Государственная политика в области развития человеческого капитала в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение государственной политики в области развития человеческого капитала в современной России.
В соответствии с целью исследования поставлены задачи: исследовать тенденции развития человеческого капитала в период перехода от плановой экономики к рыночной; проанализировать тенденции государственной политики в области человеческого капитала; рассмотреть современные реформы в сфере демографического развития и пенсионной системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….…………………..…….3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ……………………………………………………………….5
1.1 Человеческий капитал в переходный период………………………………..5
1.2 Развитие рынка труда и системы оплаты труда……………………………10
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА….16
2.1 Демографическое развитие и миграционная политика……………………...16
2.2 Реформы в области пенсионной системы……………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..32

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

В среднесрочной перспективе в рамках сохранения и воспроизводства капитала образования следует институционально разделить практику предоставления субсидий (полных или частичных) оплаты за обучение. Программы с низким уровнем льгот (компенсация части затрат на образование, выплаты дополнительных стипендий) надлежит реализовывать Министерству здравоохранения и социального развития. Программы с полной компенсаций обучения - особенно по актуальным для национальной экономики специальностям, получение послевузовского образования - следует реализовывать Министерству образования и науки. Так, в частности, следует поощрять деятельность негосударственных образовательных учреждений, реализующих систему открытого образования.

В рамках Болонского процесса государственная компенсация затрат должна быть уменьшена по значимым специальностям при выработке компетенций будущих выпускников совместно с работодателями, гарантирующими последующее трудоустройство и компенсирующими часть затрат учебного заведения на подготовку выпускника.

В рамках сохранения и воспроизводства капитала здоровья особенно социально и экономически неблагополучных слоев населения следует перейти на практику освобождения от оплаты за услуги здравоохранения, а также активизировать работу по сокращению административных издержек получения медицинской помощи (например, посредством автоматического зачисления в группу лиц, получающих бесплатно квалифицированную медицинскую помощь, при зачислении в какую-либо группу - пенсионеры, инвалиды, беременные или кормящие женщины и т.д.). В данном случае принцип адресности должен сохраняться не в виде индивидуального субсидирования, а в виде перечисления государственных бюджетных средств на счет поставщика услуг здравоохранения. При этом следует ввести принцип равенства с точки зрения формы собственности поставщика услуг здравоохранения на получение государственных средств.

Необходимость разработки современной миграционной политики диктуется не только требованием решить накопившиеся проблемы, связанные с миграционными процессами в прошлом, но и целым рядом внутренних и внешних факторов.

Сложившиеся тенденции изменения показателей естественного движения населения России свидетельствуют о том, что существует потенциал преодоления депопуляции за счет трех факторов - увеличения рождаемости, как минимум, до среднеевропейского уровня, снижения смертности населения в трудоспособном возрасте до уровня не ниже конца восьмидесятых годов и реализации современной миграционной политики, которая должна обеспечить компенсацию сокращения численности населения.

Международная миграция специалистов является одним из существенных источников увеличения человеческого капитала. Основным ресурсом в области миграции иностранных специалистов в среднесрочной перспективе являются страны СНГ, граждане которых в большинстве своем могут социализироваться в российском обществе, разделяют ценности российской культуры и знают русский язык.

Главными целями миграционной политики являются содействие устойчивому росту экономики и сбалансированному социальному
развитию страны, соблюдение интересов национальной безопасности и профилактика международного терроризма посредством регулирования миграционных процессов.

Политика в сфере экономической иммиграции должна обеспечить постоянную иммиграцию, эффективное регулирование временных трудовых перемещений и борьбу с нелегальной миграцией.

Меры по развитию постоянной иммиграции должны быть направлены на привлечение в страну квалифицированных специалистов. Для реализации программы переселений необходимо:

-         разработать законодательство об иммиграции, определяющее правила переселений и интеграции иммигрантов в российское общество;

-         определить основные категории иммигрантов, в том числе иммигрантов, воссоединяющихся с семьями, экономических иммигрантов и беженцев;

-         разработать программы по содействию постоянной иммиграции и расселению иммигрантов;

-         определить критерии привлечения в приоритетном порядке экономических иммигрантов из государств - участников СНГ и дальнего зарубежья с учетом их профессиональных и личностных характеристик.

Среди первоочередных мер, направленных на повышение эффективности временной иммиграции, следует выделить:

-         упрощение процедур привлечения и использования иностранной рабочей силы;

-         изменение механизма квотирования выдачи иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности на более эффективный механизм, обеспечивающий в полном объеме необходимую иммиграцию и соблюдение государственных интересов;

-         реализацию программ по привлечению высококвалифицированных иностранных специалистов;

-         совершенствование системы привлечения иностранной рабочей силы на основе двусторонних межгосударственных соглашений;

-         разработку мер социальной защиты временных иммигрантов и членов их семей.

Статус вынужденного переселенца должен предоставляться лишь тем лицам, кто в этом действительно нуждается. В связи с ограниченностью ресурсов предполагается установление квот для беженцев, а также изменение критериев для признания лица беженцем или вынужденным переселенцем.

Первоочередные меры предупреждения и пресечения нелегальной миграции включают:

-         разработку и реализацию программы регуляризации (легализации) положения нелегальных иммигрантов;

-         введение жесткой системы наказаний за контрабанду и торговлю людьми, а также усиление санкций к работодателям, использующим труд нелегальных иммигрантов;

-         модернизацию системы иммиграционного контроля;

-         развитие международного сотрудничества, в том числе в рамках соглашений по борьбе с организованной преступностью и реадмиссионных соглашений.

О том же говорят и данные, характеризующие масштабы потоков между различными уровнями самой системы образования. В последние годы численность поступавших в вузы составляла примерно 65% от численности получавших обязательное (9-классное) образование. Если предположить, что система образования находится в состоянии равновесия, то это будет означать, что из нынешних когорт оканчивающих 9-й класс 60-65% рано или поздно получат вузовские дипломы. При сохранении подобной пропорции через 30-40 лет российская рабочая сила не менее чем на две трети будет состоять из работников с высшим образованием! Причем наш условный прогноз скорее недооценивает, чем переоценивает вероятный наплыв выпускников вузов. Как известно, в ближайшие годы Россия вступает в демографическую "яму". Это должно еще больше усилить конкуренцию вузов за потенциальных абитуриентов со всеми вытекающими отсюда последствиями - снижением требований при поступлении, дальнейшей девальвацией качества обучения, ростом спроса на второе высшее образование и т.д.

В результате развитие российской системы образования может пойти по пессимистическому сценарию, который описывается в так называемой теории фильтра (другое название - трактовка образования как средства отбора). В ней показывается, как "дипломомания" может приобретать характер безостановочного, самоподдерживающегося процесса.

Согласно теории фильтра, задача системы образования - не столько передача учащимся знаний и навыков, сколько проверка их способностей, которые существуют до и помимо обучения. Чем способнее человек, тем более высоких ступеней образования он достигает; аттестат или диплом всего лишь удостоверяют его более высокую потенциальную производительность и фактически служат пропуском на лучшие рабочие места. В подобных условиях рост образования может приобретать иррациональный характер: если, скажем, менее способные люди начинают в массовом порядке получать среднее образование, которое до этого было доступно лишь немногим, то тогда более способные оказываются, вынуждены поступать в колледжи, чтобы подтвердить свои преимущества в производительности и тем самым сохранить доступ к лучшим рабочим местам. Такое поведение - рационально с индивидуальной точки зрения, но иррационально с точки зрения всего общества в целом. Хуже того: при определенных условиях система отбора начинает давать сбои, выдавая за реально существующие фиктивные различия в способностях работников. В этом случае информационная ценность образовательного сигнала становится близкой к нулю, поскольку аттестаты и дипломы перестают быть свидетельством более высокой потенциальной производительности их обладателей.

Не исключено, что российская система образования уже вплотную приблизилась к черте, за которой, как это предсказывает теория фильтра, может начаться безостановочная "погоня" за дипломами все более и более высокого уровня. В перспективе это чревато возникновением глубоких структурных дисбалансов на российском рынке труда. С одной стороны, нехватка работников с низкой образовательной подготовкой потребует либо резкого повышения их заработной платы, либо либерализации миграционного законодательства и допуска на российский рынок труда больших масс мигрантов. С другой стороны, постепенная девальвация вузовских дипломов поведет к тому, что работникам с высшим образованием придется во все в больших масштабах перемещаться на рабочие места, которые не требуют высокой квалификации и которые до этого занимали работники с намного более низкой формальной подготовкой.

Нужны глубокие институциональные преобразования, чтобы российская система образования смогла избежать этой опасности.

 

2.2 Реформы в области пенсионной системы

В целях реализации пенсионной реформы в России в 2001-2002 годах был принят основной пакет законодательных актов, обеспечивающих переход от распределительной системы финансирования пенсий к смешанной пенсионной системе, организационно дополненной негосударственными организациями и обеспечивающей широкую возможность выбора застрахованными лицами порядка формирования своих пенсионных накоплений.

Вместе с тем в пенсионной системе Российской Федерации остается нерешенным ряд проблем, тормозящих ее дальнейшее развитие.

В их числе реформирование льготных пенсий, назначенных ранее общеустановленного пенсионного возраста лицам, занятым на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии, обеспечение среднесрочной и долгосрочной финансовой стабильности пенсионной системы.

Остаются не в полной мере реализованными конкурентные преимущества негосударственных организаций в сфере обязательного пенсионного страхования. Требуют дальнейшего совершенствования механизмы сбора и учета страховых взносов, методики учета операций по формированию и инвестированию пенсионных накоплений, а также учета доходов от инвестирования пенсионных накоплений.

Основными направлениями проведения пенсионной реформы являются:

а) завершение формирования нормативной правовой базы обеспечения проведения пенсионной реформы. Совершенствование законодательства Российской Федерации в части регулирования, в том числе:

- профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации;

- порядка финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии и особенностей инвестирования пенсионных накоплений, формируемых в пользу граждан пенсионного возраста в Российской Федерации;

- особенностей  финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии, сформированной в негосударственных пенсионных фондах;

- прав застрахованных лиц на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Также предстоит повысить уровень пенсионного обеспечения с тем, чтобы в среднесрочной перспективе размеры социальных пенсий полностью обеспечивали прожиточный минимум пенсионеру, и соответственно были бы повышены базовые части трудовых пенсий;

б) разработка мер по развитию механизмов обязательного пенсионного страхования, дополнительного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования, в том числе путем:

- повышения привлекательности негосударственных организаций в сфере обязательного пенсионного страхования за счет расширения предлагаемых ими форм пенсионных продуктов;

- уточнения правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации и негосударственных пенсионных фондов;

- разработки мер по повышению эффективности инвестирования средств пенсионных накоплений и предотвращения конфликта интересов в сфере формирования и инвестирования пенсионных накоплений, определения порядка инвестирования пенсионных накоплений в ценные бумаги иностранных эмитентов;

- установления требований к раскрытию информации негосударственными пенсионными фондами.

Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Вместе с тем становление и развитие дополнительных профессиональных систем на современном этапе является приоритетной задачей и должно стимулироваться в первую очередь.

После принятия решения о создании дополнительной профессиональной пенсионной системы она становится обязательной и не может быть ликвидирована по решению ее учредителей.

Дополнительная профессиональная пенсионная система должна удовлетворять целому ряду требований. Прежде всего, она обязана обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных сумм и координироваться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения.

Информация о работе Государственная политика в области развития человеческого капитала в современной России