Глобальные экологические проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Процесс взаимодействия человека с природой есть содержание любого производства. Экономика поэтому представляет собой искусство рационального и эффективного управления этим процессом, иначе, как показывает мировой и наш опыт хозяйствования, природопользования, неизбежны экономические и экологические кризисы. Понятия, процессы «экономика» и «экология» (от греческого эйкос - дом, жилище, местопребывание и логия – наука об отношениях растительных и животных организмов, их сообществ с окружающей средой) неразделимы, тесно взаимосвязаны между собой, обуславливают друг друга.

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТЭЕКОНОМИЯ.doc

— 630.00 Кб (Скачать)

           В процессе рыночной трансформации экономики Украины недостаточно учитывалось целый ряд присущих ему специфических предпосылок, к которым прежде всего относятся:

    отсутствие  на нас обретения независимости  целостной системы государственных  институтов, необходимых для осуществления  широкого комплекса мер рыночной трансформации экономики;

    особенности функциональной структуры экономики: высокая концентрация базовых отраслей производства и отраслей ВПК, что  в течение длительного времени  были ориентированы на обслуживание потребностей не только экономики Советского Союза в целом, но и экономики стран СЭВ, и по самой своей природе не могли быстро войти в режим рыночного самоуправления;

    подчиненность большинства крупных предприятий  общесоюзным министерствам и  ведомствам и финансирования их из единого центра.

    В экономической политике не учитывалась необходимость таких мероприятий:

    использования на начальном этапе чисто эволюционного пути рыночной трансформации при одновременном осуществления широкого комплекса организационных мер, которые бы утверждали сильную исполнительную власть, и эффективных рычагов государственного регулирования экономических процессов;

    создание  эффективного механизма вхождения  сельского хозяйства в систему  рыночных отношений и на этой основе - коренное реформирование этой отрасли;

    последовательного осуществления политики экономической либерализации, приватизации и демонополизации.

         Непоследовательность в проведении экономических реформ привело к тому, что переход от административно-командной системы к рыночной сопровождается ростом теневой экономики. Ведь теневая экономика больше всего процветает там, где реформы проходят вяло, а высокие налоги практически внеможливлюють развитие новых частных структур. Наличие гигантского теневого сектора искажает все национальные счета, не позволяет государственным органам точно определить потребности экономики в различных ресурсах, давать обоснованные экономические прогнозы. В то же время создаются благоприятные условия для коррупции, взяточничества, криминализации экономики.

    Упомянутые  факторы вызвали то, что сейчас объем национального производства составляет чуть более трети от уровня 1990 г. Правда, наконец удалось остановить падение производства.

    Перестройка структурной политики прежде всего  основываться на признании приоритетности наукоемких и высокотехнологичных  отраслей экономики, которые еще до конца не разрушены и способные сохранить способность Украины войти в мировое экономическое пространство с высоким технологическим потенциалом.

    Особая  роль в восстановлении экономического роста принадлежит земельной  реформе, которая призвана поддерживать на селе наиболее эффективные формы собственности и хозяйствования.

    Ныне  особенно важным условием перехода к  экономическому росту является создание привлекательной инвестиционной среды  для отечественных и иностранных  инвесторов. Украина имеет большие возможности для активной деятельности инвесторов - значительный потребительский рынок, выгодное геополитическое положение, богатые природные ресурсы, квалифицированную и одновременно дешевую рабочую силу, мощную научную базу. Однако макроэкономическая среда очень неблагоприятное для инвестиций - высокие реальные процентные ставки, высокие налоговые ставки, противоречивое и несоответствующее современным реалиям хозяйственное законодательство, тенизация экономики и др. Все это порождает пессимистические прогнозы у инвесторов. В то же время внутренние сбережения вследствие малых доходов семей и небывало низкого уровня использования производственных мощностей большинства предприятий являются недостаточными для нужных объемов капиталовложений. К тому же есть много фактов "бегства капитала" за рубеж.

    В сфере внешнеэкономических связей главной задачей является постепенное  вхождение Украины в мировое  экономическое пространство. Для  этого следует создать стабильную и благоприятную правовую основу для привлечения иностранных инвестиций и возвращении украинского капитала в твердой валюте в Украину. В то же время необходимую защиту молодого национального производителя от конкуренции иностранных фирм.

    Существенным  фактором стабилизации экономики Украины должно стать активизация малого и среднего бизнеса. Мировой опыт показывает, что именно малые предприятия могут решить такие задачи, как структурная перестройка экономики, насыщение рынка разнообразный мы товарами и услугами, создание дополнительных рабочих мест. Малый бизнес ослабляет монополизм и обеспечивает конкуренцию. Однако пока он еще не стал в Украине реальной базой для становления рыночной экономики.

     Развитие  малого бизнеса тормозят: несовершенная  государственная политика относительно его поддержки, высокие налоги, ограничения на отдельные виды деятельности, административные барьеры, бюрократическая волокита в получении лицензий, еще не сформирована позитивная общественное мнение относительно предпринимательской деятельности и т.д.

     Социальная политика должна направляться на создание необходимых условий повышения каждым тружеником своего благосостояния, прежде всего за счет личного трудового вклада, деловой активности. Для этого нужно отменить искусственные ограничения фонда потребления, проводить политику стимулирования трудовой и предпринимательской деятельности и на этой почве расширять платежеспособный спрос.

     Реформа заработной платы должен обеспечить переход от существующей И модели, которая ориентирована на низкую стоимость рабочей силы и высокой доли бесплатных социальных услуг, к новой, которая предусматривает высокую цену рабочей силы и платное удовлетворения соответствующих услуг высокооплачиваемыми категориями населения.

    Развитие  экономики - основа реальных положительных  сдвигов в социальной сфере

    Выполнено поручение Президента Украины относительно повышения и восстановления, хотя и частично, дифференциации в условиях оплаты труда работникам бюджетной  сферы.

       В течение года заметно улучшилось положение дел с выплатой заработной платы. В целом задолженность сократилась почти на 2,2 млрд. гривен, или на 44%. В целом по Украине в прошлом году заработной платы выплачено на 11,7 млрд. грн. больше, чем в 2000 году.

     Все это позволило на 27% увеличить  поступления в Пенсионный фонд, повысить в течение года средний размер пенсий на 43%. При этом реальный уровень трудовых пенсий вырос на 26,4%. Стабилизируется ситуация на рынке труда, оживляется экономическая активность населения, снижается уровень зарегистрированной безработицы, почти на треть возросло трудоустройства незанятого населения, увеличились объемы и качество общественных работ, почти наполовину сократилось количество работников, находившихся в неоплачиваемых отпусках по инициативе администрации, на 30% перевыполнен задания Правительства по трудоустройству незанятого населения.

Программа преодоления бедности.

     Прошлый год, без преувеличения, можно назвать  годом социального страхования. За относительно короткий, удалось  существенно улучшить ситуацию с  социальной защитой работающих. Впервые все потерпевшие на производстве в полном объеме получили причитающиеся им текущие выплаты за поврежденное здоровья. При этом, на 118 млн. грн. сократилась задолженность по этим выплатам за прошлые годы, вдвое сократилась задолженность по выплате по временной нетрудоспособности, в частности, в сельском хозяйстве. Сделано ощутимые шаги и в пенсионном реформировании. Оба базовые законы по пенсионному страхованию принят в первом чтении. Завершается персонификация учета взносов в Пенсионный фонд, передача ему функций по назначению и выплате пенсий, формируются механизмы функционирования будущей пенсионной системы.

     Уровень жизни.

     Позитивные  сдвиги по повышению уровня общих  доходов населения, в частности  оплаты труда, пенсионного обеспечения, других социальных выплат неоспоримы. Но они пока не позволили добиться кардинальных изменений в уровне жизни населения.

     Самой главной составляющей доходов населения  Украины остается оплата

     труда. Важно, что в течение года удельный вес ее в общих доходах выросла  с 47 до 51,6%.

     Самой низкой, согласно статистике, остается оплата труда в сельском, лесном, рыбном хозяйстве, общественном питании, торговле. Такой уровень доходов  населения, подчеркнул Министр, прежде всего оплаты труда является не оправданным  ни с социальной, ни с экономической, ни с политической точек зрения. На протяжении текущего года надо изменить эту ситуацию.

     Проблемы  преодоления бедности.

     Это направление работы остается приоритетным. Программа работы на текущий год  сформулирована. Итогом ее реализации должна быть ликвидация острых проявлений бедности, реальная стабилизация уровня жизни беднейших семей в каждом из регионов.

     Самый высокий уровень бедности в Николаевской, Херсонской, Луганской областях. Вместе с тем, в Крыму, и в Винницкой, Волынской, Хмельницкой и других областях ситуация даже резко ухудшилась. И если отсутствие позитивных изменений в первом полугодии еще можно как-то объяснить, то после утверждения Стратегии преодоления бедности такое положение просто недопустим. Более того, в каждом регионе, уже по итогам года, ситуация должна существенно измениться к лучшему. Комплексное решение этих проблем в регионах невозможно без четкого, системного плана действий, то есть без региональных программ преодоления бедности.

    3.2. Экологические проблемы Украины.

    Состояние окружающей природной среды в современной Украине можно было бы охарактеризовать как экологический кризис, о чем официально подчеркивалось в документах бывшего союзного и республиканского уровня.

    Анализ  как социально-экономической, так и экологической политической обстановки в Украине позволяет  выделить пять основных направлений, по которым Украина должны выходить из экологического кризиса.

    В качестве первого направления обычно называется совершенствование технологического направления; создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных, малоотходных производств, обновление основных фондов, совершенствование технологических процессов. Однако это дело будущего, сейчас для этого нет средств и возможностей, хотя отдельные области производства могут совершенствовать свою технологию.

    Второе  направление-развитие и совершенствование  экономического механизма охраны окружающей среды. Экономическое направление. Включая экономическое стимулирование, реализуется в охране окружающей среды путем внедрения платежей за выбросы вредных веществ, введения налоговых льгот, льгот за выпуск экологически чистой продукции и других экономических мер. Экономическое направление решает главную задачу, а именно: сделать охрану окружающей среды составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы предприниматель, хозяйственник был заинтересован в охране окружающей среды не меньше, чем он заинтересован в охране окружающей среды не меньше, чем он заинтересован в выпуске конкурентоспособной продукции.

    Третье  направление- применение мер административного пересечения и мер юридической ответственности за правонарушение, то есть приостановление, прекращение деятельности предприятий, нарушающих природоохранные законы; привлечение к юридической ответственности за нарушение законов и причинение вреда природной среде. Это должно способствовать повышению экологической дисциплины.

    Четвертое направление- гармонизация экологической  структуры. Оно заключается в  развитии систем экологического образования, просвещения, воспитания, перестройке потребительского отношения к природе. Без перестройки создания человека, без экологического  воспитания трудно говорить о соблюдении предусмотренных законом правил экологической безопасности.

    Пятое направление- гармонизация экологических международных отношений, указывающих нам пути преодоления экологического кризиса. Некоторые ученые, политики считают международно-правовые направления наиболее важным в решении проблем окружающей среды. Здесь две причины: 1)неуверенность в эффективности национальных средств охраны окружающей среды; 2)нежелание понять, что международно-правовая охрана окружающей среды, хотя и осуществляется на основе международных договоров и соглашений, но выполняется национальными средствами.

    На  основании изложенного можно сделать вывод, что на сегодняшний день ни один из указанных способов в охране окружающей среды еще не готов взять на себя всю работу по оздоровлению природы, стабилизации экологической обстановки. Подобные заключения закономерны и приводят к мысли о необходимости комплексного подхода в решении этой проблемы. Но в жизни возникает множество противоречий, мешающих эффективному использованию методов охраны окружающей среды.

Информация о работе Глобальные экологические проблемы