Государственная антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Одной из основных функций публичной власти как государственной, так и муниципальной является предоставление населению социально значимых товаров и услуг. Реализуя эту функцию, власть выступает в интересах всего населения территории и использует средства бюджетов соответствующих уровней.

Содержание

Введение 3
1.Государственный заказ - основные понятия 5
1.1 Содержание размещения государственных и муниципальных заказов 5
1.2 Процедура размещения заказа путем проведения конкурса 7
2. Антимонопольное регулирование 9
2.1 Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой 9
2.2 Особенности антимонопольного регулирования в условиях российской экономики 11
3.Государственная антимонопольная политика в сфере размещения государственного заказа 20
Заключение 27
Список использованной литературы: 29

Работа содержит 1 файл

Государственная антимонопольная политика.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

     Решение о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации принимается  при наличии совокупности следующих условий:

     - возможности организационного и  территориального обособления ее  структурных подразделений;

     - отсутствия между ее структурными  подразделениями тесной технологической  взаимосвязи (в частности, если  объем потребляемой юридическим  лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30 процентов общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);

     возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

     Решение федерального антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций или некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской  деятельностью, подлежит исполнению собственником  или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.

2.2 Особенности антимонопольного регулирования в условиях российской экономики

 

     Концепцию создания конкурентной среды и повышения конкурентоспособности России следует формировать на основе экономических законов рыночных отношений, законов организации, научных подходов, принципов и методов управления, принципа всеобщности участия и повышения качества работы. Создание эффективной и действенной конкурентной среды возможно только тогда, когда конкурентоспособность станет национальной идеей, стилем жизни каждого гражданина России и страны в целом.

     К сожалению, хотя Россия еще в начале 90-х годов взяла курс на создание конкурентной среды и построение рыночной экономики, тем не менее, в России до сих пор отсутствует полноценная законодательная, нормативно-методическая и ресурсная база, соответствующие государственные и общественные структуры, системно занимающиеся обеспечением конкурентоспособности различных объектов. Государство пока не смогла создать предпосылки для образования полноценной конкурентной среды в экономике России.

     В настоящее время в России отсутствует  системный прогноз повышения  конкурентоспособности различных отраслей народного хозяйства и сфер деятельности в России. Такие прогнозы присутствуют только лишь в отдельных отраслях народного хозяйства и носят случайный характер. В тоже время в любой отрасли народного хозяйства имеется сегодня достаточно большое количество проблем, препятствующих созданию конкурентной аренды. Более того, большинство этих проблем одинаково практически для всех сфер деятельности и решить их возможно только на основе разумного сочетания и применения различных экономических законов, законов организации, научных подходов, принципов и методов управления, стратегического маркетинга, инновационного менеджмента и так далее.

     Как уже отмечалось, существует достаточно большое количество общих проблем, препятствующих созданию полноценной  конкурентной среды в экономике России. Стоит заметить, что эти проблемы имеют самые различные аспекты, и направления их решения лежат в различных сферах. Это и сферы государственной власти (законодательная, исполнительная власти), и в сфере экономки и финансов, и в сфере образования, социальной сфере и так далее.

     Очевидно, что построение конкурентной среды  в экономике России возможно только при взаимодействии всех ветвей государственной  власти, всех государственных и негосударственных  структур, то есть при содействии всех структурных элементов экономики. Только общий подход поможет решить проблемы создания конкурентной среды в экономике России. Остановимся подробнее на рассмотрении основных проблем, препятствующих созданию конкурентной среды в экономике России.

     Так, одной из основных проблем в создании конкурентной среды в экономике России является слабая стыковка и интеграция права с другими отраслями науки, недостаточное применение системного и других научных подходов. Существенные трудности создает неконкретность и неоднозначность толкования многих нормативных актов, и низкий уровень профессионализма многих работников, разрабатывающих законы.

     Серьезной проблемой в процессе создания конкурентной среды в экономике России является слабая подготовка работников исполнительной власти по проблемам управления конкурентоспособностью, качеством и ресурсосбережением, ориентация деятельности на текущий момент, а не на стратегию развития управляемых объектов на 10-20 лет, низкое качество управленческих решений, а также частая сменяемость структур и кадров.

     Большие трудности в создании конкурентной среды в экономике России возникают  в результате отсутствия комплексной  стратегии развития страны на длительный период, учитывающей экономические, технические, организационные и  другие аспекты. Серьезные препятствия возникают также в результате наличия системы двойного (легального и нелегального) учета, разработка финансовых планов сверху (от своих желаний), а не снизу, с рынков (от своих возможностей). Не может не оказывать негативного воздействия на создание конкурентной среды в экономике России низкое качество экономического обоснования решений, отсутствие на всех уровнях управления системы менеджмента, ориентированной на достижение конкурентоспособности объектов, слабое методическое, информационное и правовое обеспечение управления экономикой. Осложняет также положение низкая эффективность использования ресурсов, непонимание необходимости перехода экономики страны на инновационный путь развития.

     Не  может не являться проблемой в  создании конкурентной среды в экономике России отсутствие научно обоснованной системы подготовки экономистов, менеджеров, юристов для условий рыночных отношений. Негативное воздействие здесь также оказывает низкий уровень заработной платы работников образования и культуры, старение основных фондов в учреждениях образования.

     Такие отрасли социальной сферы, как жилищное строительство, транспорт, бытовое  обслуживание, лечение, отдых и так  далее значительно отстают от своих конкурентов среди промышленно  развитых стран, прежде всего по качеству услуг.

     Серьезные проблемы в создании конкурентной среды  в экономике России создает топливно-энергетический комплекс страны. Здесь осложняет  положение высокая себестоимость  добычи и переработки природных  ресурсов, значительные расстояния их транспортирования, а также высокий вес физически и морально изношенных основных фондов, отсутствие научно-обоснованных стратегий развития отраслей ТЭК.

     Можно сказать, что основной проблемой  создания конкурентной среды в экономике  России является большая изношенность основных фондов. Эта проблема характерна в одинаковой степени для химической промышленности, лесной, пищевой, легкой. Эта же проблема имеет место при добыче и переработке черных и цветных металлов, в машиностроении и приборостроении, а также в сельском хозяйстве. Практически во всех выше перечисленных отраслях наблюдается изношенность основных фондов примерно на 75-80%. Вполне очевидно, что такая изношенность основных фондов никак не может служить благоприятным моментом для создания конкурентной среды в экономике России.

     Элементы  производственной инфраструктуры явными конкурентными преимуществами также  не обладают. Они находятся в стадии реформирования, становления и развития. В целом для этих элементов  характерны те же проблемы, что и для других отраслей народного хозяйства.

     Не  отличается в лучшую сторону и  сфера строительства. Низкое качество отечественного строительного оборудования, не конкурентоспособность российских строителей на внутреннем рынке, а также  низкий уровень организации строительных работ и отсутствие соответствующей системы менеджмента – все это не может являться положительной предпосылкой в создании конкурентной среды в экономике России.

     Таким образом, видно, что для того, чтобы  создать в экономике России полноценную конкурентную среду необходимо решить не только выше указанные, но еще и многие другие проблемы и это весьма небыстрый, но необходимый процесс.

     Рассмотрение  экономических основ конкуренции, ее основных видов и роли в рыночной экономике невозможно без краткого определения правовых основ конкурентной среды. В 1991 году Россия взяла курс на построение конкурентной среды, на разрушение полной государственной монополии. Законодательная база создания конкурентной среды при этом практически отсутствовала. Сегодня существует достаточно много нормативно-правовых актов, определяющих правила поведения и функционирования на рынке, правила взаимоотношений предприятий и организаций между собой. Однако среди всего множества нормативно-правовых актов следует выделить два основополагающих документа, определяющих основы построения конкурентной среды в экономике России. Одним из первых основных нормативных актов, определивших основы построения конкуренции, основы ее защиты от монополий и многие другие аспекты стал Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. №948-1.

     Вышеуказанный закон определяет организационные  и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным органом исполнительной власти - федеральным антимонопольным органом. Данный федеральный закон запрещает действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как:

     - изъятие товаров из обращения,  целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

     - навязывание контрагенту условий  договора, не выгодных для него  или не относящихся к предмету  договора (необоснованные требования  передачи финансовых средств,  иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);

     - включение в договор дискриминирующих  условий, которые ставят контрагента  в неравное положение по сравнению  с другими хозяйствующими субъектами;

     - согласие заключить договор лишь  при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

     - создание препятствий доступу  на рынок (выходу с рынка)  другим хозяйствующим субъектам;

     - нарушение установленного нормативными  актами порядка ценообразования;

     - установление монопольно высоких (низких) цен и так далее.

     Более того, данным Законом запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:

     - установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

     - повышение, снижение или поддержание  цен на аукционах и торгах;

     - раздел рынка по территориальному  принципу, по объему продаж или  закупок, по ассортименту реализуемых  товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

     - ограничение доступа на рынок  или устранение с него других  хозяйствующих субъектов в качестве  продавцов определенных товаров  или их покупателей (заказчиков);

     - отказ от заключения договоров  с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

     Этим  же федеральным законом было введено  само понятие недобросовестной конкуренции, в которую было включено:

     - распространение ложных, неточных  или искаженных сведений, способных  причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

     - введение потребителей в заблуждение  относительно характера, способа  и места изготовления, потребительских  свойств, качества товара;

     - некорректное сравнение хозяйствующим  субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

Информация о работе Государственная антимонопольная политика