реформа меняет структуру землевладения и характер
земельных отношений. На смену исключительной государственной монополии на
землю как объект собственности приходит многообразие форм собственности и
землепользования. Возникла и распространяется частная собственность на
землю. Расширился доступ к земле тех, кто на ней трудится, что является
необходимым условием рационального, хозяйского отношения к земле. На
повестке дня—создание земельного рынка, который должен привести к
концентрации земли в руках умелых владельцев.
Однако
все эти изменения не могут
рассматриваться как
должны служить условиями роста производства, повышения производительности
труда и эффективности агропромышленного производства. Именно по этим
основным позициям аграрное реформирование не достигло желаемых результатов.
Напротив, сельское хозяйство и весь агропромышленный комплекс ныне
находятся в состоянии затяжного системного кризиса, который распространился
как на экономическую, так и на социальную сферу.
В связи с тем, что снижается производство в крупных
сельскохозяйственных предприятиях, падает товарность сельскохозяйственного
производства. Наряду с этим существенно изменяется структура реализации —
если ранее основная масса товарной продукции сельского хозяйства
реализовалась заготовительным организациям, то ныне (в 1996 г.)
преобладающая часть продукции растениеводства (более 90% картофеля, около
70% овощей, 2/3 зерна), а также примерно половина животноводческой
продукции реализуется по свободным рыночным каналам (на рынках, через
собственную торговую сеть, предприятия общественного питания и т. д.).
При этом сельское хозяйство, сами естественные условия которого ставят
его в неравноправное положение с другими отраслями (сезонность
производства, замедленный оборот капитала, рассредоточенность на большой
территории и невозможность в силу этого самостоятельно противостоять
отраслям-монополистам, необходимость, чтобы значительно повысить
производительность труда, иметь более высокое органическое строение
капитала, чем в промышленности, и т. д.), оказалось в более тяжелой
ситуации, чем другие отрасли материального производства. Усилился
диспаритет цен: цены на потребляемые в аграрной сфере промышленные средства
производства и ресурсы в 1996 г. по сравнению с 1990 г. в 4,3 раза
опередили совокупные цены на сельскохозяйственную продукцию.[9] В
результате доля убыточных предприятий в сельском хозяйстве была намного
выше, чем в других отраслях производства. Если во всех отраслях
материального производства рентабельность продукции, хотя и сократилась, но
сохранилась, то сельское
хозяйство уже несколько лет подряд убыточно.
2.2 Формы государственного
Переходный период в аграрной экономике требует оптимального сочетания
государственного регулирования и рыночных рычагов, вызывает необходимость
разработки теории и совершенствования практики государственного воздействия
на макро- и микроэкономические процессы в сельском хозяйстве и связанных с
ним отраслях.
Государственное регулирование в АПК предполагает осуществление его
преимущественно экономическими методами и включает защиту отечественного
продовольственного рынка от импорта, а также аграрного сектора от
высокомонополизированных отраслей, производящих средства производства для
сельского хозяйства и закупающих его продукцию; сохранение и
совершенствование функции государства в качестве заказчика и инвестора
применительно к условиям переходного периода; содействие развитию рыночной
инфраструктуры; поддержание государственного сектора АПК; развитие
социальной сферы села; развитие аграрной науки и подготовка кадров для
сельского хозяйства. Регулирующая роль государства особенно важна на
нынешнем этапе перехода к рыночной экономике, когда не сформировался
эффективный механизм экономического регулирования.
При этом должны быть приняты во внимание специфические особенности
аграрного сектора—сезонность производства, медленный оборот капитала,
повышенный производственный риск, связанный с подверженностью стихийным
силам природы, с тем, что значительная часть сельскохозяйственных угодий
России находится в зоне рискованного земледелия.
Активное воздействие на развитие АПК экономическими методами
государство может осуществлять через кредитное и налоговое регулирование,
бюджетное финансирование, регулирование условий и уровня оплаты труда,
социальное развитие, через государственные программы, госзаказы,
эффективную таможенную политику и т. д.
Ограниченность ресурсов при кризисе сбыта сельскохозяйственной
продукции предполагает строгое подчинение протекционистской политики в
аграрной сфере задаче повышения эффективности производства. В этой связи
экономический механизм и комплекс мер поддержки сельских
товаропроизводителей должны быть направлены на стимулирование более
производительных вложений и рентабельного производства. Эта цель, в свою
очередь, может быть достижима лишь тогда, когда система экономических
рычагов (цены, кредит, налоги и бюджетные субсидии) будет в основном
использоваться для стимулирования более рентабельных групп предприятий и
более эффективных вложений по регионам. В системе агропромышленного
регулирования агропромышленного производства важно полнее использовать
интервенционные
товарные закупки и залог
области ценовой политики должны действовать принципы свободного
ценообразования в сочетании с государственном регулированием цен,
установление гарантированного уровня на закупки по госзаказу, формирования
цен в соответствии со спросом и предложением при относительно жестком
ограничении тенденций к их монополизации.
В области кредитно-финансовой политики необходимо строго целевое
использование кредитов с пониженной для сельского хозяйства процентной
ставкой.
В налоговой политике необходимо исключить многоканальность и
дублирование налоговых изъятий. Стратегическим направлением этой политики
должен стать переход к одноканальной системе в форме земельного налога,
дифференцированного в зависимости от качества и местоположения земельных
участков. При этом земельный налог должен иметь уровень, побуждающий к
эффективному использованию земли.
Задачам овладения рыночным механизмом и методами государственного
регулирования в условиях рынка будет отвечать принципиально новая система
управления АПК. В этих целях целесообразно осуществить переориентацию
государственных функций от управления предприятиями и отраслями к
экономическому регулированию взаимодействия между субъектами рыночного
хозяйства.
Государственное регулирование АПК обязательно включает и
внешнеэкономическое направление. Оно в качестве одной из важнейших задач
имеет защиту отечественного сельского хозяйства. Степень и формы
внешнеторговой защиты и аграрного протекционизма должны зависеть от
состояния сельскохозяйственного производства и рынка по отдельным товарам и
товарным группам, от насыщения рынка и конкурентоспособности отечественной
продукции.
В этой проблеме, кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей, есть
и другая сторона—потребители, интересы которых далеко не всегда и не во
всем совпадают с интересами отечественных товаропроизводителей. Это
означает, что характер и уровень аграрного протекционизма должны носить
компромиссный характер, являясь результатом учета многих разнонаправленных
сил.
В будущем представляется вполне реальным повышение экспортных
возможностей аграрного сектора России. В частности, перспективным ресурсом
для экспорта является зерновое хозяйство, где можно добиться радикального