Государственная антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Одной из основных функций публичной власти как государственной, так и муниципальной является предоставление населению социально значимых товаров и услуг. Реализуя эту функцию, власть выступает в интересах всего населения территории и использует средства бюджетов соответствующих уровней.

Содержание

Введение 3
1.Государственный заказ - основные понятия 5
1.1 Содержание размещения государственных и муниципальных заказов 5
1.2 Процедура размещения заказа путем проведения конкурса 7
2. Антимонопольное регулирование 9
2.1 Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой 9
2.2 Особенности антимонопольного регулирования в условиях российской экономики 11
3.Государственная антимонопольная политика в сфере размещения государственного заказа 20
Заключение 27
Список использованной литературы: 29

Работа содержит 1 файл

Государственная антимонопольная политика.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

     - продажа товара с незаконным  использованием результатов интеллектуальной  деятельности и приравненных  к ним средств индивидуализации  юридического лица, индивидуализации  продукции, выполнения работ, услуг;

     - получение, использование, разглашение  научно-технической, производственной  или торговой информации, в том  числе коммерческой тайны, без  согласия ее владельца.

     Федеральный закон «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» устанавливает достаточно много различных правил поведения на конкурентном рынке. По большому счету именно этот закон определяет основы построения конкурентной среды в России.

     Однако  несмотря на переход России к рыночной экономике, построение конкурентной среды полностью уйти от монополий практически невозможно. Вплоть до сегодняшнего дня в России существенную роль играют естественные монополии (РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром» и так далее). Дробление этих монополистов является нецелесообразным в настоящее время, хотя это вопрос достаточно жарко обсуждается на федеральном уровне. Естественные монополии в России функционируют сегодня в соответствии с федеральным законом «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года №149-ФЗ. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий, определяет роль государственного регулирования в процессе управления ими и так далее.

     Безусловно, это далеко не все нормативно-правовые акты, составляющие законодательную базу построения конкурентной среды в России. Однако все нормативно-правовые акты. Определяющие основы построения и развития конкуренции в России основываются именно на двух вышеупомянутых федеральных законах.

     Стоит заметить, что  антимонопольное законодательство в России еще только формируется. Причем его формирование происходит в нестабильных условиях, что накладывает свой отпечаток.

     Антимонопольное законодательство устанавливает цели, приоритеты и место демонополизации  экономики и развития, конкуренции в общей государственной политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения в этой области.

     Целью антимонопольного законодательства является повышение эффективности общественного  производства на основе рыночного регулирования  экономических процессов.

     Основной  задачей антимонопольного законодательства является снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках Российской Федерации по приоритетным группам товаров (работ, услуг).

     Реализация  этой задачи предусматривает:

     анализ  сложившихся товарных рынков, поведения  на них предприятий и различных их объединений, не являющихся субъектами естественной монополии;

     формирование  необходимых организационно-экономических  предпосылок для эффективной  конкуренции на рынках России;

     создание  системы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополии;

     создание  правовых и организационно-экономических  условий для включения рыночных механизмов оптимизации товаропотоков, формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, отнесенные к сфере временной монополии;

     учет  структуры рынка при приватизации предприятий в целях повышения  конкурентоспособности и эффективности  их деятельности;

     Антимонопольное законодательство и развитие конкуренции  на рынках Российской Федерации взаимосвязаны с финансовой стабилизацией, антиинфляционными мерами, а также инвестиционной и экспортно-импортной политикой. Прямая защита конкурентной среды и хозяйствующих субъектов от монополистической деятельности осуществляется в большинстве своем на основании Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

 

      3.Государственная  антимонопольная   политика в  сфере размещения  государственного  заказа 

     Постановлением  правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных» Федеральная антимонопольная служба уполномочена осуществлять контроль в сфере размещения заказов, за размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, контроль над которыми осуществляет Федеральная служба по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации. 
Функции и полномочия ФАС России в сфере контроля над размещением госзаказов определены Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

     С 2006 г. в РФ действует Федеральный  закон от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд» (далее  – Закон «О размещении заказов…»). Закон «О размещении заказов…», в отличие от предыдущего законодательства, устанавливает более жесткие рамки контроля за расходованием бюджетных и внебюджетных средств, более четкие процедуры размещения заказов.

     Положительный эффект от принятия закона отмечают все: и заказчики, и участники размещения госзаказа, и его трудно переоценить. Практика ФАС России свидетельствует, что благодаря Закону «О размещении заказов…» происходит значительная экономия бюджетных средств. С принятием Федерального закона №218-ФЗ от 24.07.2007 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» расширились полномочия уполномоченных органов по контролю в сфере размещения заказов, при этом установлено дублирование функций между федеральным уполномоченным органом и уполномоченным органом субъекта Федерации.

     С 1 октября 2007 г. и те и другие имеют  право проводить внеплановые  проверки муниципальных заказчиков. Данное обстоятельно не делает Закон «О размещении заказов…» завершенным и ставит муниципальных заказчиков под двойной, а то и под тройной контроль.

     Усилить положительный эффект закона возможно через совершенствование системы контроля за размещением заказов. Ведь, как известно, количество нарушений снижает не жестокость наказания, а его неотвратимость.

     Представляется, что предусмотренная в действующем  Законе «О размещении заказов…» трехзвенная  система контроля не отвечает тем целям и задачам, которые закреплены в ст. 1 Закона «О размещении заказов…», а именно: установление единого порядка размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов; эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования; расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия; развития добросовестной конкуренции; совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов; обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов; предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

     На  сегодняшний день практика осуществления контрольных функций свидетельствует о следующей ситуации на муниципальном уровне:

     1. муниципалитеты не создают своих  уполномоченных органов в сфере  размещения заказов; 

     2. функции уполномоченного органа  возложены на тот же орган,  на который возложены функции по проведению процедур размещения заказов;

     3. в нескольких случаях создается  отдельный уполномоченный орган  по контролю над муниципальными  заказами. Как показывают проверки, проводимые УФАС России, случаи  отсутствия созданного уполномоченного органа муниципалитета достаточно часты, их практически большинство. В ситуации, когда функции по контролю совмещены с полномочиями по размещению заказов, об исполнении контрольной функции фактически не приходится говорить.

     В практике наблюдается, что зачастую уполномоченные органы в сфере размещения заказов, если они созданы на уровне муниципалитетов, являются подчиненными структурами этих самых муниципалитетов  и фактически контрольные функции  не исполняют. Уполномоченный орган на местном уровне используется в качестве некоторого «прикрытия» для установления ограничений при проведении конкурсов, с согласия указанных органов допускаются существенные нарушения закона.

     Практика  УФАС России наличествует подобного  рода фактами. Так, в частности, в одном из городов уполномоченный местный орган в сфере размещения заказов визировал все составляемые в ходе размещения заказов протоколы. При проведенной проверке, по поступившей от участника размещения заказов информации, были выявлены существенные нарушения Закона «О размещении заказов…».

     Представляется, что на уровне муниципальных органов  власти создание уполномоченного органа по контролю за размещением заказов  не только не целесообразно, но и зачастую вредно и влечет только увеличение числа нарушений со стороны заказчика. Муниципальный заказчик в данной ситуации чувствует себя защищенным, и у него возникает чувство вседозволенности.

     На  уровне субъектов РФ функции по контролю над размещением заказов возложены  в основном на министерства экономики субъекта. Также на данные министерства, ведомства возлагаются и функции по ведению официального сайта на территории субъекта.

     Вместе  с тем, с внесением поправок в  Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за нарушение сроков и порядка размещения на официальном сайте информации о размещении заказов, а также дано право уполномоченному по контролю в сфере размещения заказов субъекта Федерации привлекать нарушителей Закона «О размещении заказов…» к административной ответственности.

     Федеральным законом №218-ФЗ от 24.07.2007 г. внесены  изменения в Закон «О размещении заказов…», предусматривающие возможность  уполномоченному органу субъекта в  сфере размещения заказов осуществлять проверки размещений заказов на муниципальном уровне.

     Ранее такое право было закреплено только за федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление  контроля в сфере размещения заказов.

     Таким образом, Федеральный закон «О размещении заказов…» с внесенными изменениями породил больше вопросов, чем дал ответов на уже возникшие в ходе реализации предыдущих его положений.

     Сложившаяся система контроля исполнения закона «О размещении заказов…» является малоэффективной и не обеспечивает пресечения нарушений на начальной стадии, когда устранение заказчиком, уполномоченным органом недостатков и нарушений еще можно провести безболезненно и быстро как для самого заказчика, так и для экономики региона в целом. Нынешняя система контроля громоздка и усложнена лишними звеньями и дублирующими функциями контролирующих органов.

     Думается, что необходимо изменить систему  контроля над размещением заказов, создав лишь двухзвенную систему  контроля за размещением заказов. Для  начала необходимо отказаться от самой  идеи передачи полномочий контроля над размещением заказов муниципальными заказчиками самим муниципалитетам.

     Практика  показывает, что создание контролирующего  органа в самом муниципалитете неэффективна, приводит к увеличению числа нарушений  и не решает проблемы эффективного расходования бюджетных средств.

     Практика  УФАС России свидетельствует о том, что данный уполномоченный орган  используется муниципалитетом для  «прикрытия» расходования средств, для распределения заказов так  называемым «своим» компаниям, «своим»  людям. При этом в большинстве случаев уполномоченный муниципальный орган выступает в качестве «ширмы» и никаких реальных действий по контролю с их стороны не наблюдается.

Информация о работе Государственная антимонопольная политика