Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 17:08, курсовая работа
В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходилось решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме.
ВВЕДЕНИЕ …….3
1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СОБСТВЕННОСТИ…………………………………………………………..3
2.ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТЫХ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВАХ. ..8
3.РОЛЬ СОБСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ. 14
4.СТРУКТУРА ВИДОВ И ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РФ 19
5.ГОССОБСТВЕННОСТЬ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Мы считаем, что для перехода к рынку нужно, прежде всего, в общих чертах осознавать то, к чему движется наше общество: что такое современный рынок.
Решив построить рыночную экономику, мы должны, прежде всего, представлять ее образ, видеть хотя бы контуры, усвоить суть рыночных отношений. Однако глубокому восприятию и пониманию рынка советским человеком препятствует несколько причин.
Во-первых, мы подлинной рыночной экономики во всех ее многочисленных проявлениях практически не видели и не знали. Если кто и бывал в странах свободного рынка, то он лицезрел только его внешний облик, не вникая в суть внутренних механизмов рыночных отношений.
Во-вторых, нас рыночным отношениям не учили. В школах, техникумах, институтах, по радио и телевидению нам внушали, что за рубежом загнивающая, кризисная экономика с эксплуатацией и порабощением трудящихся людей. Учебники, содержащие подлинное описание рынка и рыночной экономики, труды так называемых буржуазных экономистов либо вообще не переводились и не издавались, либо становились известными только узкому кругу специалистов.
В-третьих, те естественные ассоциации, которые возникают у каждого из нас при слове “рынок”, так или иначе связаны с колхозным рынком, базаром, то есть рыночными формами, существовавшими в советской экономике. Но эти аналогии весьма далеки от реального цивилизованного современного рынка и, значит, порождают искаженное представление о подлинной рыночной экономике.
Термины “рынок” и “рыночная экономика” в нашей стране обычно трактуются только как товарообменные операции и товарно-денежные отношения, иными словами, как торговля, обмен, но такое представление примитивно.
Рынок - это вся система многообразных экономических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, основанная на определенных принципах, главным из которых является свобода экономической деятельности.
Основное
свойство экономики рыночного типа
состоит в распространении рыночных отношений
на все хозяйственные сферы, проникновение
их во все отрасли, охват всех регионов
страны. Это свойство можно назвать всеобщностью
рыночных отношений.
4. Пути перехода к многообразию форм собственности.
В зависимости от того, кто является субъектом собственности, выделяются ее виды и формы (см.рис). В Российской Федерации носителями прав государственной собственности являются комитеты по управлению государственным имуществом, создаваемые соответственно на федеральном уровне и уровне субъектов федерации. Носителями прав муниципальной собственности являются органы местного самоуправления.
|
Основой современной рыночной экономики, в том числе и регулируемой государством, выступает частная собственность в ее разнообразных типах и формах. Многообразие форм собственности отражает разную степень развития производительных сил и организационно-экономических отношений, неодинаковую меру обобществления производства в различных областях хозяйства.
Государственная собственность бывает: общегосударственной, региональной и муниципальной.
По правовым признакам различают: частную собственность (граждан и юридических лиц), государственную (опять-таки федеральную, субъектов федерации и муниципальную) и смешанную или совместную форму собственности.
Объектами собственности являются товары, рабочая сила, земля, природные ресурсы, жилые дома, ценные бумаги, капитал в денежной или вещественной форме.
В каждом государстве установилось свое соотношение между различными формами собственности, а в каждой отрасли хозяйства, в материальном производстве и в нематериальной сфере утвердилось преимущество тех или иных форм.
Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.
Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.
Эмиссия
и обращение приватизационных чеков
стали эффективным инструментом
быстрого перераспределения
Приватизация
направлена на социальную защиту населения
и развитие объектов социальной инфраструктуры
за счет средств от приватизации.
Процесс приватизации в России начался
раньше, чем сформировалась сама концепция
приватизации, и понятие частной собственности
было признано официально. В результате,
происходила своеобразная приватизация
государственных финансовых ресурсов,
а по существу, разграбление государственной
собственности. Смена собственников не
привела к эффективному хозяйствованию.
В экономике утвердилось господство естественных
монополий, экономический и финансовый
кризис углубился. В связи с этим, необходимы
следующие меры, которые ранее были использованы
другими странами:
В
России и в других государствах СНГ
взят курс на переход к системе, сочетающей
частную (индивидуальную и групповую),
государственную и смешанную формы собственности
на средства производства. Это вполне
логично сопрягается с курсом на переход
к рынку. Раз рынок предполагает свободу
производственной и коммерческой деятельности,
конкуренцию между производителями, значит
должно быть преодолено господство какой-то
одной формы собственности. Оно должно
быть заменено взаимно дополняющими друг
друга различными формами собственности,
каждая из которых оказалась бы наиболее
приспособленной к конкретной сфере экономики,
к каждому специфическому виду экономической
деятельности.
Современная практика
вносит коррективы в отношения собственности,
планирования, поскольку только планово-рациональное взаимодействие фирм и
корпораций при распределении усилий и ресурсов позволит эффективно достигать приоритетных целей развития экономики России.
После десятилетия реформ, ассоциируемых у большинства российских граждан с
тотальной приватизацией, маятник качнулся в обратную сторону. Ситуация в
стране сейчас уникальна – государство все быстрее завоевывает позиции и в
обществе, и в бизнесе. Власть сделала ставку на строительство крупных
государственных корпораций. Например, в январе 2007г. Госдума приняла ФЗ
от 5 февраля 2007 года N 13 «Об особенностях управления и распоряжения
имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области
использования атомной энергии, и о внесении изменений в некоторые
законодательные акты РФ».
Приватизационные процессы, развивавшиеся в течение более десяти лет,
привели к существенному
изменению структуры
1993 по 2006 года больше всего было приватизировано предприятий торговли
(22,5 %), незначительную долю составляют образование (0,9 %), культура и
искусство (0,87 %). Высокую долю в последние два года занимают
предприятия сельского хозяйства (более 10 %) и строительства (от 9 до 11 %). Около 1% занимает приватизация здравоохранения, физической культуры и
социального обеспечения. Отрасль «Бытовое обслуживание населения» занимает
в структуре приватизируемого имущества в среднем 6 % в последние три года.
В качестве положительного результата следует отметить тот факт, что
параллельно процессу приватизации шло интенсивное образование новых
частных предприятий. За указанный период общее количество предприятий и
организаций возросло с 2250 тыс. до 4149,8 тыс., при этом количество
государственных предприятий уменьшилось с 322 тыс. до 157 тыс. и составило
3,78% общей численности
зарегистрированных
Массовая распродажа
государственных активов в
должных правовых и институциональных условий привели к замедлению процесса формирования эффективных собственников и не стали инструментом содействия реструктуризации и модернизации экономики.
Анализ количественных и качественных показателей результатов приватизации
позволяет сделать вывод о том, к настоящему времени совершился переход от
экономики с доминирующей государственной собственностью к экономике,
построенной на преобладании собственности частной. Следует отметить, что в настоящее время происходят процессы активизации государства в экономике. Власть сделала ставку на строительство крупных государственных корпораций. В круг интересов государства уже вовлечены или ждут своего времени объекты нефтегазового комплекса, электроэнергетической, атомной, авто- и авиа-, горно- и алмазодобывающих отраслей промышленность, металлургии. Например, в конце декабря 2004 г. государственная нефтяная компания «Роснефть» приобрела основной нефтяной актив ЮКОСа - «Юганскнефтегаз». Ранее к своим активам она добавила компанию «Северная нефть». В 2005 г. государство полностью оформило контроль над «Газпромом». Доля государства в газовой монополии увеличилась с 38% в 2000г. до 50% на конец 2005г. В свою очередь «Газпром» 21 октября 2005г. завершил сделку по приобретению 72% акций «Сибнефти» за 13 млрд. долл., консолидировав свыше 75% ее акций. В том же году Федеральная антимонопольная служба разрешила «Газпрому» приобрести 51% «Нортгаза» с условием, что монополия больше не будет прикупать новые газодобывающие активы. Запрет продержался год: проиграв судебные процессы, эта служба отменила свое предписание. В начале2007г. «Газпром» подписал предварительное соглашение о создании совместного предприятия с АЛРОСА. Алмазный монополист передает все свои нефтяные активы («Саханефтегаз», «Якутскгеофизика», АЛРОСА-Газ). В целом сделки «Газпрома» фактически завершили установление контроля над нефтяной отраслью, ведь только перечисленные три актива дают примерно 26 % всей российской нефтедобычи. Если добавить еще «ЛУКойл» и «Сургутнефтегаз», получается 58 %.[11, с.27]
Информация о работе Государственная собственность в современной экономике