Государственное антимонопольное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе я постараюсь рассмотреть основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики; действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, а также законодательство стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которой является небезынтересным и для России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….стр.3
Глава 1.
1.1.Возникновение и сущность монополий…………………………………….стр.3-6
1.2.Виды монополии………………………………………………………………стр.6-8
1.3. Предпосылки формирования и развития современных монополий…..стр.8-10
1.4.Экономические последствия монополии ………………………………. стр.10-12
Глава 2.
2. 1. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики.………………………………….стр.12-14
2.2. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики……..стр.14-15
2.3. Мировой опыт антимонопольного регулирования…………….………стр.15-16
2.4. Область проблем антимонопольного регулирования в России………..стр.16-20
Глава 3.
3.1. Методы антимонопольного регулирования в России ………………….стр.20-24
3.2. Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в решении проблем………………стр.24-26
3.3. Необходимость антимонопольного регулирования…………..................стр.26-28
Заключение………………………………………………………………………..стр.28
Список используемой литературы……………………………………………..стр.29.

Работа содержит 1 файл

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.doc

— 696.92 Кб (Скачать)

В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изометрические), «Калугапутьмаш» (машины рельсосварочные, краны укладочные), Новосибирский металлургический завод (листовая инструментальная холоднокатаная сталь) и др.

Количество включённых в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.

Но внесение предприятия в реестр ещё не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры - скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства. Монопольное поведение предприятия и меры по пресечению злоупотреблений доминирующим положением строго регламентированы статьями закона «О конкуренции».

Все товарные рынки можно, с оговорками, разделить на три типа:

1. С развитой конкуренцией - рынки основных видов продовольствия, зерна, растительного масла, а также рынки машиностроительного и строительного комплексов;

2. Олигополистические - рынки отдельных товаров длительного пользования (машины, компьютеры и т.д.)

3. Монополизированные рынки, в том числе естественных монополий.

Структура товарных рынков, характер и уровень монополизации экономики меняются в результате приватизации, либерализации цен, открытия внутреннего рынка для международной конкуренции, банкротства убыточных предприятий, регулирования естественных монополий.

В России к естественным монополиям относятся прежде всего РАО «ЕЭС России», «Газпром» и Министерство путей сообщения. Их судьба вызывает острые дискуссии. Антимонопольные меры в их отношении воспринимаются неоднозначно.

Хотя структурная реформа в этой сфере направлена на повышение экономической эффективности естественных монополий, рациональное использование их производственного потенциала, формирование рыночных отношений, противники демонополизации считают, что реализация намеченных планов потребует затрат, которые превысят будущий эффект.

Тем не менее, реформирование естественных монополий - одна из главных задач реструктуризации российской экономики.  

3.2.Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в решении проблем.

Сегодня антимонопольное законодательство необходимо совершенствовать, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Предстоит так обновить правовую базу, чтобы она позволяла надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг. Нужен закон «О защите конкуренции в сфере финансовых услуг».

Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю .

Что касается направлений антимонопольной политики в России на ближайшие годы, то в декабре 2001 года на заседании Правительства РФ была утверждена концепция среднесрочной правительственной программы на 2002-2007 гг. «Структурная перестройка и экономический рост». Она содержит специальный раздел, посвящённый антимонопольной политике. Антимонопольная политика в среднесрочной перспективе будет реализовываться по следующим основным направлениям:

1. Совершенствование правовой базы, форм и методов антимонопольного контроля и регулирования

регулирования в целях предупреждения и пресечения злоупотреблений рыночной властью, сговоров, соглашений и согласованных действий, имеющих результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, недобросовестной конкуренции.

2. Демонополизация экономики и создание условий для развития конкуренции на монополизированных товарных рынках с высокой степенью концентрации поставок, устранение барьеров для развития конкуренции и входа на рынки других хозяйствующих субъектов.

3. Противодействие созданию новых монополистических структур в результате перераспределения собственности, реализации корпоративной инвестиционной политики и интеграционных процессов, в том числе при формировании ФПГ.

4. Распространение антимонопольных требований на рынки финансовых, в том числе банковских и страховых, услуг.

5. Согласование целей, задач и мер по демонополизации и развитию конкуренции на товарных рынках, гармонизации антимонопольного законодательства в рамках единого экономического пространства СНГ, адаптации конкурентной политики в целях вхождения России в мировое экономическое сообщество.

Разработчикам российского антимонопольного законодательства предстоит ещё большая работа, при этом было бы целесообразно учитывать опыт зарубежных стран, не забывая при этом специфики российского рынка.

Для демонополизации экономики и развития конкуренции специалисты предлагают:

* наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);

* ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;

* совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

* согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам.

3.3. Необходимость антимонопольного регулирования. 

   Принимая во внимание экономические последствия монополии,  невозможно прийти к окончательному выводу, становится ли она источником негативных явлений или приносит обществу благо. Отрицательной ее  стороной является то, что она вызывает неэффективное размещение ресурсов, замедляет технический прогресс, способствует неравенству доходов и создает политическую опасность. Те, кто защищает промышленную концентрацию, утверждают, что она  проистекает из лучшей работы и эффекта масштаба; ей противостоят конкуренция внутри отрасли, иностранная и потенциальная конкуренция; она создает необходимые средства и стимулы для технического прогресса. Но уже  в конце ХIX в. стало очевидно, что монополистические объединения разрушают  нормальные для рыночной системы отношения, что и стало причиной проведения многими правовыми и демократическими государствами антимонопольной политики.    Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение  монопольных проявлений и осуществляется с целью снижения цен и увеличения выпуска продукции. Осуществляется оно посредством мер законодательного и экономического характера.                                                                                                                                                                                                                     

   Законодательные меры регулирования деятельности монополий  - это правовые нормы, направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также недобросовестной конкуренции. Чаще всего законодательные меры предполагают запрещение  договоров о ценах и разделе рынков, регулирование набора предоставляемых потребителю услуг, установление контроля за слияниями, за соглашениями об использовании продукции, запреты на установление розничных цен, запреты соглашений о предоставлении исключительных прав. Направленность действия данных мер связана с а) коррекцией поведения монополистов, чтобы сделать его более конкурентным, и б) проведением структурной политики, в ходе которой сама отрасль становится более конкурентной.

   В 90-х годах в России сделаны первые шаги  по разработке и применению антимонопольного законодательства.  Кроме того, в новом Уголовном кодексе  к преступлениям отнесены монополистические действия и ограничения конкуренции. Речь идет о монополистических действиях, которые совершены путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Уголовно наказуемым признано также ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничение доступа на рынок, устранение с него других субъектов экономической деятельности, установление или поддержание единых цен (УК РФ, статья 178).  К числу преступлений относится принуждение к совершению сделки или  к отказу от ее совершения  (статья 1790; незаконное использование чужого товарного знака (статья 180); использование  в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб (статья 182).

   Экономические меры регулирования деятельности монополий -  это набор экономических инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности  реализации рыночной власти продавцов. Важнейшими среди таких инструментов являются прямое и косвенное регулирование цен и прибылей.

   Прямое  регулирование обычно  реализуется в  форме    установления «потолка цен», т. е. верхнего или нижнего  предела цены, и предельного уровня нормы прибыли. Целью установления «потолка цен» является увеличение выпуска при более низкой цене.  Однако подобное реагирование фирмы  на введение «потолка цены» будет наблюдаться лишь при условии приемлемого для фирмы уровня такого «потолка», что составляет главную проблему при использовании  этого метода регулирования. «Потолок» должен быть таким, чтобы, с одной стороны, лишить продавца монопольной прибыли, а с другой - обеспечить фирме покрытие оперативных расходов и получение справедливого дохода  на инвестированный капитал.  Наиболее часто  применение регулирования цен имеет место  при естественной монополии, хотя все же сталкивается с рядом проблем. Значительную сложность представляет само определение уровня средних издержек с точки  зрения обоснованности включения в издержки тех или иных видов затрат. Другая проблема связана с тем, что регулирование цен может способствовать росту Х-неэффективности. Так, субсидируемые фирмы, зная, что их расходы будут компенсированы, утрачивают стимулы для снижения издержек. При установлении «справедливых цен», осуществляемом чаще всего по принципу «издержки плюс», фирмы  прямо заинтересованы в увеличении издержек, так как это приводит к увеличению совокупной прибыли. Если же в качестве базы установления  «справедливой цены» будут  взяты  ее  капитальные  активы,  то  в  этом  случае   фирма   будет    стремиться к  необоснованному    замещению   труда   капиталом,    что  приведет к той  же  Х-неэффективности, только в виде неэффективного распределения ресурсов внутри фирмы.  Не следует упускать из виду  и тот момент, что установление «потолков цен» чревато возникновением дефицита продукции.

   Косвенное регулирование цен и прибылей осуществляется посредством  налогообложения либо продукции, либо прибыли. В первом случае проблема  состоит в том, что введение налога приведет к росту  издержек и монополист сократит выпуск и повысит цену. Поэтому при введении налога на продукцию чрезвычайно важно учитывать степень эластичности спроса. Если она высока, то рост цены окажется меньше размера налога, что приведет к перераспределению части монопольной прибыли в пользу потребителей. Соответственно, при спросе, имеющем низкую эластичность, введение налога на продукцию приведет лишь к дополнительным потерям совокупного благосостояния.

   Цель косвенного регулирования прибыли  состоит в том, чтобы изъять  у фирмы монопольную прибыль, оставив ей только нормальную прибыль.  Налогообложение прибыли вводится только в случае устойчивого получения фирмой прибыли, превышающей по своему уровню среднюю. Налогообложение монопольной прибыли отличается от ценового регулирования тем, что  налог не влияет  на уровень цены и выработку, а вся тяжесть налогообложения падает на производителя. При этом поступления от налога присваиваются всеми потребителями, а не только потребителями продукции монополиста. Метод налогообложения монопольной прибыли не тождественен налогу с продаж, при котором налоговое бремя распределяется между  производителем и потребителем. При практической реализации мер по установлению предельного уровня прибыли возникают те же трудности, что и при установлении  «потолка цен».

   Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций  свидетельствует о том, что  образование монополий - закономерный процесс, и объясняется это тем, что  сама конкуренция - важный элемент рыночного механизма - порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом. 

Заключение.

Экономическую политику в России всё время кидает из административного произвола по управлению производством к стихии самостоятельности хозяйственных ячеек. Если в первом случае обнаруживается ущемление местных интересов, то во втором - несогласованность антимонопольной работы.

Подводя итоги, можно сказать, что антимонопольная политика в России развита ещё не достаточно хорошо, но имеются все тенденции к дальнейшему совершенствованию этой сферы. Причём, я уверена, что антимонопольная политика будет плодотворно развиваться как в отношении монополий закрытого и открытого типа, так и в отношении естественных монополий, что, пожалуй, на данный момент наиболее важно для российской экономики.

Информация о работе Государственное антимонопольное регулирование