Государственная политика в области развития человеческого капитала в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение государственной политики в области развития человеческого капитала в современной России.
В соответствии с целью исследования поставлены задачи: исследовать тенденции развития человеческого капитала в период перехода от плановой экономики к рыночной; проанализировать тенденции государственной политики в области человеческого капитала; рассмотреть современные реформы в сфере демографического развития и пенсионной системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….…………………..…….3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ……………………………………………………………….5
1.1 Человеческий капитал в переходный период………………………………..5
1.2 Развитие рынка труда и системы оплаты труда……………………………10
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА….16
2.1 Демографическое развитие и миграционная политика……………………...16
2.2 Реформы в области пенсионной системы……………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..32

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 137.00 Кб (Скачать)


МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общей экономической теории

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Государственная политика в области развития человеческого капитала в современной России»

 

 

 

 

 

 

                                                                       Выполнила: студентка  4 курса

                                                                       экономического факультета гр. 4.2Б

                                                                       Колесова А.В.

                                                                       Проверил: ст.преп. Ишмухаметов Н.С.

 

 

 

 

 

 

 

УФА – 2010

 

Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….…………………..…….3

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ……………………………………………………………….5

1.1 Человеческий капитал в переходный период………………………………..5

1.2  Развитие рынка труда и системы оплаты труда……………………………10

ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА….16

2.1 Демографическое развитие и миграционная политика……………………...16

2.2 Реформы в области пенсионной системы……………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема человеческого капитала очень актуальна в наше время, несмотря на то, что технический прогресс все больше внедряется в жизнь. Теории «человеческого капитала» стало придаваться большое значение, так как она позволяла с общих позиций изучать многие явления рыночных отношений, выявлять эффективность вложенных в человеческий фактор финансовых средств. В производстве труд людей постепенно заменяется трудом машин, но человек всегда есть и будет выше всей техники, так как он является ее непосредственным творцом. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. И только опытная квалифицированная рабочая сила способна управлять высоко технологическим процессом. Кроме этого, необходимо знание деловой конъюнктуры, рыночных возможностей, способов их практического применения, но и в этом случае нам необходимы знания человека, его «капитал», используемый в процессе производства для создания богатства общества.

В период радикальных экономических реформ в России резко обесценились знания, опыт и навыки, полученные людьми в системе советского образования и в процессе производственной деятельности в советской же системе хозяйствования. Рынок труда предъявил новые требования к качеству рабочей силы, и накопление человеческого капитала фактически началось тогда заново – если не «с нуля», то с довольно низкой отметки.

Сегодня в развитие человеческого потенциала россиян прямо или косвенно инвестируются значительные средства – как государством, так и работодателями и самими работниками. Самой распространенной формой этих инвестиций является обучение: базовое или дополнительное высшее образование, курсы повышения квалификации, семинары, тренинги.

Целью данной работы является рассмотрение государственной политики в области развития человеческого капитала в современной России.

В соответствии с целью исследования поставлены задачи:  исследовать тенденции развития человеческого капитала в период перехода от плановой экономики к рыночной;  проанализировать тенденции государственной политики в области человеческого капитала; рассмотреть современные реформы в сфере демографического развития и пенсионной системы.

Объект исследования – направление государственной политики в области человеческого капитала в России.

Предмет исследования – рассмотрение различных реформ, способствующих повышению человеческого капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

 

1.1  Человеческий капитал в переходный период

Самоочевидная констатация, с которой следует начать, состоит в том, что процесс системной трансформации в России сопровождался гигантским, одномоментным обесценением человеческого капитала, накопленного в предыдущую эпоху. Причем оно коснулось как общего человеческого капитала (то есть знаний, навыков, мыслительных привычек, способов восприятия, которые люди получают в системе формального образования), так и специфического человеческого капитала (то есть знаний и умений, которые они приобретают по ходу своей производственной деятельности непосредственно на рабочих местах). Это массовое обесценение образовательного потенциала не могло не сказаться на производительности труда и стало одним из главных факторов ее резкого снижения.

Формирование и реализация экономической политики социально ориентированной рыночной системы требует от государства активной деятельности в обеспечении плавных и постепенных переходных процессов общественной жизнедеятельности, что может быть реализовано посредством формирования и реализации доктрины социально-экономического развития Российской Федерации, в частности доктрины развития человеческого капитала. Исходя из теории государственного ведения экономики [4, с. 38 - 49], нормативно-правовой статус доктрины должен определять, что надо делать и как это реально осуществлять. Достижение последнего возможно в рамках федерального закона, определяющего комплексно полномочия (права, обязанность, ответственность) государственных структур в решении проблемы формирования и воспроизводства человеческого капитала. Необходимость статуса федерального закона определяется также и тем, что доктрина в отличие от концепции прописывает не только общий замысел, стратегию государственного воздействия на систему воспроизводства человеческого капитала, но и задает содержание государственной социально-экономической политики, то есть прописывает функции государства и механизм их реализации.

Так, например, Национальная доктрина образования, утвержденная в 2000 г., прописывает цели и задачи системы образования, задачи государства в сфере образования и определяет только то, что надо бы сделать с точки зрения финансирования в ближайшие 10 лет, а не реальные государственные меры, подкрепленные должным финансированием.

Как следствие возник глубокий разрыв между фактическими и желаемыми запасами человеческого капитала на уровне каждого отдельного человека. Не удивительно, что участники рынка труда начали прилагать активные усилия, направленные на восполнение этого разрыва (т.е. на оптимизацию имевшихся у них запасов человеческого капитала). Можно без преувеличения сказать, что в первой половине 1990-х гг. вся страна превратилась в один огромный учебный класс. Естественно, что этот процесс всеобщего переобучения протекал не столько в стенах учебных заведений, сколько по ходу трудовой деятельности и шире - по ходу жизнедеятельности каждого человека. По имеющимся оценкам, в 1990-е гг. 40% российских работников сменили профессию. Этот процесс был по праву назван "великой реаллокацией человеческого капитала".

Что способствовало его успешному ходу? Есть один особый элемент человеческого капитала, обозначаемый английским термином trainability. Речь идет о способности людей использовать полученные ими знания и навыки для дальнейшей учебы, для приобретения новых знаний и навыков. По моим представлениям, советская система подготовки кадров, по меньшей мере, одну вещь делала действительно хорошо. Она прививала если не любовь и охоту, то уж во всяком случае, привычку и готовность к тому, чтобы постоянно учиться, учиться и учиться. Я думаю, эта привычка сослужила хорошую службу в тот критический момент, когда огромная часть "старого" человеческого капитала подверглась резкому обесценению, и эту потерю нужно было восполнять.

Известно, что, по крайней мере, к концу советского периода отдача от образования находилась на очень низкой отметке и составляла не более 1-2%. Реально это означало, что с точки зрения пожизненных заработков человек, получивший, скажем, диплом об окончании вуза, практически ничего не выигрывал. Однако в пореформенный период ситуация резко изменилась. Оценки, которые относятся к середине-концу 1990 гг., показывают уже совершенно другую картину. В эти годы отдача от образования достигла 7-8% - уровня, на котором находится его окупаемость в большинстве других стран мира, как развитых, так и постсоциалистических.

Человеческий капитал повышает не только шансы на получение более высоких заработков, но и шансы на получение какой бы, то, ни было работы вообще. Анализ показывает, что в российских условиях высокое образование действительно многократно усиливает конкурентные позиции работников. Прослеживается закономерность, имеющая практически универсальный характер: чем больше человеческий капитал, тем выше экономическая активность, больше занятость, ниже безработица и меньше доля "отчаявшихся" работников, покинувших рынок труда после длительных безуспешных поисков. Так, в 2003 г. "выигрыш", которые лица с высшим образованием имели по сравнению с лицами со средним образованием, составлял: с точки зрения активизации участия в рабочей силе - около 10 процентных пунктов (94% против 85%), с точки зрения улучшения перспектив занятости - почти 15 процентных пунктов (90% против 76%), с точки зрения сокращения риска безработицы - 6,5 процентных пунктов (3,7% против 10,1%) и, наконец, с точки зрения уменьшения опасности быть вытесненным с рынка труда - 2,5 процентных пункта (0,5% против 2,9%). Стоит отметить, что эти оценки относятся к лицам зрелого возраста (от 25 до 49 лет) и, следовательно, свободны от искажающего воздействия такого фактора, как возраст. Таким образом, в российских условиях накопление общего человеческого капитала обеспечивает огромные преимущества, многократно усиливая конкурентные позиции его обладателей.

Однако со специфическим человеческим капиталом ситуация была не столь однозначной. Стандартным показателем, измеряющим объемы накопленного специфического человеческого капитала, является специальный стаж, то есть время, в течение которого человек работает на данном рабочем месте, в данной фирме. В России он составляет сейчас около 7 лет против 10-12 лет в странах Западной Европы или Японии. Это означает, что российская экономика продолжает жить с рабочей силой, которая имеет недостаточные по международным меркам запасы специфического человеческого капитала. Оборотная сторона этого явления - высокая текучесть. Анализ показывает, что по интенсивности оборота рабочей силы Россия оставляет далеко позади все другие переходные экономики.

На ситуацию со специфическим человеческим капиталом можно взглянуть и с другой стороны. Известно, что пик заработков в процессе трудовой карьеры человека обычно приходится на возраст 50 лет (плюс-минус 5 лет). Подобная форма профиля заработков объясняется тем, что именно в этом возрасте отдача от инвестиций в специфический человеческий капитал достигает своего максимума. Однако в России пик заработков достигается где-то между 35 и 40 годами, то есть на 10-15 лет раньше. Отсюда можно сделать вывод, что старшие поколения уже никогда не восполнят утерянный ими специфический капитал и что российской экономике придется еще долгое время жить в условиях его явной недостаточности.

Однако исключая этот "провал" со знаниями и навыками, приобретаемыми непосредственно на рабочем месте, можно утверждать, что на российском рынке труда прослеживаются все основные закономерности, характеризующие взаимосвязь человеческого капитала с заработками, экономической активностью, занятостью и безработицей, которые известны из опыта других стран. Обладание им, безусловно, усиливает конкурентные позиции работников - стимулирует участие в рабочей силе, повышает шансы на нахождение работы, снижает риск безработицы. Все указывает на то, что российским рынком труда высокое образование ценится не меньше (в относительных терминах), чем рынками труда большинства других стран мира.

Не удивительно поэтому, что в пореформенный период российская экономика продолжила, активно подпитываться рабочей силой со все более высокой формальной образовательной подготовкой. Трансформационный кризис не смог прервать действие тенденции к опережающему росту численности работников с высшим образованием: спрос на него со стороны населения в 1990-е гг. продолжал устойчиво повышаться. Показательно, что в то время, как в 1992-2003 гг. общая численность занятых в российской экономике уменьшилась почти на 10%, численность занятых с вузовскими дипломами возросла на 30%. Если же мы обратимся к противоположному полюсу образовательной шкалы - работникам с неполным средним и начальным образованием, то увидим, что их в пореформенный период стало в два-три раза меньше.

В результате в образовательной структуре российской рабочей силы произошли кардинальные сдвиги. По данным последней переписи населения 2002 г., в настоящее время уже свыше половины всех российских работников в возрасте 15-64 года имеют либо высшее (26,1%), либо среднее специальное (35,8%) образование. (Еще более поразительны данные по Москве: здесь законченное высшее образование имеет почти каждый второй работник!) На долю выпускников ПТУ приходится 15,4%, выпускников средних школ - 16,3%. В то же время малообразованных работников (окончивших неполную среднюю или начальную школу) насчитывается чуть более 6% (соответственно 5,6% и 0,8%). Таким образом, по формальным признакам российская рабочая сила предстает как одна из самых образованных в мире. Впрочем, с учетом качества получаемого образования место, которое занимает Россия, оказывается ниже не только чем у большинства развитых, но и даже чем у некоторых постсоциалистических стран. Так, в 2002 г. среднее ожидаемое количество лет обучения по всем странам мира составляло 15,3 года. Оценка по России была почти на целый год ниже среднемировой - 14,5 года. Еще существеннее было ее отставание от группы наиболее развитых стран, достигавшее 3,1 года.

Информация о работе Государственная политика в области развития человеческого капитала в современной России