Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 06:33, курсовая работа
Цель работы - изучение особенностей формирования инвестиционного климата России.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты создания инвестиционного климата в России;
- провести анализ инвестиционного климата в современной России;
- определить способы улучшения инвестиционного климата России.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы создания инвестиционного климата в России……………………………………………………………..…………….…5
1.1. Понятие и сущность инвестиционного климата территории……….5
1.2. Факторы, формирующие инвестиционный климат…………………8
1.3. Методические оценки инвестиционного климата……...………….10
2. Инвестиционный климат в современной России……………………16
2.1. Оценка инвестиционной привлекательности России……………..16
2.2. Развитие инвестиционной привлекательности России……………24
2.3. Рейтинги инвестиционной привлекательности России…………....27
3. Способы улучшения инвестиционного климата России…………….30
Заключение………………………………………………………………..36
Список литературы……………………………………………………….38
Среди преимуществ России обычно отмечается наличие большого числа образованных специалистов и высококвалифицированной рабочей силы, а также низкие издержки производства и стоимость энергоносителей.
В то же время, имеется немало проблем, с которыми сталкиваются в России зарубежные инвесторы. Связаны они, прежде всего, с характером российской правовой системы и реализацией российского права в административной практике. По данным МЭРТ РФ, согласно опросу, иностранные инвесторы в перечне проблем в 2006 году на первое место поставили бюрократические процедуры и административные барьеры, а на второе место - коррупцию. Также отмечается недостаточное качество корпоративного управления и низкая прозрачность судебной системы [16].
Тем не менее, лидерами по привлечению иностранных инвестиций среди российских отраслей остаются топливно-энергетический комплекс и металлургическое производство. В то же время все больше средств приходит в обрабатывающие производства России, оптовую и розничную торговлю, транспорт и связь, а также операции с недвижимым имуществом.
Российские власти, заявляя о необходимости диверсификации экономики, расширяют число инвестиционных инструментов и разрабатывают новые механизмы по привлечению инвестиций, такие как инвестиционный фонд, частное государственное партнерство, особые экономические зоны и технопарки. С помощью этих механизмов планируется привлечение иностранных вложений в такие сферы, как транспорт и сектор высоких технологий [16].
В исследовании Ernst & Young отмечается, что среди всех европейских государств Россия в 2008 г. заняла четвертое место по числу созданных иностранными инвесторами рабочих мест и восьмое - по числу новых проектов. Кроме того, 12 процентов опрошенных называют Россию в качестве возможного места для инвестиционного проекта или расширения старого. По этому показателю страна заняла третье место после Польши и Германии.
Данные
Ernst & Young любопытно сравнить с официальной
статистикой, согласно которой в
начале 2008 года в России был зафиксирован
чистый отток капитала. Это означает,
что инвесторы предпочитают не только
не вкладываться в Россию, но и забирать
средства из страны. Впрочем, в последние
месяцы чистый отток снова сменился притоком
[8].
2.2.
Развитие инвестиционной
привлекательности
России
Развитие инвестиционной привлекательности России со стороны иностранных инвесторов невозможно без понимания целей этих инвесторов и выстраивания баланса интересов.
Производя инвестиции в России, иностранные компании и банки могут преследовать следующие цели:
1)
Получение высокой нормы
2)
Использование факторов
3)
Использование сравнительно
4)
Встраивание российских
5)
Покупка потенциально
6)
Продвижение на российский
7)
Использование морально
8)
Инвестирование средств
Ряд иностранных компаний, поняв, что многие ниши на российском рынке не заполнены, и убедившись в высоком спросе на свою продукцию, начали инвестировать средства в производство этой продукции в России. Главным образом эти инвестиции направлялись в пищевую промышленность, производство товаров широкого потребления, в частности в создание сборочных производств по выпуску бытовой техники.
Фундаментом экономики России является экономика на уровне субъектов Федерации, рационально сочетающая территориальный и отраслевой аспекты. Одной из основных проблем ее развития является недостаток инвестиций в реальный сектор, 60% основных фондов которого физически и морально устарели. Отсутствие в ряде регионах организационно-экономических механизмов мобилизации собственных и привлечения внешних источников инвестиционных средств выдвигает на первый план задачу повышения инвестиционной привлекательности субъектов предпринимательской деятельности на региональном уровне и создания благоприятного инвестиционного климата в каждом регионе.
В России сохраняется высокая концентрация привлеченного иностранного капитала по ряду регионов, причем не наблюдается изменения ситуации в лучшую сторону. Неравномерное размещение иностранных инвестиций по экономическим регионам традиционно является характерной чертой поступления иностранного капитала в страну.
Распределение иностранных инвестиций по субъектам Федерации по-прежнему характеризуется сохранением позиций Центрального федерального округа, и прежде всего Москвы. Также наибольшие объемы иностранных инвестиций привлекаются в сырьевые регионы (Омская обл., Сахалинская обл., Тюменская обл. и др.), крупные промышленные центры (Самарская обл., Свердловская обл., Татарстан, Челябинская обл. и др.), регионы с развитой инфраструктурой и высоким потребительским потенциалом помимо Москвы (Санкт-Петербург, Московская обл. и др.) [8].
В целом следует отметить, что объем иностранных инвестиций во многих регионах не соответствует их инвестиционному потенциалу, и при грамотно построенной инвестиционной политике в регионах можно ожидать поступление иностранного капитала, на порядок превышающее существующий приток иностранных средств.
Как правило, во многих
- низкая эффективность использования имеющегося экономического потенциала региона и государственной собственности;
- высокие административные барьеры;
- высокая доля теневой экономики и непрозрачность финансовых потоков субъекта Федерации;
- трудности на пути финансовых потоков и проблема неплатежей;
- отсутствие механизма привлечения инвестиций [8].
Следовательно, основная
- доброжелательности во взаимоотношениях с иностранными инвесторами;
- сбалансированности публичных и частных интересов, информационной открытости для всех инвесторов, ясности и простоты инвестиционного процесса;
-
равноправия инвесторов, объективности
и здравого экономического смысла
в принимаемых решениях, неизменности
принимаемых решений и своевременного
и четкого выполнения своих
обязательств, поддержки
и стимулирования инвесторов.
2.3.
Рейтинги инвестиционной
привлекательности
России
Аналитики МВФ оценивают качество институтов по 100-бальной шкале. Чем выше баллы, тем более инвестиционно привлекательна страна. Несмотря на различную методику, полученные результаты практически подтверждают выводы ЕБРР. Россия набрала 57 баллов инвестиционной привлекательности, в то время как Словакия - 65, Словения -79, Польша - 81, Венгрия - 83, Чехия - 85.
Аналитики Мирового банка рассчитывают страновой риск по 10 бальной системе (чем выше балл, тем выше риск и, следовательно, ниже инвестиционная привлекательность (таблица 5) [6].
Таблица 5
Оценка факторов странового риска по методике МВФ
Факторы странового риска | Оценка фактора риска от 0 до 10% |
I. Факторы риска, обусловленные активами: | 10 |
1.1 риск национализации | 10 |
1.2. риск экспроприации | 10 |
1.3. отношение к частному капиталу | 10 |
1.4. отношение к иностранному капиталу | 10 |
1.5. криминогенность экономики | 10 |
1.6. устойчивость политики правительства | 10 |
1.7. популярность политики правительства | 10 |
1.8. возможность ограничений на вывоз капитала и вывоз товаров | 10 |
1.9. квалификация рабочей силы | 8 |
1.10. емкость внутреннего рынка | 3 |
II. Финансовые риски | 10 |
2.1. Внутреннее обесценение валюты | 10 |
2.2. Внешнее обесценение валюты | 10 |
2.3. Стабильность налоговой системы | 10 |
2.4. Качество государственного регулирования | 10 |
2.5. Стадия промышленного цикла | 10 |
Рассчитанный аналитиками Мирового Банка как средневзвешенная, уровень странового риска для России составляет 9,4 из максимального уровня риска в 10 баллов. Следует признать, что высокий уровень странового риска снижает инвестиционную привлекательность российских предприятий, стимулируя вывоз капитала из страны, и сдерживает приток иностранных инвестиций в страну. Кроме того, помимо указанных факторов странового риска необходимо учитывать и такие факторы как "размытый" характер собственности, ее практическая незащищенность и отсутствие механизма контроля собственников (в том числе и государства) за финансовыми потоками, которые приводят к тому, что инвестиционные ресурсы расхищаются управляющими и вывозятся за рубеж [6].
Специалисты компании Pricewaterhous Coopers, оценивая страновой риск, учитывают такие факторы как: коррупция, законодательство, развитие экономики, учетную политику государственное регулирование, выводят размер премии за риск в % (таблица 6) [6].
Таблица 6
Оценка странового риска по странам
Страна | Коррупция | Законода- тельство | Экономика | Учет | Регули- рование | О-фактор | Премия за риск (%) |
США | 25 | 37 | 42 | 25 | 48 | 36 | 0 |
Бразилия | 53 | 59 | 68 | 63 | 62 | 61 | 6,45 |
Россия | 78 | 84 | 90 | 81 | 84 | 84 | 12,25 |
Аргентина | 56 | 63 | 68 | 49 | 67 | 61 | 6,39 |
Чили | 30 | 32 | 52 | 28 | 36 | 36 | 3,0 |
Китай | 62 | 100 | 87 | 86 | 100 | 87 | 13,16 |
Колумбия | 48 | 66 | 77 | 55 | 55 | 60 | 6,32 |
Чешская Республика | 57 | 97 | 62 | 77 | 62 | 71 | 8,99 |
Эквадор | 60 | 72 | 78 | 68 | 62 | 68 | 8,26 |
Египет | 33 | 52 | 73 | 68 | 64 | 58 | 5,72 |
Греция | 49 | 51 | 76 | 49 | 62 | 57 | 5,57 |
Гватемала | 59 | 49 | 80 | 71 | 66 | 65 | 7,49 |
Гонконг | 25 | 55 | 49 | 53 | 42 | 45 | 2,33 |
Венгрия | 37 | 48 | 53 | 65 | 47 | 50 | 3,7 |
Индия | 55 | 68 | 59 | 79 | 58 | 64 | 7,19 |
Индонезия | 70 | 86 | 82 | 68 | 69 | 75 | 10,1 |
Израиль | 18 | 61 | 70 | 62 | 51 | 53 | 4,38 |
Италия | 28 | 57 | 73 | 26 | 56 | 48 | 3,12 |
Япония | 22 | 72 | 72 | 81 | 53 | 60 | 6,29 |
Кения | 60 | 72 | 78 | 72 | 63 | 69 | 8,48 |
Литва | 46 | 50 | 71 | 59 | 66 | 58 | 5,84 |
Мексика | 42 | 58 | 57 | 29 | 52 | 48 | 3,08 |
Пакистан | 48 | 66 | 81 | 62 | 54 | 62 | 6,74 |
Перу | 46 | 58 | 65 | 61 | 57 | 58 | 5,63 |
Польша | 56 | 61 | 77 | 55 | 72 | 64 | 7,24 |
Румыния | 61 | 68 | 77 | 78 | 73 | 71 | 9,15 |
Сингапур | 13 | 32 | 42 | 38 | 23 | 29 | О12 |
Южная Африка | 45 | 53 | 68 | 82 | 50 | 60 | 6,12 |
Южная Корея | 48 | 79 | 76 | 90 | 73 | 73 | 9,67 |
Тайвань | 45 | 70 | 71 | 56 | 61 | 61 | 6,4 |
Таиланд | 55 | 65 | 70 | 78 | 66 | 67 | 8,01 |
Турция | 51 | 72 | 87 | 80 | 81 | 74 | 9,82 |
Велико- британия | 15 | 40 | 53 | 45 | 38 | 38 | 0,63 |
Уругвай | 44 | 56 | 61 | 56 | 49 | 53 | 4,52 |
Информация о работе Формирование инвестиционного климата в России