Содержание
Введение
Одной из основных функций
публичной власти как государственной,
так и муниципальной является предоставление
населению социально значимых товаров
и услуг. Реализуя эту функцию, власть
выступает в интересах всего населения
территории и использует средства бюджетов
соответствующих уровней.
Во всем мире основным
способом реализации сервисных функций
публичной власти является формирование
и размещение государственного и муниципального
заказа. При этом формирование и размещение
осуществляется публично, в строгом соответствии
с законодательно установленными процедурами.
Весь процесс является прозрачным и предполагает
возможность доступа любого хозяйствующего
субъекта к получению такого заказа.
Преобладающим
способом размещения государственного
и муниципального заказа является конкурс,
при этом приоритет отдается открытому
конкурсу. Не только публичный характер
власти и специфика расходования бюджетных
средств подталкивают к необходимости
ведения конкурсных механизмов размещения
государственного и муниципального заказа.
Подобные механизмы позволяют за счет
использования конкурсных рычагов достичь
существенной экономии бюджетных средств,
улучшить качество предоставляемых населению
услуг, укрепить дисциплину исполнения
заключаемых в рамках соответствующих
процедур контрактов на поставку товаров,
оказание услуг и выполнение работ для
государственных и муниципальных нужд.
Действие
рыночной конкуренции, свободного рынка
неизбежно порождает монополию,
которая меняет условия конкурентной
борьбы, под удар ставятся механизмы
функционирования рыночной системы.
Монополии
благодаря высокому уровню сосредоточения
экономических ресурсов создают возможности
для ускорения технического прогресса.
Однако, эти возможности реализуются в
тех случаях, когда такое ускорение способствует
извлечению монопольно высоких прибылей
многие экономисты доказывали, что крупные
фирмы, обладающие значительной властью,
- это желательное явление в экономике,
поскольку они ускоряют технические изменения,
так как фирмы обладающие монопольной
властью, могут тратить свои монопольные
прибыли на исследования, чтобы защитить
или упрочить свою монопольную власть.
Занимаясь исследованиями, они обеспечивают
выгоды как себе, так и обществу в целом.
Но убедительных доказательств того, что
монополии играют особенно важную роль
в ускорении технического прогресса, нет,
так как монополии могут задержать развитие
технического прогресса, если он угрожает
их прибыли.
Антимонопольная
политика, безусловно, очень важна
для экономики государства. Хорошо
продуманные меры по регулированию
монополий способствуют развитию конкуренции,
стабилизации рынка и совершенствованию
экономики в целом.
Таким
образом, можно с полным правом говорить
о том, что вопросы государственной
монополии имеют сегодня большую актуальность
как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом
уровне.
Основная
цель курсовой работы состоит в том, чтобы
рассмотреть государственную монополию
в сфере размещения государственного
заказа и выявить главные проблемы .
1.Государственный
заказ - основные понятия
1.1
Содержание размещения
государственных
и муниципальных
заказов
Существует несколько
определений к понятию государственный
заказ:
1) государственный заказ
- выдаваемый государственными органами
и оплачиваемый из средств государственного
бюджета заказ на изготовление продукции,
выпуск товаров, проведение работ, в которых
заинтересовано государство;
2) государственный заказ
- совокупность заключенных государственных
контрактов на поставку товаров, производство
работ, оказание услуг за счет средств
государственного бюджета;
3) государственный заказ
- предложение, даваемое уполномоченной
государственной организацией другой
организации-поставщику о поставке товаров,
работ, услуг для федеральных и региональных
государственных нужд.
Под муниципальным
заказом, в свою очередь, понимают заказ
со стороны органов местного самоуправления
и уполномоченных ими муниципальных
учреждений на поставки товаров, выполнение
работ и оказание услуг, связанных с решением
вопросов местного значения и осуществлением
отдельных государственных полномочий,
переданных органам местного самоуправления
федеральными законами и законами субъектов
РФ.
Государственными
и муниципальными заказчиками могут
выступать соответственно органы государственной
власти Российской Федерации или
органы государственной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного
самоуправления, а также уполномоченные
указанными органами государственной
власти или органами местного самоуправления
на размещение заказов получатели бюджетных
средств при размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг
за счет бюджетных средств.
Участниками размещения
заказов являются лица, претендующие
на заключение государственного или
муниципального контракта. Участником
размещения заказа может быть любое
юридическое лицо независимо от организационно-правовой
формы, формы собственности, места нахождения
и места происхождения капитала или любое
физическое лицо, в том числе индивидуальный
предприниматель.
Заказ может размещаться
двумя способами:
1. Путем проведения
торгов:
• конкурс (победителем
признается лицо, предложившее лучшие
условия исполнения государственного
или муниципального контракта, заявке
на участие которого присвоен первый номер);
• аукцион (победителем
признается лицо, предложившее наиболее
низкую цену государственного или муниципального
контракта).
И конкурс, и аукцион
могут проводиться в открытой и закрытой
форме.
2. Без проведения
торгов:
• запрос котировок
(размещение заказа, при котором информация
о потребностях учреждения (организации)
сообщается неограниченному кругу лиц
путем размещения на официальном сайте
извещения о проведении запроса котировок;
победителем признается участник размещения
заказа, предложивший наиболее низкую
цену контракта);
• у единственного поставщика
(размещение заказа, при котором заказчик
предлагает заключить государственный
контракт только одному поставщику (исполнителю,
подрядчику);
• на товарных биржах
(в Закон введена глава по размещению заказов
на поставки биржевых товаров для государственных
или муниципальных нужд на товарных биржах
на сумму, превышающую 5 000 000 руб.; порядок
размещения заказов устанавливается Правительством
Российской Федерации).
1.2
Процедура размещения
заказа путем проведения
конкурса
Плата за участие
в конкурсе не взимается, за исключением
следующего случая: если участник просит
дать комплект конкурсной документации
персонально для него, то заказчик вправе
установить плату за данную услугу, причем
размер требуемой суммы не должен превышать
затрат на изготовление и оформление документов.
Внесение денежных
средств в качестве обеспечения
заявки может быть установлено заказчиком
как требование или условие участия в
конкурсе. Размер обеспечения составляет
не более 5 процентов начальной цены контракта.
При проведении открытого
конкурса заказчик не менее чем за
тридцать дней до дня вскрытия конвертов
с заявками на участие публикует в официальном
печатном издании и размещает на официальном
сайте извещение и конкурсную документацию.
Для участия в
конкурсе в указанные сроки подается
заявка, где содержатся следующие
данные:
• сведения и документы
об участнике размещения заказа;
• предложение о потребительских
свойствах и качественных характеристиках
товара (работах, услугах);
• документы или их копии,
подтверждающие соответствие подателя
заявки установленным требованиям и условиям
допуска к участию, а также иные документы.
Участник вправе
изменить или отозвать заявку в любое
время до момента вскрытия конвертов
с заявками конкурсной комиссией (день,
время и место этого события
указаны в извещении). Комиссия ведет
протокол вскрытия конвертов, который
обязательно подписывается всеми ее
членами и заказчиком.
Срок рассмотрения
заявок не может превышать десяти
дней со дня вскрытия конвертов. По
его истечении конкурсная комиссия
принимает решение о допуске
или об отказе к участию в конкурсе
(оформляется протоколом).
Победителем конкурса
признается участник, который предложил
лучшие условия исполнения контракта.
С этим лицом заключается государственный
контракт, порядок заключения которого
определен ГК РФ. Вся документация, касающаяся
размещения заказа для государственных
нужд, должна быть размещена на официальном
сайте и опубликована в средствах массовой
информации.
Закрытый конкурс
применяется исключительно в
случае размещения заказа на поставку
товаров, выполнение работ, оказание услуг,
сведения о которых составляют государственную
тайну. Он проводится по согласованию
с федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным на осуществление
контроля в сфере размещения заказов.
Срок согласования должен занимать не
более десяти рабочих дней со дня поступления
обращения о согласовании проведения
закрытого конкурса.
При его проведении
применяются аналогичные положения,
но в Законе указывается, что извещение
о проведении закрытого конкурса,
конкурсная документация, изменения
в нее, подача заявок на участие, протоколы,
составленные в ходе проведения конкурса,
а также полученная информация не подлежат
опубликованию в средствах массовой информации
и размещению в Интернете.
2. Антимонопольное
регулирование
2.1
Антимонопольная политика
в странах с развитой
рыночной экономикой
Говоря
об антимонопольной политике в странах
с развитой рыночной экономикой, стоит
заметить, что она разнообразна. Так, наиболее
жесткое антимонопольное законодательство
в США. Здесь антимонопольное законодательство
отвергает любые формы монополистической
конкуренции и монополизма. Более либеральное
антимонопольное законодательство в странах
Западной Европы. Здесь антимонопольное
законодательство направлено против тех
монополий, которые существенно ограничивают
возможности конкуренции в том или ином
секторе экономики.
В
целях предотвращения возможного злоупотребления
доминирующим положением коммерческими
организациями или ограничения
конкуренции федеральным антимонопольным
органом в США осуществляется
государственный контроль за:
-
созданием, слиянием и присоединением
объединений коммерческих организаций
(союзов или ассоциаций);
-
слиянием и присоединением коммерческих
организаций, если сумма их
активов по последнему балансу
превышает 100 тысяч минимальных
размеров оплаты труда;
-
ликвидацией и разделением (выделением)
государственных и муниципальных унитарных
предприятий, размер активов которых превышает
50 тысяч минимальных размеров оплаты труда,
если это приводит к появлению хозяйствующего
субъекта, доля которого на соответствующем
товарном рынке будет превышать 35 процентов,
за исключением случаев, когда ликвидация
осуществляется по вступившему в законную
силу решению арбитражного суда. В тоже
время антимонопольный орган штата не
вправе требовать представления информации,
не предусмотренной перечнем информации,
утверждаемым федеральным антимонопольным
органом.
Федеральный
антимонопольный орган не позднее
30 дней со дня получения необходимых
документов сообщает заявителю в
письменной форме о принятом решении.
В
случае, когда коммерческие организации
и некоммерческие организации, занимающиеся
предпринимательской деятельностью, занимают
доминирующее положение и совершили два
или более нарушений антимонопольного
законодательства, федеральный антимонопольный
орган в США вправе принять решение об
их принудительном разделении или выделении
из их состава одной или нескольких организаций
на базе структурных подразделений, если
это ведет к развитию конкуренции.