Государственное регулирование АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2010 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Агропромышленный комплекс является самым крупным народнохозяйственным комплексом страны и включает три сферы связанных между собой отраслей—сельское хозяйство и отрасли «до» и «после» сельского хозяйства.
Агропромышленный комплекс также один из важнейших в экономике страны. На его долю приходится более 30% работников отраслей материального производства, 25% основных фондов. От устойчивого функционирования
аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения.

Содержание

Введение
1. Современная ситуация в агропромышленном комплексе. Ее причины
2. Особенности регулирования АПК
1. Цели преобразований
2. Формы государственного регулирования
3. Основные направления государственной политики в АПК
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

12121231321.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Государственное регулирование АПК

                      Государственное регулирование  АПК 

                                    План.

Введение

1. Современная  ситуация в агропромышленном  комплексе. Ее причины

2. Особенности  регулирования АПК

1. Цели преобразований

2. Формы государственного  регулирования

3. Основные направления  государственной политики в АПК

Заключение

Список литературы 

                                  Введение 

    Агропромышленный  комплекс является самым  крупным   народнохозяйственным

комплексом   страны   и   включает   три   сферы   связанных   между   собой

отраслей—сельское хозяйство и отрасли «до» и  «после»  сельского  хозяйства.

Агропромышленный  комплекс также один из важнейших  в  экономике  страны.  На

его  долю   приходится   более   30%   работников   отраслей   материального

производства,  25%  основных   фондов.   От   устойчивого   функционирования

аграрного сектора  в значительной степени зависит  уровень жизни населения.

    Начиная   с  1992  г.,  в  агропромышленном   комплексе   осуществляются

институциональные   преобразования,   реформирование    сельскохозяйственных

предприятий, совершенствование  их  внутрихозяйственных  отношений,  а  также

активизация межфермерской  кооперации. Следует отметить,  что  принципиальные

изменения сложившейся системы аграрных отношений были неизбежны,  и,  прежде

всего, была необходима замена  административно-распределительных,  командных

методов  хозяйствования  преимущественно  экономическими,   основанными   на

законах рынка. Но аграрные преобразования нужны и важны не сами по  себе,  а

как    условие    повышения    эффективности    производства,    обеспечения

продовольственной безопасности страны.

    Однако, к сожалению, наряду с  позитивными   изменениями  —  расширением

спектра  форм  хозяйствования,  включая  воссоздание  крестьянского  уклада,

ликвидацией   государственной   монополии   на   землю,   расширением   прав

сельскохозяйственных   предприятий,    которые    ныне    сами    определяют

специализацию и  объемы производимой продукции и свободно  распоряжаются  ею,

созданием условий  перехода к рыночным отношениям в  аграрной  сфере  и  т.д.,

произошли негативные изменения,  приведшие  аграрный  сектор  к  кризису.  И

случились они  главным образом вследствие ошибок и поспешности  в  проведении

аграрного реформирования.

    Цель  данной курсовой работы  –   рассмотреть  основные  задачи,  которые

стоят перед государственной  налоговой  политикой  в  современных  условиях,

выделить основные противоречия действующей ныне в  России налоговой  системы,

а также представить  конкретные меры,  которые  необходимо  осуществить,  для

того  чтобы   увеличить   стимулирующее   воздействие   налогов   на   сферу

производства и  в то же время, чтобы остановить сокращение  доходов  бюджетов

всех уровней.

    В первой  главе я рассмотрела ситуацию, сложившуюся в  аграрном  секторе

России, а также  конкретные причины  кризисного  состояния  агропромышленного

комплекса.

    Вторая  глава  содержит  определение   целей,  для  достижения   которых

началась аграрная реформа, и необходимые условия, которые  должно  соблюдать

государства  для  преодоления  сегодняшнего  затяжного  кризиса  в  сельском

хозяйстве  и  сопутствующих  отраслях.   Здесь   же   рассмотрены   основные

инструменты государственного регулирования,  которые  приемлемы  в  нынешних

условиях  для  стабилизации  ситуации  и  создания   предпосылок   к   росту

агропромышленного производства.

    В   третьей  главе  изложены  возможные  пути  выхода   из   кризиса   в

экономической и  социальной областях  агропромышленного комплекса,  а также

основные  направления  государственного  регулирования  в  аграрном  секторе

экономики.

      1. Современная ситуация в агропромышленном  комплексе. Ее причины

    Агропромышленный  комплекс  (АПК)  имеет  особое  значение  в  экономике

страны. Он  относится  к  числу  основных  народнохозяйственных  комплексов,

определяющих условия  поддержания жизнедеятельности  общества.  Значение  его

не только в  обеспечении потребностей людей  в продуктах питания,  но  в  том,

что он существенно влияет  на  занятость  населения  и  эффективность  всего

национального производства.

    АПК  — самый  крупный  из  основных  (базовых)  комплексов  в  экономике

страны. В АПК  России в настоящее время занято около 35%  всех  работающих  в

сфере материального производства. Здесь сосредоточено  более  четверти  всех

производственных  фондов и  создается  почти  15%  ВВП.  Около  30%  отраслей

народнохозяйственного  комплекса  включено  в  воспроизводственные  связи  с

аграрным сектором. Из сельскохозяйственного сырья производится примерно  70%

всего набора  производимых  в  стране  предметов  потребления.  В  розничном

товарообороте продовольственные  товары составляют примерно половину.[1]

    К   агропромышленному  комплексу   относятся  все  виды   производств   и

производственного  обслуживания,  создание  и  развитие  которых   подчинены

производству конечной  потребительской  продукции  из  сельскохозяйственного

сырья.

    Аграрные   преобразования   в   стране   происходили   по    нескольким

направлениям.  Первое  -  реформирование  АПК,  включая  земельную  реформу,

реорганизацию  колхозов  и  совхозов,  приватизацию  предприятий   отраслей,

поставляющих   сельскому   хозяйству   средства   производства   и   услуги,

перерабатывающих  и  доводящих  до  потребителя  его  продукцию.  В   стране

формируются новые  земельные отношения,  основу  которых  составляет  частное

землевладение,    представленное    сельскохозяйственными     предприятиями,

крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, хозяйствами населения,  включающими

личные подсобные  хозяйства,  садоводческие  и  огородные  товарищества.  Из

табл.1.1 видно, как  в течение 1991-1997 гг. изменилась социальная  структура

сельскохозяйственных  землепользователей  в  результате  земельной  реформы.

Доля государственного сектора в  использовании  сельскохозяйственных  угодий

уменьшилась с 56% в 1991 г. до 13,4 в 1997 г., в то время как  удельный  вес

частных (коллективных и индивидуально-семейных) хозяйств возрос  с  40,3  до

70,9%. За годы  реформы приватизировано 91%  перерабатывающих  предприятий  и

77% предприятий  агросервиса.

                                                                 Таблица 1.1

         Удельный вес различных категорий  землепользователей в общей

                  площади сельскохозяйственных угодий, %[2]

|На 1.01.|Государственн|Сельскохозяйственные|Частный  сектор,        |Земли  |

|соответс|ый сектор    |организации         |индивидуальные семейные|запаса |

|твующего|             |                    |хозяйства             |и      |

|года    |             |                    |                       |другие |

|        |Государственн|Колхозы|Новые формы|Фермерские|Хозяйства   |       |

|        |ые           |       |           |хозяйства  |населения   |       |

|        |предприятия  |       |           |          |            |       |

|1991 г. |56,0         |38,2   |0,3        |0,1       |1,7         |3,7    |

|1992 г. |51,2         |35,6   |0,6        |0,6       |2,5         |9,5    |

|1993 г. |24,0         |18,3   |36,9       |2,9       |3,9         |14,0   |

|1994 г. |16,0         |15,7   |45,8       |4,4       |3,9         |14,2   |

|1995 г. |14,4         |14,5   |47,4       |4,6       |4,2         |14,9   |

|1996 г. |13,8         |14,1   |47,5       |4,7       |4,6         |15,3   |

|1997 г. |13,4         |13,8   |47,7       |4,9       |4,5         |15,7   | 

    Второе - разгосударствление системы   закупок  и  реализации  продукции,

продовольственной  оптовой  и  розничной  торговли.   В   результате   резко

сократились   закупки   сельскохозяйственной   продукции    государственными

заготовительными  организациями   и   потребительской   кооперацией.   Стали

развиваться новые  каналы реализации,  в  том  числе  оптовые  рынки,  биржи,

ярмарки и др. Удельный вес централизованных закупок  зерна  в  общем  объеме

его реализации уменьшился с 63% в  1993  г.  до  25  в  1997  г.,  картофеля

соответственно - с 52 до 29, овощей - с 71 до 40, мяса скота  и птицы - с  79

до 45, молока и молочных продуктов - с 97 до 82, яиц - с 92 до 74%.[3]

    Третье - изменение  системы  государственного  регулирования  аграрного

сектора: перестройка  организационных  структур  и  методов  управления  АПК.

Начинает  формироваться  адекватная   рынку   финансово-кредитная   система,

включающая ценовые  дотации и компенсации,  денежный  кредит,  выделяемый  на

льготных условиях (не более 25%  учетной  ставки  ЦБ),  лизинг  на  поставку

техники  и  оборудования,  добровольное   страхование   сельскохозяйственной

деятельности.  Сельским  товаропроизводителям  предоставляются   льготы   по

налогообложению. Начиная с 1994 г., складывается система  защиты  внутреннего

рынка от импортных  товаров  путем  установления  таможенных  пошлин,  однако

общий уровень тарифов у нас ниже,  чем во  многих  странах с развитой

экономикой.

    Четвертое   направление   реформы   связано   с   попытками   освободить

сельскохозяйственные  организации  от   функций   по   содержанию   объектов

коммунального хозяйства и  социальной  инфраструктуры  посредством  передачи

последних  в  ведение   сельских   муниципалитетов,   сформировать   систему

социальной  защиты  безработных   и   стимулировать   несельскохозяйственную

занятость населения.

    Предпринятые  в ходе аграрных преобразований меры  не  привели к росту

сельскохозяйственного производства, а, наоборот,  за  период  1991-1997  гг.

произошло  его  существенное   сокращение   –   около   40%   (рис.1.1).   В

Информация о работе Государственное регулирование АПК