Государственная собственность в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходилось решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …….3
1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СОБСТВЕННОСТИ…………………………………………………………..3
2.ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТЫХ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВАХ. ..8
3.РОЛЬ СОБСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ. 14
4.СТРУКТУРА ВИДОВ И ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РФ 19
5.ГОССОБСТВЕННОСТЬ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа содержит 1 файл

Курса ЭК ТЕОРИЯ.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

    Мы  считаем, что для перехода к рынку  нужно, прежде всего, в общих чертах осознавать то, к чему движется наше общество: что такое современный  рынок.

     Решив построить рыночную экономику, мы должны, прежде всего, представлять ее образ, видеть хотя бы контуры, усвоить суть рыночных отношений. Однако глубокому восприятию и пониманию рынка советским  человеком препятствует несколько  причин.

     Во-первых, мы подлинной рыночной экономики во всех ее многочисленных проявлениях практически не видели и не знали. Если кто и бывал в странах свободного рынка, то он лицезрел только его внешний облик, не вникая в суть внутренних механизмов рыночных отношений.

     Во-вторых, нас рыночным отношениям не учили. В школах, техникумах, институтах, по радио и телевидению нам внушали, что за рубежом загнивающая, кризисная экономика с эксплуатацией и порабощением трудящихся людей. Учебники, содержащие подлинное описание рынка и рыночной экономики, труды так называемых буржуазных экономистов либо вообще не переводились и не издавались, либо становились известными только узкому кругу специалистов.

     В-третьих, те естественные ассоциации, которые  возникают у каждого из нас  при слове “рынок”, так или иначе связаны с колхозным рынком, базаром, то есть рыночными формами, существовавшими в советской экономике. Но эти аналогии весьма далеки от реального цивилизованного современного рынка и, значит, порождают искаженное представление о подлинной рыночной экономике.

     Термины “рынок” и “рыночная экономика” в нашей стране обычно трактуются только как товарообменные операции и товарно-денежные отношения, иными  словами, как торговля, обмен, но такое  представление примитивно.

    Рынок  - это вся система многообразных экономических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, основанная на определенных принципах, главным из которых является свобода экономической деятельности.

  Основное  свойство экономики рыночного типа состоит в распространении рыночных отношений на все хозяйственные сферы, проникновение их во все отрасли, охват всех регионов страны. Это свойство можно назвать всеобщностью рыночных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  4. Пути перехода к многообразию форм собственности.

    В зависимости от того, кто является субъектом собственности, выделяются ее виды и формы (см.рис). В Российской Федерации носителями прав государственной собственности являются комитеты по управлению государственным имуществом, создаваемые соответственно на федеральном уровне и уровне субъектов федерации. Носителями прав муниципальной собственности являются органы местного самоуправления.

    Структура видов и форм собственности  в РФ

 
Вид собственности Государственн-ая Муниципальная Частная Общественная 
 
Форма собственности
Федеральная

Субъектов федерации

Районная, городская, поселковая и т.д.  
Граждан
Общественных  организаций, партий, церкви и т.д.
 

Основой  современной  рыночной экономики, в том числе  и регулируемой государством, выступает частная собственность в ее разнообразных типах и формах. Многообразие форм собственности отражает разную степень развития производительных сил и организационно-экономических отношений, неодинаковую меру обобществления производства в различных областях хозяйства.

    Государственная собственность бывает: общегосударственной, региональной и муниципальной.

    По  правовым признакам различают: частную  собственность (граждан и юридических  лиц), государственную (опять-таки федеральную, субъектов федерации и муниципальную) и смешанную или совместную форму собственности.

    Объектами собственности являются товары, рабочая  сила, земля, природные ресурсы, жилые  дома, ценные бумаги, капитал в денежной или вещественной форме.

    В каждом государстве установилось свое соотношение между различными формами собственности, а в каждой отрасли хозяйства, в материальном производстве и в нематериальной сфере утвердилось преимущество тех или иных форм.

      Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

      Приватизация  представляет особую систему экономических  отношений, возникающих в связи  с изменением формы собственности  на средства производства: с «государственной»  на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

      Особенностями начального этапа приватизации в  России (1991-1994 гг.) являются: приоритет  политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный  характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.

      Эмиссия и обращение приватизационных чеков  стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди  негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.

    Приватизация  направлена на социальную защиту населения  и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.  
Процесс приватизации в России начался раньше, чем сформировалась сама концепция приватизации, и понятие частной собственности было признано официально. В результате, происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов, а по существу, разграбление государственной собственности. Смена собственников не привела к эффективному хозяйствованию. В экономике утвердилось господство естественных монополий, экономический и финансовый кризис углубился. В связи с этим, необходимы следующие меры, которые ранее были использованы другими странами:

  • дифференцированный подход к приватизации крупных государственных объектов с целью создания экономической структуры с разумным балансом малых, средних и крупных предприятий, с достаточной степенью конкуренции между предприятиями в различных отраслях и с достаточным участием иностранных инвесторов;
  • разнообразие способов передачи государственной собственности в частные руки;
  • предоставление краткосрочных кредитов с гарантией государства предприятиям, деятельность которых находится под квалифицированным контролем, для финансирования заработной платы и обязательств перед поставщиками и др.

    В России и в других государствах СНГ  взят курс на переход к системе, сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную и смешанную формы собственности на средства производства. Это вполне логично сопрягается с курсом на переход к рынку. Раз рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, значит должно быть преодолено господство какой-то одной формы собственности. Оно должно быть заменено взаимно дополняющими друг друга различными формами собственности, каждая из которых оказалась бы наиболее приспособленной к конкретной сфере экономики, к каждому специфическому виду экономической деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    5.Госсударственная собственность в современных условиях развития экономики страны.

 

Современная практика вносит коррективы в отношения собственности,       «возвращая» роль государства, отнятую  было безоглядной приватизацией.   Вместе с тем закономерно возрастает и значение макроэкономического

планирования, поскольку  только планово-рациональное взаимодействие фирм и 

корпораций при  распределении усилий и ресурсов позволит эффективно      достигать приоритетных целей развития экономики России.

После десятилетия  реформ, ассоциируемых у большинства  российских граждан с 

тотальной приватизацией, маятник качнулся в обратную сторону. Ситуация в 

стране сейчас уникальна – государство все  быстрее завоевывает позиции  и в 

обществе, и в  бизнесе. Власть сделала ставку на строительство крупных

государственных корпораций. Например, в январе 2007г. Госдума приняла ФЗ

от 5 февраля 2007 года N 13 «Об особенностях управления и распоряжения

имуществом и  акциями организаций, осуществляющих деятельность в области

использования атомной энергии, и о внесении изменений в некоторые 

законодательные акты РФ».

Приватизационные  процессы, развивавшиеся в течение  более десяти лет,

привели к существенному  изменению структуры собственности  в РФ в целом. С 

1993 по 2006 года больше всего было приватизировано предприятий торговли

(22,5 %), незначительную  долю составляют образование  (0,9 %), культура и 

искусство (0,87  %). Высокую долю в последние два  года занимают

предприятия сельского  хозяйства (более 10 %) и строительства (от 9 до 11 %). Около 1% занимает приватизация здравоохранения, физической культуры и

социального обеспечения. Отрасль «Бытовое обслуживание населения» занимает

в структуре  приватизируемого имущества в среднем 6 %   в последние три  года.

В качестве положительного результата следует отметить тот  факт, что 

параллельно процессу приватизации шло интенсивное образование  новых 

частных предприятий. За указанный период общее количество предприятий и 

организаций возросло с 2250 тыс. до 4149,8 тыс., при этом количество

государственных предприятий уменьшилось с 322 тыс. до 157 тыс. и составило 

3,78% общей численности  зарегистрированных юридических  лиц [10, с.38].

Массовая распродажа государственных активов в отсутствие в 90-е годы

должных правовых и институциональных условий привели к замедлению процесса формирования эффективных собственников и не стали инструментом содействия реструктуризации и модернизации экономики.

Анализ количественных и качественных показателей результатов  приватизации

позволяет сделать  вывод о том, к настоящему времени  совершился переход от

экономики с  доминирующей государственной собственностью к экономике,

построенной на преобладании собственности частной. Следует отметить, что в настоящее время происходят процессы активизации  государства в экономике. Власть сделала ставку на строительство крупных государственных корпораций. В круг  интересов государства уже вовлечены или ждут своего времени объекты нефтегазового комплекса, электроэнергетической,  атомной,  авто- и авиа-, горно- и алмазодобывающих отраслей промышленность, металлургии. Например, в конце декабря 2004 г. государственная нефтяная компания  «Роснефть» приобрела основной нефтяной актив ЮКОСа - «Юганскнефтегаз». Ранее к своим активам она добавила компанию «Северная нефть». В 2005 г. государство полностью оформило контроль над «Газпромом». Доля государства  в газовой монополии увеличилась с 38% в 2000г. до 50% на конец 2005г. В свою очередь «Газпром» 21 октября 2005г. завершил сделку по приобретению 72% акций «Сибнефти» за 13 млрд. долл., консолидировав свыше 75% ее акций. В том же году Федеральная антимонопольная служба разрешила  «Газпрому» приобрести 51% «Нортгаза» с условием, что монополия больше не будет прикупать новые газодобывающие активы. Запрет продержался год: проиграв судебные процессы, эта служба отменила свое предписание. В начале2007г. «Газпром» подписал предварительное соглашение о создании  совместного предприятия с АЛРОСА. Алмазный монополист передает все свои  нефтяные активы («Саханефтегаз», «Якутскгеофизика», АЛРОСА-Газ). В целом сделки «Газпрома» фактически завершили установление контроля над нефтяной   отраслью, ведь только перечисленные три актива дают примерно 26 % всей  российской нефтедобычи. Если добавить еще «ЛУКойл» и «Сургут­нефтегаз»,  получается 58 %.[11, с.27]

Информация о работе Государственная собственность в современной экономике