Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2010 в 15:53, курсовая работа
Агропромышленный комплекс является самым крупным народнохозяйственным комплексом страны и включает три сферы связанных между собой отраслей—сельское хозяйство и отрасли «до» и «после» сельского хозяйства.
Агропромышленный комплекс также один из важнейших в экономике страны. На его долю приходится более 30% работников отраслей материального производства, 25% основных фондов. От устойчивого функционирования
аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения.
Введение
1. Современная ситуация в агропромышленном комплексе. Ее причины
2. Особенности регулирования АПК
1. Цели преобразований
2. Формы государственного регулирования
3. Основные направления государственной политики в АПК
Заключение
Список литературы
перелома при наличии ряда условий—коренной реорганизации закупочной
системы, создания лучшей складской и транспортной инфраструктуры, экономии
посевного материала, а также при достижении паритета цен на
сельскохозяйственную продукцию с ценами на средства производства. При этих
условиях зерновое хозяйство в перспективе сможет выделять экспортные
ресурсы.
Во внешнеэкономических связях АПК нужна тщательная постатейная проверка
необходимых пропорций сочетания протекционизма, свободной торговли и
сотрудничества с учетом большой разницы между первой сферой (кроме
промышленности по производству средств защиты растений, где трудно
предвидеть сроки достижения самообеспеченности) и пищевой промышленностью и
хранением, которые, однако, остро нуждаются в западных капиталах и
технологиях.
В связи
с изменениями в социально-
хозяйства—падением производства и повышением производства и доли в валовой
сельскохозяйственной продукции хозяйств населения—требуется большее
внимание уделить индивидуальному сектору аграрной экономики. Поддержку
хозяйств населения следует выдвинуть в число приоритетных задач аграрной
политики именно сейчас, когда производство в крупных сельскохозяйственных
предприятиях падает, а крестьянские хозяйства и их ассоциации
организационно не окрепли и не получили сколько-нибудь весомого развития с
точки зрения их вклада
в продовольственное
хозяйства населения произвели 91% картофеля, около 77% овощей, 79% плодов и
ягод, 55% мяса, в том числе 69% свинины и 77% баранины, 47% молока, 51%
шерсти, 85% меда, 30% яиц. Эти цифры свидетельствуют об огромном вкладе
хозяйств населения
в продовольственное
Представляется, что без реального учета в аграрной политике участия
отдельных секторов в создании продовольственного фонда страны нельзя
рассчитывать на прекращение спада сельскохозяйственного производства и
сокращение сроков выхода из аграрного кризиса.
Крупные сельскохозяйственные предприятия заслуживают проведения в
отношении их избирательной политики. Они должны получать кредиты по строго
целевому назначению, с обязательным контролем за использованием выделенных
средств и исключением практики огульного списания полученных ссуд. Средства
предприятиям должны выделяться в рамках специальных программ на конкурсной
основе. В этих условиях средства получат те хозяйства, которые и в нынешних
трудных условиях «держатся на плаву», те, которые могут обеспечить
использование этих средств с наибольшей отдачей. Это примерно четверть всех
сельхозпредприятий, производящих ныне подавляющую массу товарной продукции.
В отношении большинства убыточных предприятий, кроме экономически
безнадежных, следует применять процедуру внешнего управления, подбирать
наиболее эффективные варианты реорганизации хозяйств, дающие возможность
использовать производственные фонды и рабочую силу, изменить применительно
к местным условиям специализацию производства, найти более
квалифицированных руководителей и т. п.
В отношении крестьянских (фермерских) хозяйств основной задачей на
ближайшие годы становится не столько создание новых хозяйств, сколько
повышение устойчивости и подготовка условий для их последующего роста и
развития. Видимо, в течение ряда лет процессы формирования новых
крестьянских хозяйств и их ликвидации будут протекать относительно вяло и
уравновешивать друг друга. Однако многое здесь будет зависеть от аграрной
политики и бюджетных возможностей.
Особым
направлением любого аграрного
звеном является земельная реформа. Земельные преобразования призваны
обеспечить рациональное использование и охрану земель как важнейшего
природного ресурса, создание условий для воспроизводства и повышения
плодородия почвы, равноправное развитие различных форм хозяйствования на
земле.
Однако в использовании земель наметились устойчивые негативные
процессы. Усилилась эрозия, опустынивание, деградация, осолонцевание почв.
Происходит истощение земель, разрушение мелиоративных систем. Резко
ухудшилось использование сенокосов и пастбищ. В этой связи государство
берет под контроль и определяет механизм экономического и административного
воздействия за целевое и рачительное использование земель, предотвращение
спекуляции землей и коррупции.
Земля находится в государственной, коллективной и частной формах
собственности. В земельной политике государства особое место должно быть
уделено развитию арендных отношений, которые позволяют наиболее простым
способом и в относительно короткие сроки оптимизировать соотношение между
землей, производственными фондами и рабочей силой, облегчить и удешевить
процесс концентрации земли в пределах, необходимых для эффективного
хозяйствования.
Для того чтобы предотвратить возможные негативные последствия
расширения оборота земли, необходимо законодательное закрепление положений
о праве приобретения сельхозугодий только лицами, обязавшимися использовать
землю для сельскохозяйственного производства, к тому же имеющими
специальное образование, опыт практической работы в сельском хозяйстве, а
также зафиксировать право изъятия неиспользуемых сельхозугодий у их
собственников с передачей земель в резервные фонды государства или органам
сельского самоуправления.
Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические
лица могут выступать участниками земельных отношений только путем аренды
земли. Земля особо охраняемых территорий иностранным гражданам и лицам без
гражданства, юридическим лицам не предоставляется.
Использование земли является платным, за исключением случаев,
предусмотренных федеральным законодательством и законами субъектов
Российской Федерации. Формами платы за землю являются земельный налог,
арендная плата, плата за временное пользование землей, плата за
приобретение земельных участков в собственность, плата за приобретение
права аренды земельных участков.
Платежи
направляются на
повышению их плодородия, освоению новых земель, на проведение
землеустройства, ведение государственного земельного кадастра, проведение
мониторинга, осуществление государственного контроля за использованием и
охраной земель.
Достижение стабилизации и развитие АПК включают и решение социальных
проблем. За прошедшие с начала аграрного реформирования годы расширены
земельные права граждан. Немало селян увеличили землепользование, а
горожане стали владельцами садово-дачных земельных участков. Миллионы
сельских жителей, где условно, а где фактически, стали владельцами
земельных паев. Наряду с этим возросла сельская безработица, как официально
зарегистрированная, так и скрытая, на селе усилилась социальная
дифференциация селян по доходам, снизилась гарантированность, общая
надежность оплаты труда и выплаты пенсий, происходит свертывание сети
объектов социальной сферы и ухудшение их состояния.
3. Основные направления государственной политики в АПК
Возникает
вопрос, следовало ли изменять
сложившуюся в предыдущий
административно-хозяйственную систему, если аграрные преобразования ее
привели к спаду производства?
Объективная необходимость аграрного реформирования была вызвана тем,
что сельское хозяйство России было затратным, в основном экстенсивным и
разрушительным для природной среды. Показатели производительности труда и
выхода продукции на единицу площади и потребляемых ресурсов оставались
низкими, а разрыв между нашей страной и развитыми странами мира по этим
показателям неуклонно увеличивался не в нашу пользу. Очевидно, что демонтаж
системы был необходим. Другое дело, при каких условиях, каким образом и в
какие сроки.
В условиях современного развала аграрного сектора и нестабильной
политической обстановки, блокирующей привлечение внешних и внутренних
инвестиций, встает задача существенного изменения стратегии и тактики
аграрной реформы. Речь идет об усилении государственного регулирования на
переходном этапе, которое надо рассматривать в тесном взаимодействии с
развитием предпринимательства, с проблемами саморегулирования на
микроуровне. Приоритет следует отдавать госрегулированию, создающему
условия для адаптации товаропроизводителей к рынку, обеспечивая как
эффективность их производства, так и насыщение рынка отечественным
продовольствием.
Специфика функционирования аграрной сферы предопределяет основные
направления госрегулирования, которых не избежала ни одна из развитых стран
мира. Речь идет, прежде всего, о государственном протекционизме при
реализации крупных комплексных экономических и социальных программ, прямой
государственной бюджетной поддержке сельского хозяйства, об использовании
ценовых, дотационных и финансово-кредитных мер.
Одной из неотложных задач на макроуровне должна стать разработка
программы "Повышение плодородия почв", поставленной на законодательную
основу и финансируемой из федерального бюджета. На региональном уровне
программный подход следует использовать при формировании объединений типа