Государственное антимонопольное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе я постараюсь рассмотреть основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики; действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, а также законодательство стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которой является небезынтересным и для России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….стр.3
Глава 1.
1.1.Возникновение и сущность монополий…………………………………….стр.3-6
1.2.Виды монополии………………………………………………………………стр.6-8
1.3. Предпосылки формирования и развития современных монополий…..стр.8-10
1.4.Экономические последствия монополии ………………………………. стр.10-12
Глава 2.
2. 1. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики.………………………………….стр.12-14
2.2. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики……..стр.14-15
2.3. Мировой опыт антимонопольного регулирования…………….………стр.15-16
2.4. Область проблем антимонопольного регулирования в России………..стр.16-20
Глава 3.
3.1. Методы антимонопольного регулирования в России ………………….стр.20-24
3.2. Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в решении проблем………………стр.24-26
3.3. Необходимость антимонопольного регулирования…………..................стр.26-28
Заключение………………………………………………………………………..стр.28
Список используемой литературы……………………………………………..стр.29.

Работа содержит 1 файл

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.doc

— 696.92 Кб (Скачать)

 
 

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам

Всероссийская государственная налоговая академия 
 
 
 
 

                                       Курсовая работа

                                              на тему:

             «Государственное антимонопольное регулирование». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                              Предмет: Экономическая теория

                                                                              Проверила:

                                                                              Выполнила:

                                                                              Группа: ФО-105

                                                                               
 
 
 
 

                                                     Москва

                                                       2008

                                                         Содержание. 

Введение………………………………………………………………………….стр.3 

Глава 1.

1.1.Возникновение и сущность монополий…………………………………….стр.3-6 

1.2.Виды монополии………………………………………………………………стр.6-8 

1.3. Предпосылки формирования и развития современных монополий…..стр.8-10 

1.4.Экономические последствия монополии ………………………………. стр.10-12     
 

Глава 2.

2. 1. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики.……………………………………………………………………….стр.12-14

2.2. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики……..стр.14-15

2.3. Мировой опыт антимонопольного регулирования…………….………стр.15-16

2.4. Область проблем антимонопольного регулирования в России………..стр.16-20 

Глава 3.

3.1. Методы антимонопольного регулирования в России ………………….стр.20-24 

3.2. Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в решении проблем…………………………………………………………………стр.24-26 

3.3. Необходимость антимонопольного регулирования…………..................стр.26-28 

Заключение………………………………………………………………………..стр.28 

Список используемой литературы……………………………………………..стр.29. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

В данной курсовой работе я постараюсь рассмотреть основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики; действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, а также законодательство стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которой является небезынтересным и для России.  
 
 

1.1. Возникновение и сущность монополий.

Монополия (от моно - один и  греч.  poleo  -  продажа)  исключительное

право в определенной области, государства, организации, фирмы.

В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции -- этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике.

История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений -- кризисов и монополий -- указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название "детей кризиса".

Что представляют собой монополистические образования? Если обратить внимание на промышленное производство, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия. Оно позволяет им избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы. 

      Монополия - крупные  хозяйственные  объединения  (картели,  синдикаты,

тресты,  концерны  и  так  далее),  находящиеся  в   частной   собственности

(индивидуальной, групповой или акционерной) и  осуществляющие  контроль  над

отраслями, рынками и  экономикой  на  основе  высокой  степени  концентрации

производства и капитала с целью установления монопольных  цен  и  извлечения

монопольных прибылей. Господство в экономике служит  основой  того  влияния,

которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

      Если  мы  обратили  внимание  на   монополистические   образования   в

промышленном   производстве,   то   это   отдельные   крупные   предприятия,

объединения  предприятий,  хозяйственные  товарищества,  которые  производят

значительное  количество  продукции  определенного  вида,   благодаря   чему

занимают доминирующее положение на рынке;  получают  возможность  влиять  на

процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен;  получают

более высокие (монопольные) прибыли.

      Следовательно, главным признаком монопольного образования  (монополии)

является  занятие  монопольного  положения.  Последнее  определяется,    как

доминирующее  положение  предпринимателя,  которое  дает   ему   возможность

самостоятельно  или  в  месте  с  другими   предпринимателями   ограничивать

конкуренцию на рынке определенного товара.

      Характерными чертами монополии являются следующие:

1.  Отрасль  состоит  из  одной   фирмы,   которая   является   единственным

   производителем данного продукта или поставщиком услуги.

2. Из первого признака вытекает, что покупатель должен  приобретать  продукт

   у монополиста или обходиться без него.  То,  что  не  существует  близких

   заменителей монополизированного  продукта,  имеет  большое  значение  для

   рекламы. Впрочем, монополисту часто нет нужды использовать рекламу.

3. В условиях монополизированного производства производитель диктует цену  и

   имеет возможность манипулировать количеством предложенного продукта.

4. Существование монополии предполагает наличие  барьеров  для  появления  в

   отрасли аналогичных производств, создаваемых другими производителями. Эти

   барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими.

      При анализе монополии важно учитывать неоднозначность  самого  термина

«монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из  этимологии

слова  «моно»  -  один,  «полио»  -  продаю.  В  реальной   действительности

практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке  действовала  бы  одна

единственная   фирма-производитель   товаров,   не   имеющих    субститутов.

Следовательно,  использование  термина  «монополия»,  а  тем  более  «чистая

монополия» является абстракцией. Даже полное отсутствие  конкурентов  внутри

страны не  исключает  их  наличие  за  рубежом.  Поэтому  можно  представить

чистую, абсолютную  монополию  скорее  теоретически.  Для  чистой  монополии

характерно наличие всего лишь одной  фирмы,  производящей  продукт,  близких

заменителей  которому  нет,  т.е.  уникальный  продукт.  Фирма  осуществляет

значительный контроль над ценой своего продукта. Регулируя  цену  изменением

предложения продукта, фирма делает всё, чтобы не допустить  новую  фирму   в

отрасль  своей  деятельности,  т.е.  блокирует  свою  отрасль.  Коммерческая

реклама продукта почти не осуществляется.

      Не следует отождествлять чистую  монополию  и  монопольную  (рыночную)

власть. Последнее означает возможность для фирмы влиять на цену  и  повышать

экономическую  прибыль,  ограничивая  объем  производства  и  сбыта.   Когда

говорят о степенях монополии  рынка,  обычно  имеют  в  виду  силу  рыночной

власти отдельных фирм, присутствующих на этом рынке.

      Как ведет себя монополист на  рыке?  Он  полностью  контролирует  весь

объем выпуска товара; если он принимает решение  о  повышении  цены,  то  не

боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам,  устанавливающим  более

низкие цены. Но это не означает,  что  он  бесконечно  будет  повышать  цену

своей продукции.

      Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится

к получению высокой прибыли, в ходе принятия  решения  о  цене  продажи  она

учитывает рыночный спрос  и  свои  издержки.  Так  как  монополист  является

единственным   производителем   данной  продукции,  кривая  спроса  на   его

Информация о работе Государственное антимонопольное регулирование