Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2010 в 15:53, курсовая работа
Агропромышленный комплекс является самым крупным народнохозяйственным комплексом страны и включает три сферы связанных между собой отраслей—сельское хозяйство и отрасли «до» и «после» сельского хозяйства.
Агропромышленный комплекс также один из важнейших в экономике страны. На его долю приходится более 30% работников отраслей материального производства, 25% основных фондов. От устойчивого функционирования
аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения.
Введение
1. Современная ситуация в агропромышленном комплексе. Ее причины
2. Особенности регулирования АПК
1. Цели преобразований
2. Формы государственного регулирования
3. Основные направления государственной политики в АПК
Заключение
Список литературы
Государственное регулирование АПК
Государственное регулирование
АПК
Введение
1. Современная ситуация в агропромышленном комплексе. Ее причины
2. Особенности регулирования АПК
1. Цели преобразований
2. Формы государственного регулирования
3. Основные направления государственной политики в АПК
Заключение
Список литературы
Агропромышленный
комплекс является самым
комплексом страны и включает три сферы связанных между собой
отраслей—сельское хозяйство и отрасли «до» и «после» сельского хозяйства.
Агропромышленный комплекс также один из важнейших в экономике страны. На
его долю приходится более 30% работников отраслей материального
производства, 25% основных фондов. От устойчивого функционирования
аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения.
Начиная с 1992 г., в агропромышленном комплексе осуществляются
институциональные преобразования, реформирование сельскохозяйственных
предприятий, совершенствование их внутрихозяйственных отношений, а также
активизация межфермерской кооперации. Следует отметить, что принципиальные
изменения сложившейся системы аграрных отношений были неизбежны, и, прежде
всего, была необходима
замена административно-
методов хозяйствования преимущественно экономическими, основанными на
законах рынка. Но аграрные преобразования нужны и важны не сами по себе, а
как условие повышения эффективности производства, обеспечения
продовольственной безопасности страны.
Однако,
к сожалению, наряду с
спектра форм хозяйствования, включая воссоздание крестьянского уклада,
ликвидацией государственной монополии на землю, расширением прав
сельскохозяйственных предприятий, которые ныне сами определяют
специализацию и объемы производимой продукции и свободно распоряжаются ею,
созданием условий перехода к рыночным отношениям в аграрной сфере и т.д.,
произошли негативные изменения, приведшие аграрный сектор к кризису. И
случились они главным образом вследствие ошибок и поспешности в проведении
аграрного реформирования.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть основные задачи, которые
стоят перед государственной налоговой политикой в современных условиях,
выделить основные противоречия действующей ныне в России налоговой системы,
а также представить конкретные меры, которые необходимо осуществить, для
того чтобы увеличить стимулирующее воздействие налогов на сферу
производства и в то же время, чтобы остановить сокращение доходов бюджетов
всех уровней.
В первой главе я рассмотрела ситуацию, сложившуюся в аграрном секторе
России, а также конкретные причины кризисного состояния агропромышленного
комплекса.
Вторая глава содержит определение целей, для достижения которых
началась аграрная реформа, и необходимые условия, которые должно соблюдать
государства для преодоления сегодняшнего затяжного кризиса в сельском
хозяйстве и сопутствующих отраслях. Здесь же рассмотрены основные
инструменты государственного регулирования, которые приемлемы в нынешних
условиях для стабилизации ситуации и создания предпосылок к росту
агропромышленного производства.
В третьей главе изложены возможные пути выхода из кризиса в
экономической и социальной областях агропромышленного комплекса, а также
основные направления государственного регулирования в аграрном секторе
экономики.
1. Современная ситуация в
Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике
страны. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов,
определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его
не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том,
что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего
национального производства.
АПК — самый крупный из основных (базовых) комплексов в экономике
страны. В АПК России в настоящее время занято около 35% всех работающих в
сфере материального производства. Здесь сосредоточено более четверти всех
производственных фондов и создается почти 15% ВВП. Около 30% отраслей
народнохозяйственного комплекса включено в воспроизводственные связи с
аграрным сектором. Из сельскохозяйственного сырья производится примерно 70%
всего набора производимых в стране предметов потребления. В розничном
товарообороте продовольственные товары составляют примерно половину.[1]
К агропромышленному комплексу относятся все виды производств и
производственного обслуживания, создание и развитие которых подчинены
производству конечной потребительской продукции из сельскохозяйственного
сырья.
Аграрные преобразования в стране происходили по нескольким
направлениям. Первое - реформирование АПК, включая земельную реформу,
реорганизацию колхозов и совхозов, приватизацию предприятий отраслей,
поставляющих сельскому хозяйству средства производства и услуги,
перерабатывающих и доводящих до потребителя его продукцию. В стране
формируются новые земельные отношения, основу которых составляет частное
землевладение, представленное сельскохозяйственными предприятиями,
крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, хозяйствами населения, включающими
личные подсобные хозяйства, садоводческие и огородные товарищества. Из
табл.1.1 видно, как в течение 1991-1997 гг. изменилась социальная структура
сельскохозяйственных землепользователей в результате земельной реформы.
Доля государственного сектора в использовании сельскохозяйственных угодий
уменьшилась с 56% в 1991 г. до 13,4 в 1997 г., в то время как удельный вес
частных (коллективных и индивидуально-семейных) хозяйств возрос с 40,3 до
70,9%. За годы реформы приватизировано 91% перерабатывающих предприятий и
77% предприятий агросервиса.
Удельный вес различных
площади сельскохозяйственных угодий, %[2]
|На 1.01.|Государственн|
|соответс|ый сектор
|организации
|индивидуальные семейные|
|твующего| | |хозяйства |и |
|года | | | |другие |
|
|Государственн|Колхозы|Новые
| |ые | | |хозяйства |населения | |
| |предприятия | | | | | |
|1991 г. |56,0 |38,2 |0,3 |0,1 |1,7 |3,7 |
|1992 г. |51,2 |35,6 |0,6 |0,6 |2,5 |9,5 |
|1993 г. |24,0 |18,3 |36,9 |2,9 |3,9 |14,0 |
|1994 г. |16,0 |15,7 |45,8 |4,4 |3,9 |14,2 |
|1995 г. |14,4 |14,5 |47,4 |4,6 |4,2 |14,9 |
|1996 г. |13,8 |14,1 |47,5 |4,7 |4,6 |15,3 |
|1997 г. |13,4
|13,8 |47,7 |4,9
|4,5 |15,7
|
Второе - разгосударствление системы закупок и реализации продукции,
продовольственной оптовой и розничной торговли. В результате резко
сократились закупки сельскохозяйственной продукции государственными
заготовительными организациями и потребительской кооперацией. Стали
развиваться новые каналы реализации, в том числе оптовые рынки, биржи,
ярмарки и др. Удельный вес централизованных закупок зерна в общем объеме
его реализации уменьшился с 63% в 1993 г. до 25 в 1997 г., картофеля
соответственно - с 52 до 29, овощей - с 71 до 40, мяса скота и птицы - с 79
до 45, молока и молочных продуктов - с 97 до 82, яиц - с 92 до 74%.[3]
Третье
- изменение системы
сектора: перестройка организационных структур и методов управления АПК.
Начинает формироваться адекватная рынку финансово-кредитная система,
включающая ценовые дотации и компенсации, денежный кредит, выделяемый на
льготных условиях (не более 25% учетной ставки ЦБ), лизинг на поставку
техники и оборудования, добровольное страхование сельскохозяйственной
деятельности. Сельским товаропроизводителям предоставляются льготы по
налогообложению. Начиная с 1994 г., складывается система защиты внутреннего
рынка от импортных товаров путем установления таможенных пошлин, однако
общий уровень тарифов у нас ниже, чем во многих странах с развитой
экономикой.
Четвертое направление реформы связано с попытками освободить
сельскохозяйственные организации от функций по содержанию объектов
коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры посредством передачи
последних в ведение сельских муниципалитетов, сформировать систему
социальной защиты безработных и стимулировать несельскохозяйственную
занятость населения.
Предпринятые в ходе аграрных преобразований меры не привели к росту
сельскохозяйственного производства, а, наоборот, за период 1991-1997 гг.
произошло его существенное сокращение – около 40% (рис.1.1). В