Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:35, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение государственной политики в области развития человеческого капитала в современной России.
В соответствии с целью исследования поставлены задачи: исследовать тенденции развития человеческого капитала в период перехода от плановой экономики к рыночной; проанализировать тенденции государственной политики в области человеческого капитала; рассмотреть современные реформы в сфере демографического развития и пенсионной системы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….…………………..…….3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ……………………………………………………………….5
1.1 Человеческий капитал в переходный период………………………………..5
1.2 Развитие рынка труда и системы оплаты труда……………………………10
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА….16
2.1 Демографическое развитие и миграционная политика……………………...16
2.2 Реформы в области пенсионной системы……………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..32
Дополнительная профессиональная пенсионная система может быть как с установленными выплатами, так и с установленными взносами, солидарной либо накопительной или использовать одновременно оба эти принципа. Ее финансирование может осуществляться как исключительно за счет взносов работодателя, так и с участием работников. В то же время все обязательства по пенсионной системе должны иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов (актуарный баланс).
При финансировании указанных пенсионных систем исключительно за счет взносов работодателя в ней может быть предусмотрен определенный период времени, в течение которого уволившийся работник, охваченный этой системой, не приобретает пенсионных прав. Такой период не должен быть, однако, очень продолжительным. Для работников, продолжительность трудовой деятельности которых на предприятии после введения пенсионной системы превышает установленный период, необходимо предусмотреть механизм перевода приобретенных пенсионных прав в случае их увольнения из организации до приобретения права на пенсию.
В том случае, если дополнительная профессиональная пенсионная система удовлетворяет установленным требованиям, ей должны быть предоставлены определенные налоговые льготы.
В частности, для организаций, имеющих такие пенсионные системы, мог бы быть установлен предел заработка для взимания взносов на государственное пенсионное обеспечение.
Кроме того, в качестве возможного решения взносы, отчисляемые организациями на финансирование профессиональных пенсионных систем, должны исключаться из их налогооблагаемой базы. Вместе с тем в целях обеспечения справедливой распределительной политики представляется необходимым установить предел взносов на выплату пенсий, которые не учитываются при определении налогооблагаемой базы. Общий предел взносов, взимаемых на дополнительное профессиональное пенсионное обеспечение, мог бы быть установлен на уровне тарифа взносов, взимаемых на государственное пенсионное обеспечение.
Поскольку большая часть активов профессиональных пенсионных систем будет использоваться на накопление и инвестироваться в развитие экономики, то представляется целесообразным также освободить от прямого налогообложения инвестиционный доход профессиональных пенсионных фондов. Весте с тем следовало бы ввести налогообложение пенсий, выплачиваемых по дополнительным профессиональным пенсионным системам.
Развитие негосударственных пенсионных систем должно осуществляться под государственным контролем.
Пенсионное законодательство не будет определять конкретные условия предоставления и размеры негосударственных пенсий. Решение этих вопросов необходимо оставить на рассмотрение тех структур, которые создают негосударственные пенсионные системы. Вместе с тем законодательство об этих системах должно установить определенные ограничения в отношении характера допустимой деятельности таких структур в области пенсионного обеспечения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшей тенденцией современного постиндустриального общества является признание главенствующей роли человека в обществе, а человеческого капитала - в экономике нашей страны. Упрочение рыночных отношений в экономике и политике доказало, что оно невозможно без всестороннего развития человека, современного работника. Без него невозможны любые долгосрочные изменения в стране. Исходя из этого положения, делается вывод о том, что основным и определяющим фактором российских реформ является профессиональный и творческий потенциал страны. Это и определяет роль и место человеческого капитала в отечественной экономике. Важной тенденцией общественного развития является признание доминирующей роли образования в социально-экономическом прогрессе и формировании человеческого капитала, способного содействовать этому прогрессу. Отсюда появление новых подходов к сфере образования как основы формирования современного работника - человеческого капитала. Экономическим продуктом образовательной системы является производство человеческого капитала страны. Вследствие этого значимость образования, особенно для интеллектуального человеческого капитала, является теоретически обоснованным и практически доказанным явлением. Именно образование является прямой формой инвестиций в человеческий капитал, поскольку требует значительных затрат времени и средств.[8, c.35] Для российской реформируемой образовательной сферы характерны многоуровневость и непрерывность процесса образования. Это способствует расширению возможностей более глубокой, тщательной и всесторонней профессиональной подготовки человеческого капитала.
Признание ведущей роли человеческого потенциала в социально-экономическом развитии общества, нации указывает на то, что его формирование и развитие в каждом индивиде и обществе в целом возможны лишь при создании условий равной доступности всех и каждого к знаниям, образованию, культуре, медицине, спорту, национальным и мировым духовным ценностям [3, с. 362].
Указанные ценностные приоритеты имеют, с одной стороны, разновекторный характер, так как предполагают противоречие экономического и социального или интересов духовного и материального развития. С другой стороны, человеческий капитал имеет интегративную категориальную определенность, функционирование составляющих его подсистем определяется "стыковым" характером взаимодействия социальной и экономической составляющей. В свою очередь, достижение определенного оптимума между вышеуказанными ценностными приоритетами будет иметь своим результатом приближение к оптимуму социальной справедливости, то есть выражению объективных закономерностей общественного взаимодействия, разрешению противоречий интересов производства (труда) и потребления.
Таким образом, человеческий капитал в современных экономических системах является необходимым самостоятельным ресурсом и имеет важное значение для обеспечения национального богатства. Разработка доктрины развития человеческого капитала, как основного фактора прогресса общества – требование сегодняшнего дня. Центром приложения главных усилий государства должен стать человек. Чем больше возможностей – образовательных, интеллектуальных, информационных и т.д. – будет иметь каждый член общества, тем выше интеллектуальный ресурс всей нации и государства, тем динамичнее темпы роста экономики, тем значительнее возможности общества.
Главные причины торможения научно-технической и инновационной деятельности в России — низкое качество человеческого капитала и неблагоприятная, угнетающая среда для инновационной деятельности. Снизилось качество всех составляющих российского человеческого капитала: образования, науки, безопасности граждан и бизнеса, элиты, специалистов. И для венчурного бизнеса и инновационной экономики надо бы сначала построить надежный фундамент.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Быкова С.Н. Налогообложение прибыли организаций и предпринимательская активность // Финансы и кредит. 2006. N 20.
2. Государственная политика вывода России из демографического кризиса / Под общ. ред. С.С. Сулакшина. М.: ЗАО "Издательство "Экономика", "Научный эксперт", 2007.
3. Иохин В.Я. Национальная модель устойчивого развития России // Экономическая теория в XXI веке - 4(11): Институты экономики / Под ред. Ю.М. Осипова, В.С. Сизова, Е.С. Зотовой. М.: "Экономистъ", 2006.
4. Макаров С.П. Ведение государством национальной экономики // Экономическая теория в XXI веке - 3(10): Проблемы пореформенной экономики / Под ред. Ю.М. Осипова, В.С. Сизова, Е.С. Зотовой. М.: "Экономистъ", 2005.
5. Румянцева Е.Е. Стратегия преодоления бедности. Мн.: "Армита-Маркетинг", "Менеджмент", 2001.
6. Сулакшин С.С. Российский демографический кризис: от диагностики к преодолению. М.: "Научный эксперт", 2006.
7. Сулакшин С.С. Научные подходы к формированию экономической доктрины РФ // Труды Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Выпуск N 10. М.: "Научный эксперт", 2008.
8. «Государственное управление. Словарь-справочник» (по материалам "International Encyclopedia of Public Politic and Administration") - ООО "Издательство "Петрополис"", 2000
9. Программа СЭР РФ 2006-2008 гг.
2