Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:35, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение государственной политики в области развития человеческого капитала в современной России.
В соответствии с целью исследования поставлены задачи: исследовать тенденции развития человеческого капитала в период перехода от плановой экономики к рыночной; проанализировать тенденции государственной политики в области человеческого капитала; рассмотреть современные реформы в сфере демографического развития и пенсионной системы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….…………………..…….3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ……………………………………………………………….5
1.1 Человеческий капитал в переходный период………………………………..5
1.2 Развитие рынка труда и системы оплаты труда……………………………10
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА….16
2.1 Демографическое развитие и миграционная политика……………………...16
2.2 Реформы в области пенсионной системы……………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..32
Однако сохранение тех преимуществ, которые обеспечивает сегодня высокое образование, нельзя считать гарантированным. Некоторые тенденции, наметившиеся с середины прошлого десятилетия, способны привести к их постепенному размыванию. Во второй половине 1990-х гг. наблюдалось резкое ослабление связей между рынком труда и системой образования. Начиная с этого момента, образовательная динамика приобрела практически полностью автономный характер, никак не связанный с процессами реструктуризации экономики, с ее отраслевой или профессиональной перестройкой.
1.2 Развитие рынка труда и системы оплаты труда
Устойчивые и высокие темпы экономического роста невозможно обеспечить без развития рынка труда и создания условий для возникновения эффективных рабочих мест.
Для этого следует обеспечить решение целого комплекса задач в различных областях экономики, в том числе задач, связанных с развитием эффективных трудовых отношений.
Для развития рынка труда необходимо:
- совершенствовать трудовое законодательство Российской Федерации;
- способствовать мобильности рабочей силы;
- повышать занятость и качество оказания государственных услуг в сфере содействия занятости населения.
Основными направлениями совершенствования трудового законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения рациональной занятости и возможности создания новых рабочих мест являются:
- повышение гибкости использования рабочей силы;
- развитие системы социального партнерства на уровне регионов и отдельных предприятий;
- изменение системы предоставления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также совершенствование государственной экспертизы условий труда.
Для повышения мобильности рабочей силы необходимо в среднесрочной перспективе направить усилия на:
- снятие административных ограничений для перемещения рабочей силы внутри страны;
- создание эффективного механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации;
- формирование экономических условий, содействующих свободному перемещению рабочей силы;
- разработку механизмов, обеспечивающих доступность найма и приобретения жилья.
Низкий уровень заработной платы в бюджетной сфере и ряде отраслей экономики деформирует систему спроса и предложения на рабочую силу, способствует развитию бедности, ограничивает рост внутреннего потребительского спроса, не стимулирует внедрение эффективных и современных технологий.
Необходимо в течение 3 лет повысить заработную плату работников бюджетной сферы в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза.
Наряду с повышением заработной платы назрела необходимость в принятии решений и разработке механизмов, направленных на повышение мотивации к достижению эффективных результатов учреждений бюджетной сферы.
Одновременно с модернизацией системы учреждений бюджетной сферы, в том числе с переходом части учреждений на новые организационно-правовые формы, необходимо реформирование системы оплаты труда, направленное на повышение стимулирования работников к оказанию качественных услуг.
В связи с тем, что применение единой для всех отраслей тарифной сетки существенно осложняет проведение работы по дальнейшему совершенствованию оплаты труда и ее повышению, на федеральном уровне предполагается перейти к отраслевым системам оплаты труда, максимально адаптированным к новым условиям хозяйствования.
Новые системы оплаты труда должны быть построены на единых основополагающих принципах и при этом учитывать специфику каждой из бюджетных отраслей. При их внедрении повышение общего уровня оплаты труда будет осуществляться за счет увеличения расходов федерального бюджета, оптимизации структуры занятости в бюджетной сфере и реструктуризации сети бюджетных учреждений.
В этих условиях решение вопросов занятости высвобождаемых работников бюджетной сферы потребует координации усилий и взаимодействия органов службы занятости населения, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, объединений работодателей на следующих направлениях:
- развитие новых форм и методов оказания содействия занятости населения, в том числе в части превентивного обучения высвобождаемых работников;
- обеспечение синхронизации процессов высвобождения работников бюджетной сферы и поддержки развития в регионах малого предпринимательства с целью организации собственного дела.
Существенным фактором, влияющим на качество занятости и рынка труда, является состояние условий труда. Около 20 процентов рабочих мест в российской экономике связаны с опасными и вредными условиями труда, из них до 60 процентов рабочих мест приходится на бюджетообразующие отрасли экономики.
Производственный травматизм увеличивает численность граждан с ограниченной трудоспособностью, для которых затруднен подбор нового рабочего места.
Для создания экономической заинтересованности работодателей в повышении качества производственной среды необходимо сосредоточить усилия на следующих направлениях:
- разработка механизмов, способствующих повышению мотивации работодателей к созданию безопасных и безвредных условий труда с одновременным законодательно закрепленным усилением мер их ответственности за охрану труда;
- проведение экспертизы условий труда, в том числе с участием негосударственных организаций;
- совершенствование системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Изменение законодательства Российской Федерации в части разграничения бюджетных полномочий требует ускоренного решения вопросов развития социального партнерства на уровне субъектов Российской Федерации, создания эффективной системы договорного регулирования социально-трудовых отношений и решения проблем занятости.
Серьезной проблемой, требующей решения в среднесрочной перспективе, является повышение эффективности службы занятости, органы которой должны стать важным инструментом перераспределения рабочей силы.
В этой связи основными направлениями повышения качества услуг в сфере содействия занятости являются:
- совершенствование системы информирования населения о состоянии рынка труда и возможностях трудоустройства в различных отраслях экономики;
- реализация превентивных мер содействия занятости граждан, внедрение эффективных механизмов перепрофилирования безработных граждан;
- совершенствование профессиональной переподготовки и повышения квалификации граждан, ищущих работу;
- расширение номенклатуры и разработка стандартов услуг государственной службы занятости;
- взаимодействие с негосударственными организациями в области содействия занятости населения.
В современной России практически не реализуется экономический закон распределения по труду, а, следовательно, и сущность заработной платы в части социально-экономического оптимума распределения основной доли фонда потребления, определения в ней индивидуальной доли наемного работника.
В 2004 г. около 15% населения имели доход, позволяющий обеспечить простое воспроизводство, 38,5% населения - расширенное воспроизводство, 46,5% не имели дохода, обеспечивающего простое воспроизводство человеческого капитала; в 2005 г. - 15%, 35,5%, 49,5% и в 2006 г. - около 17%, 43,6% и 39,4% соответственно, что согласуется с динамикой номинальной заработной платы в России в 2004 - 2006 гг. Одним из возможных интегративных показателей эффективности государственного воздействия на систему воспроизводства человеческого капитала выступает коэффициент витальности страны, который также вводится для признания человеческой жизни высшим мерилом государственно-управленческой успешности [2, с. 52].
Расчеты коэффициента витальности без учета миграционного вклада за 1990 - 2005 гг. показывают, что в стране число эффективных человеческих жизней уменьшилось на 28 млн. При этом в реальных условиях российской демографической истории учет или неучет миграционного сальдо не меняют основных трендов и их особенностей: в обоих случаях минимальное значение коэффициента витальности за период 1900 - 2005 гг. проходилось на конец 1990-х гг. (потери составляют более 2 млн. человек в год), в максимальное - на конец 1950-х гг. (прирост составлял около 3 млн. человек в год) [2, с. 54 - 56].
В России совокупный объем финансовых ресурсов Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования составляет около 7% ВВП. Столь низкая доля в расходах на цели социальной защиты застрахованных (в 2 - 3 раза ниже, чем в странах ЕС) позволяет выплачивать пенсии и пособия, составляющие около 30 - 35% и ниже от размера предшествующей заработной платы, которая, в свою очередь, в 5 - 6 раз меньше по сравнению со средними размерами заработной платы в целом по странам ЕС.
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
2.1 Демографическое развитие и миграционная политика
Демографические процессы лежат в основе многих долгосрочных тенденций, определяющих социально-экономическое развитие и национальную безопасность страны.
В связи с этим сложившаяся многолетняя тенденция к сокращению численности населения России за счет таких составляющих демографического развития, как рождаемость, смертность и миграция, приобретая признаки депопуляции, ограничивает возможности социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности страны.
На протяжении последних 40 лет происходит уменьшение величины естественного прироста населения в результате снижения рождаемости и увеличения смертности.
Некоторое увеличение показателей рождаемости, наблюдаемое начиная с 2000 года, является недостаточным не только для расширенного, но и для простого воспроизводства населения. Показатели, характеризующие рождаемость в России, близки к уровню развитых стран, а в перспективе уровень рождаемости в России не будет существенно отличаться от среднеевропейского уровня.
Одной из негативных тенденций демографического развития страны является стабильно увеличивающиеся показатели смертности населения Российской Федерации. Однако в отличие от рождаемости по показателям смертности Россия заметно выделяется среди стран, имеющих близкий к ней уровень рождаемости. В России отмечается высокая младенческая смертность, смертность населения в рабочем возрасте, особенно мужчин.
Комплекс мер, направленных на сокращение смертности, прежде всего младенческой, улучшение репродуктивного здоровья населения, а также на повышение рождаемости, предусмотрен в разделах Программы, связанных с развитием человеческого капитала и с реформированием здравоохранения, сокращением масштабов бедности и формированием рынка доступного жилья.
К числу текущих приоритетных задач следует отнести государственное субсидирование цен на продукты питания. В зарубежных странах типичный уровень льгот составляет от 1 до 20% стоимости основных продуктов питания. Институционально данная мера может быть возложена на рабочую группу в составе первого вице-премьера Правительства РФ, координирующего государственную политику в сфере торговли, а также первого вице-премьера, координирующего реализацию национального проекта "Развитие АПК". Двойственность институциональной базы реализации указанной текущей цели определяется наличием мультипликационного эффекта от государственного субсидирования цен, выражающегося в создании отрицательных стимулов для национального сельскохозяйственного производства.
Также к текущим приоритетным задачам следует отнести научно обоснованное государственное регулирование миграционных потоков, институционально которое может быть возложено на рабочую группу в составе Министерства регионального развития, Министерства внутренних дел, Министерства здравоохранения и социального развития. В частности, следует проводить дифференцированную политику расселения мигрантов по регионам РФ с учетом социально-экономических потребностей данных регионов при сохранении конституционного права свободного передвижения для российских граждан.
К числу среднесрочных целевых задач следует отнести государственное жилищное субсидирование, включающее как частичную компенсацию на приобретение (строительство, ремонт) жилья, так и субсидирование оплаты жилищно-коммунальных услуг (жилищные пособия). По оценкам современных исследователей, доля жилищных пособий, доходящая до домохозяйств с доходами ниже средних, варьируется от 10% в странах юга Азии до 20% в странах Африки к югу от Сахары и в странах Латинской Америки и до 50% в промышленно развитых странах [5, с. 128].
Государственное жилищное субсидирование в части компенсации на приобретение (строительство) жилья институционально может быть возложено на Центральный банк РФ (ЦБ РФ) и его региональные отделения по согласованию с Правительством РФ. Задача ЦБ РФ в данном случае будет состоять в выработке щадящих критериев отбора семей для предоставления ипотечных кредитов (исключая систему перекредитования). Данные меры будут иметь положительный социально-экономический эффект помимо улучшения благосостояния семей: снижение мобильности рабочей силы, устранение дисбалансов внутринациональной миграции. С другой стороны, задача исполнительных органов власти - сокращать возникающие негативные социально-экономические последствия в связи с искажением рыночных цен на жилье в ряде регионов, а также вносить изменения в налоговое законодательство в части отнесения расходов на строительство и частичное обслуживание служебного жилого фонда не за счет прибыли, а за счет издержек предприятия.