Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 06:33, курсовая работа
Цель работы - изучение особенностей формирования инвестиционного климата России.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты создания инвестиционного климата в России;
- провести анализ инвестиционного климата в современной России;
- определить способы улучшения инвестиционного климата России.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы создания инвестиционного климата в России……………………………………………………………..…………….…5
1.1. Понятие и сущность инвестиционного климата территории……….5
1.2. Факторы, формирующие инвестиционный климат…………………8
1.3. Методические оценки инвестиционного климата……...………….10
2. Инвестиционный климат в современной России……………………16
2.1. Оценка инвестиционной привлекательности России……………..16
2.2. Развитие инвестиционной привлекательности России……………24
2.3. Рейтинги инвестиционной привлекательности России…………....27
3. Способы улучшения инвестиционного климата России…………….30
Заключение………………………………………………………………..36
Список литературы……………………………………………………….38
Из данных таблицы 6 можно сделать вывод, что для России характерен очень высокий риск и высокая премия за риск.
Несмотря на сохраняющийся высокий уровень странового риска, в российской экономике происходят некоторые позитивные изменения. Основные структурные сдвиги происходят под воздействием конъюктуры внутреннего и внешнего рынка. Сохраняются опережающие темпы прироста отраслей обрабатывающей промышленности по сравнению с добывающей промышленностью. Производство потребительских товаров формируется в условиях усиления конкуренции с импортной продукцией. Несколько улучшается ситуация с инвестициями на обновление основных производственных фондов.
Сложившаяся на значительной части российских предприятиях ситуация позволяет сделать следующие выводы:
1.
Предприятиям требуются
2. Инвестиционная привлекательность российских предприятий значительно снижается за счет сложившегося уровня странового риска;
3.
При использовании модели
3.
Способы улучшения
инвестиционного
климата России
Одной из важнейших причин снижения инвестиционной привлекательности России для внутренних и внешних инвесторов наряду с рассмотренными выше является отсутствие государственной инвестиционной политики, реальных государственных гарантий и стимулов инвесторам и инвестициям из всех источников. Например, на внутреннем рынке кредитов коммерческие инвестиции предлагаются под высокую процентную ставку, которая неприемлема для крупных инвестиционных проектов. Государственная система стимулирования коммерческих инвестиций не создана. Государственная инвестиционная программа не является защищенной статьей бюджета. Поэтому обострение бюджетного дефицита всегда приводит к ее сокращению. В то время как расходы на содержание администрации президента, правительства и Федерального Собрания превышаются.
Механизм стимулирования собственных инвестиций действует в пределах 50 процентов прибыли предприятий. Других льгот налоговой системой не предусмотрено. Если учесть кризисное состояние экономики России, то собственно прибыль на основной массе промышленных предприятий не выходит за пределы 8–10 процентов в машиностроительных отраслях и 10–15 процентов – в пищевой промышленности. Это говорит о недостаточной инвестиционной мощности этого источника.
Предоставление внешних инвестиций наиболее перспективно, но их массовому притоку мешает низкий инвестиционный рейтинг России, что приводит к завышенной процентной ставке кредита, или предоставление надежных гарантий, что в условиях политической нестабильности само по себе недостаточно надежно.
В результате происходит технологическая и моральная деградация основных фондов промышленности.
Обвал инвестиционного процесса определяет крайне острую ситуацию с состоянием основного капитала. Износ основных фондов достиг критического уровня. Более чем на 60 процентов изношено свыше половины оборудования в нефтедобывающей промышленности области, в электроэнергетике отработает в ближайшее время проектный ресурс половина мощностей электростанций. Эта острая проблема неразрешима за короткие сроки. По расчетам независимых экспертов, даже при самом благоприятном развитии событий в области инвестиций не удастся остановить процесс устаревания основных фондов в целом по народному хозяйству еще в течение 5–7 лет [8].
Сохраняющаяся неблагоприятная ситуация в инвестиционной сфере вызывает обострение воспроизводственных проблем. Огромные масштабы недоинвестирования привели к образованию в производстве колоссальной массы обесцененных кризисом, физически и морально устаревших изношенных основных фондов. Подавляющая часть основных фондов российской промышленности морально устарела и уже давно эксплуатируется за пределами экономически целесообразных периодов. По некоторым оценкам, сегодня рынком реально востребовано не более 40 процентов основных фондов экономического сектора страны, остальная часть по степени изношенности не отвечает требованиям рынка, спросовой конъюнктуре и требует замены.
Президент
России Дмитрий Медведев на совещании
по проблемам инвестиционного
Д. Медведев привел данные Всемирного банка: "В рейтинге стран с благоприятными условиями для ведения бизнеса Россия спустилась еще на две ступеньки ниже - на 120 место из 183 стран, то есть место в последней трети списка" [19].
Российский президент поставил задачу "оперативно разработать и принять комплекс мер, повышающих инвестиционную активность". Он перечислил основные меры: "Снятие квот в отношении найма высококвалифицированных зарубежных специалистов, улучшение ситуации со своевременным возмещением налога на добавленную стоимость при капитальном строительстве и экспорте несырьевой продукции, оптимизация механизмов администрирования расходов на научно-исследовательскую и опытно- конструкторской работу, введение облегченного порядка таможенного оформления для предприятий, производящих машинотехническую продукцию и высокотехнологичную продукцию".
Президент ждет предложений по привлечению в российскую экономику так называемых "длинных денег", прежде всего сбережений населения. "Пока что на рынке инвестиций они играют очень скромную роль, причины - в вопросах доверия, в неразвитости инфраструктуры и финансовых институтов", - отметил глава государства [19].
Д.
Медведев также обратил внимание "на
избыточную активность проверяющих органов
в отношении наиболее успешных предприятий-
Президент
рассчитывает, что "компетентность
и профессионализм
Политика реализации инвестиционной привлекательности территории осуществляется исходя из реалий баланса факторов, сосредоточенных в сфере политики и экономики, однако можно выделить наиболее общепринятые действия:
• развитие регионального инвестиционного законодательства;
•
поддержка инвестиций со стороны
местных властей путем
• формирование инвестиционной открытости и привлекательности территории, ее инвестиционного имиджа;
•
проведение активной деятельности по
привлечению иностранных
• формирование инвестиционной инфраструктуры (залоговые фонды, перестраховочные компании, развиваются бизнес-центры и т.д.);
• разработка системы взаимоувязанных экономических, организационных и правовых мер, направленных на создание привлекательного инвестиционного климата территории и оживление инвестиционной активности;
• создание инвестиционных пакетов, то есть наборов инвестиционных проектов, способных привести к разрешению конкретной проблемы территории с программой распределения экономических, технических, финансовых ресурсов и рисков между исполнителями по временным интервалам (срокам капиталовложений и срокам окупаемости) [17].
В целом, работа по реализации инвестиционной привлекательности территории неотрывна от инвестиционной политики государства и субъекта федерации, и призвана дополнять и углублять ее всеми возможными путями. Одним из таких путей - создание на территории режима наибольшего благоприятствования тем или иным инвесторам (крупным-мелким, российским-иностранным) в тех или иных сфера. Такой режим включает:
• гарантии равных прав инвесторам;
• предоставление льгот по налогам в части зачисляемой в местный бюджет, например:
а) снижение платежей на срок фактической (с учетом предоставленных льгот) окупаемости инвестиций (но не более срока предусмотренного в проекте) на 100%;
б) Снижение платежей в течение нескольких лет после завершения периода окупаемости инвестиций по вышеприведенным налогам [7].
Сегодня в России отмечается улучшение инвестиционного климата там, где создаются особые экономические зоны (ОЭЗ). Согласно закону РФ «Об особых экономических зонах» создано 4 типа особых экономических зон:
Промышленно-
Технико-внедренческие: Зеленоград, Санкт-Петербург, Дубна; Томск.
Туристско-рекреационные - Краснодарский край, Алтай, Байкал.
Туристско-рекреационные
ОЭЗ обладают особым статусом. В
отличие от других ОЭЗ (технико-внедренческих
и промышленно-
Портовые зоны.
Такие зоны являются привлекательными для зарубежных инвесторов. В них устанавливаются особые налоговые и административные режимы. Именно такие зоны улучшают инвестиционный климат не только в отдельных регионах, но и в России в целом [20, c. 142].
Немаловажное
значение играет качество инвестиционной
инфраструктуры территории, то есть ряда
организаций, выполняющих различные функции
в обеспечивающих инвестиционную деятельность
и поддержку малого предпринимательства.
Заключение
В заключение можно сделать следующие выводы.
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги.
Перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.
Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Российскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.
Основными направлениями деятельности по повышению общего инвестиционного рейтинга нашей страны на мировой арене являются:
- максимальное вовлечение в сферу инвестиционной деятельности валовых сбережений и обеспечение положительной динамики инвестиций;
Информация о работе Формирование инвестиционного климата в России