Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:10, курсовая работа
В данной курсовой работе я постараюсь рассмотреть основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики; действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, а также законодательство стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которой является небезынтересным и для России.
Введение………………………………………………………………………….стр.3
Глава 1.
1.1.Возникновение и сущность монополий…………………………………….стр.3-6
1.2.Виды монополии………………………………………………………………стр.6-8
1.3. Предпосылки формирования и развития современных монополий…..стр.8-10
1.4.Экономические последствия монополии ………………………………. стр.10-12
Глава 2.
2. 1. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики.………………………………….стр.12-14
2.2. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики……..стр.14-15
2.3. Мировой опыт антимонопольного регулирования…………….………стр.15-16
2.4. Область проблем антимонопольного регулирования в России………..стр.16-20
Глава 3.
3.1. Методы антимонопольного регулирования в России ………………….стр.20-24
3.2. Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в решении проблем………………стр.24-26
3.3. Необходимость антимонопольного регулирования…………..................стр.26-28
Заключение………………………………………………………………………..стр.28
Список используемой литературы……………………………………………..стр.29.
Безусловно, трудности
перехода к рынку многим предприятиям
легче переносить в рамках различного
рода объединений и холдингов. Но в условиях
современной отечественной экономики
важно не допускать таких форм, которые
позволяли бы предприятиям возвращаться
опять к удобному и привычному для них
административному распределению ресурсов,
гарантиям сбыта, размыванию экономической
ответственности, гарантиям поддержки
нежизнеспособных за счет сильных и передовых,
которые при этом становятся донорами
поневоле. Если государство пойдёт на
то, чтобы насильно опять заставлять жизнеспособные
предприятия кормить слабых, то вместо
ожидаемого оживления экономики может
быть получен прямо противоположный результат.
Сложности встают перед антимонопольной
политикой России и при решении вопроса
о сдерживании или стимулировании отечественных
производственных монополий. С одной стороны,
безусловно, необходимо подавление безудержных
стремлений предприятий-монополистов
к взвинчиванию цен на свою продукцию,
как одного из главных факторов усиления
инфляции. С другой стороны, учитывая кризисное
состояние экономики России и объективно
большие возможности крупных предприятий
по увеличению объёма выпуска продукции,
снижению издержек, проведению научно-исследовательских
работ и освоению новых видов продукции,
неизбежно сочетание курса на сдерживание
производственных монополий с разумной
поддержкой определённой их части.
Безусловно, формирование концернов, обеспечивающих
более рациональную и эффективную организацию
целой группы ведущих предприятий отрасли,
объединяющих предприятия с общей сырьевой
базой и технологией, активно проводящих
курс на диверсификацию производства,
совершенно не равнозначно многочисленным
попыткам воспроизводства былых замкнутых
гигантских искусственных монополий,
объединявших все предприятия той или
иной отрасли, независимо от интересов
этих предприятий, и координировавшихся
соответствующими министерствами или
госкомитетами.
Разграничение монопольных структур различного
характера, т. е. выделение тех из них, которые
способны оздоравливать экономику, и тех,
которые тянут её назад, к временам массового
экономического иждивенчества, является
важной задачей современной российской
антимонопольной политики.
Особенно перспективным представляется
создание концернов и финансово-промышленных
групп, центрами которых являются предприятия,
выпускающие конкурентоспособную наукоёмкую
экспортную продукцию.
Конечно, создание крупных организационно-хозяйственных
структур несёт в себе прямую угрозу усиления
тенденции к росту производственного
монополизма. Но, во-первых, наличие большого
количества малых раздробленных предприятий
далеко не во всех случаях является гарантом
наиболее развитой и эффективной конкуренции.
Во-вторых, должны быть исключения из антимонопольного
законодательства для тех предприятий
и объединений, которые успешно отстаивают
позиции страны на внешних рынках. В-третьих,
речь ни в коем случае не должна идти о
сплошном объединении всех предприятий
в промышленно-финансовые группы или концерны.
С позиции эффективной антимонопольной
политики не противоречащими ей являются
лишь такие промышленно-финансовые группы
и концерны, которые связаны преимущественно
с вертикальной интеграцией входящих
в них структурных звеньев. В-четвёртых,
антимонопольная политика в современных
условиях России не может выступать как
самоцель, и должна использоваться лишь
как один из рычагов и инструментов преодоления
отсталой отраслевой структуры экономики
и повышения уровня её эффективности.
Немало проблем при проведении современной
антимонопольной политики в России возникает
в связи с недостаточной проработанностью
широкого круга законодательных материалов
и других официальных нормативных актов,
связанных с монополиями и монополизмом.
При этом в условиях современной России
большую роль при проведении антимонопольной
политики играют содержание и направленность
нормативно-правовых актов по многим другим
вопросам, особенно по вопросам, связанным
с процессами разгосударствления и приватизации,
развитием малого бизнеса, организацией
налоговой системы страны.
Прежде всего, не способствует проведению
антимонопольной политики слабая законодательная
проработка вопроса о мерах государственной
поддержки малого предпринимательства
в Российской Федерации. Фактически до
сих пор в законодательстве России нет
достаточно развёрнутого и действенного
закона о системе мер государственной
поддержки малых предприятий, системе
гарантий достаточно полной реализации
намеченных государством мероприятий
по поддержке и стимулированию развития
малого бизнеса. В общем, в современных
законодательных материалах не выделено
даже достаточно чётко само явление «малый
бизнес» и не отражено его место в обновлении
экономической системы страны. До сих
пор есть только один официальный документ,
в котором особо выделяется понятие малых
предприятий и разъясняются критерии
такого выделения. Имеется в виду Постановление
Совета Министров РСФСР № 406 от 18 июля
1991 г. «О мерах по поддержке и развитию
малых предприятий в РСФСР».
Что касается льгот, предоставляемых современным
российским законодательством малому
бизнесу, то они пока касаются лишь некоторых
вопросов, связанных с выплатами налогов,
прежде всего на прибыль. Очевидно, российским
законодателям представлялось, что данный
объём льгот является достаточным для
успешного развития малого бизнеса. Между
тем в других странах государства оказывают
поддержку малым предприятиям в гораздо
больших размерах.
Положение вместо организации государственного
регулирования открывает широкие возможности
для полного произвола в установлении
тарифов на электроэнергию со стороны
организаций, осуществляющих её производство
и распределение, т. е. в первую очередь
РАО «ЕЭС России» и региональных АО.
Результатом диктата цен на тепло и электроэнергию
явилось резкое возрастание доли затрат
на них в себестоимости многих видов продукции
промышленности.
Не лучше обстоят дела и с другими антимонопольными
документами. Так, в законе «О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках» нет никаких указаний
о критериях и методах определения границ
монопольных рынков, а антимонопольные
управления на местах и (главное) сами
предприятия не имеют необходимых разъяснительных
документов или инструкций. В результате
для антимонопольных органов сохраняется
возможность неоправданно широко толковать
понятие «доминирующее положение на рынке»,
а для многих предприятий возможность
защиты от обвинений в монополизме выглядит
как умышленно затруднённая.
Не совсем удачными представляются и некоторые
приведенные в законах формулировки, например,
формулировка в законе о конкуренции понятия
«монополистическая деятельность». Эта
деятельность определяется здесь как
«противоречащие настоящему закону действия.
. . хозяйствующих субъектов. . . , направленные
на недопущение, ограничение или устранение
конкуренции и (или) причиняющие ущерб
потребителям». То есть при сохранении
нынешней формулировки понятия «монополистическая
деятельность», под антимонопольные статьи
можно, в принципе, подвести любые предприятия.
Уточнения целесообразно было бы внести
и в официальные документы о регулировании
цен на продукцию предприятий-монополистов.
В частности, следовало бы, очевидно, внести
определённые изменения в пункт 2 «Положения
о порядке регулирования цен на продукцию
предприятий-монополистов», где отмечается,
что это Положение распространяется на
хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее
положение на рынке определённого товара,
дающие им возможность оказывать решающее
влияние на конкуренцию, затруднять доступ
на рынок другим хозяйствующим субъектам
или иным образом ограничивать свободу
их экономической деятельности. Можно
сделать вывод о том, что государственное
регулирование цен будет распространяться
на все предприятия, занимающие доминирующее
положение на соответствующих рынках,
независимо от того, злоупотребляют ли
они реально данным положением, или только
имеют возможность для таких злоупотреблений.
Именно здесь заложена база для расширительных
толкований антимонопольного законодательства
со стороны заинтересованных организаций
и лиц. Далее в тексте Положения сказано,
наконец, о том, что решение о введении
государственного регулирования цен принимается
Министерством экономики и финансов Российской
Федерации по представлению Государственного
комитета по антимонопольной политике
на основе «анализа последствий злоупотреблений
доминирующим положением на товарных
рынках. . . со стороны предприятия-монополиста».
Очевидно, это обстоятельство надо было
бы выделить уже в названии самого данного
Положения. Оставляют желать лучшего и
другие пункты с указанными в них формулировками.
Недоработки антимонопольного законодательства
сочетаются с непродуманной практикой
его исполнения. Особенно неудовлетворительной
представляется практика преобладающего
использования метода установления предельного
норматива рентабельности не по отношению
к фондам предприятий-монополистов, а
по отношению к себестоимости их продукции.
Такой метод критикуется в печати как
побуждающий предприятия не к снижению
цен, а к накручиванию издержек, снижению
качества и расточительству, снижению
инвестиционной активности предприятий.
Недостаточно эффективно ведётся реализация
принятой еще в 1994 году государственной
антимонопольной программы. На одном из
заседании Президиума Правительства РФ
представителями Государственного антимонопольного
комитета было отмечено, что за трёхлетний
период работы Комитета в него поступило
более 11 тысяч жалоб на нарушение антимонопольного
законодательства. К рассмотрению было
принято 2 тысячи дел, но в 1,9 тысяч случаев
нарушения были устранены до передачи
материалов в суд.
При этом особо было отмечено, что на долю
естественных монополий приходилось 40%
от общего числа принятых к рассмотрению
дел. Около 700 дел касались злоупотреблений
местных органов власти, которые устанавливали
незаконные барьеры на пути рыночной конкуренции
и перемещения партий товаров.
Пока уровень развития конкуренции в нашей
стране явно недостаточен. Специалисты
называют несколько причин этого: во-первых,
приватизация не привела, как ожидалось,
к появлению эффективных собственников,
которые заботились бы о развитии предприятия;
во-вторых, принудительная реорганизация
(реструктуризация) предприятий не была
использована должным образом, хотя могла
бы облегчить массовое образование новых
конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;
в-третьих, малый бизнес так и не получил
должного развития.
Во многих странах именно малый бизнес
является естественной основой формирования
конкурентной среды, полигоном для испытания
венчурных технологических и экономических
проектов. У него больше возможностей
маневрировать капиталом, переключаясь
с одного вида деятельности на другой,
ниже операционные расходы, у работников
выше чувство причастности к делам фирмы
и заинтересованность в ее успехе. Даже
в условиях повышенного риска малые предприятия
охотно берутся за новации, которые они
затем могут передать на тиражирование
промышленным гигантам.
Как показывает зарубежный опыт, чем выше
доля малых предприятий в общем числе
хозяйствующих субъектов и численности
занятых, тем меньше безработица и выше
конкуренция. Однако сегодня темпы роста
числа этих предприятий замедлились, занимаются
они в основном торговлей и посреднической
деятельностью.
Для развития малого бизнеса необходимы
доступные кредиты и льготное налогообложение,
создание лизинговых компаний, технопарков,
бизнесинкубаторов, информационных, консалтинговых
и учебно-деловых центров, а также вовлечение
малых предприятий в новые сферы деятельности,
международные программы сотрудничества.
Пока же все это остается благим пожеланием
из-за скудости госбюджета, недостатка
политической воли у властей, противодействия
чиновников, настроенных против рыночных
реформ.
3.1. Методы антимонопольного регулирования России.
. 1. Ограничительные меры. Они предусмотрены законом «О конкуренции» и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.
Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичными (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.
Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.
Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтоб создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.
Наиболее стабильно действует запрет на установление монопольных цен, хотя и здесь немало проблем. В частности, «Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен» от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учётом того, что производственные мощности будут исчерпаны. Но при общем спаде производства в России это нереально. Поэтому предпочтительней оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявит монопольно высокие и монопольно низкие цены.
Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие. Российский монополизм проявляет своё антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрёстному субсидированию за счёт прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.
Запрещаются также различные соглашения между фирмами (стр. 5) и препятствование входу на рынок других фирм.
2. Контроль над усилением экономической концентрации. Наряду с запретами вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает:
o В результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;
o Когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику. Согласно закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», если предприятие достигает определённого порога по объёму операций, оно обязано получить согласие антимонопольного комитета на свои действия (предварительный контроль) и уведомить его о них (последующий контроль).
Предварительно контролируются, во-первых, создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ; во-вторых, ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда).
Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:
o Лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;
o Одно предприятие (группа лиц) получает в собственность или пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия и балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество;
o Лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие определять условия ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его исполнительного органа.
В этих трёх случаях предварительное согласие нужно, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих в сделках, превышает 100 тыс. МРОТ, или одним из них является предприятие, внесённое в реестр хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определённого товара превышает 35%, или покупателем является группа лиц, контролирующая деятельность этого предприятия.
При создании нового хозяйствующего субъекта учредители освобождены от предварительного контроля, однако они должны уведомить антимонопольный орган о создании предприятия в 15-дневный срок после регистрации. В случае, если создание новой фирмы ведёт к ограничению конкуренции, МАП может потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия. Если же они опасаются антиконкурентных последствий своих действий, то могут обратиться в МАП до регистрации и получить соответствующее заключение.
Новое для российского антимонопольного законодательства понятие «группа лиц» конкретизирует взаимоотношения между материнской и дочерней компаниями, т.е. при проведении государственного контроля за сделками антимонопольный орган рассматривает не только стороны, непосредственно участвующие в сделке, но и те организации, которые контролируют приобретателя или сами подконтрольны ему.
Российское антимонопольное законодательство запрещает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные последствия не компенсируются повышением её конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.
3. Запрет на недобросовестную конкуренцию. Под недобросовестной конкуренцией понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идёт о распространении ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки или нанести ущерб, введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельцев.
4. Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.
Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг «иногородних» предприятий и т.п.
Внеправовые действия органов власти имеют экономическую подоплёку, желание угодить «своим» предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах. Между тем, законодательство запрещает должностным лицам государственной власти и управления,
во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия;
во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров;
в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.
Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.
5. Реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния торгового рынка и доли предприятий на нём (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идёт о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтоб иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.
Информация о работе Государственное антимонопольное регулирование