Фискальная политика в государственном регулировании экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрыта сущность понятия фискальная политика, цели,типы и принципы. Рассмотрены инструменты фискальной политики, а также особенности фискальной политики в России.

Содержание

Введение стр.

ГЛАВА 1. Сущность фискальной политики государства…………….………5

1.1 Понятие и цели фискальной политики……………………………………..5

1.2 Типы фискальной политики. Принципы и механизмы воздействия

фискальной политики на функционирование экономики…………………7

ГЛАВА 2. Инструменты фискальной политики………………………………16

2.1. Государственные расходы…………………………………………………16

2.2 Налоги………………………………………………………………………..18

ГЛАВА 3. Особенности фискальной политики в России…………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

Список использованной литературы………………………………………….30

Приложения……………………………………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 60.49 Кб (Скачать)

В итоге экономическая  динамика общества будет обеспечиваться через концентрацию налоговых поступлений  в бюджет и направлений бюджетных  ассигнований на инвестирование средств  в различные структуры и программы, а также социально-культурную сферу. Именно через бюджет реализуются  прямые и обратные связи по регулированию  и поддержанию макроэкономического  равновесия совокупного спроса и  совокупного предложения.

Функции налогообложения  в обеспечении инвестирования не абстрактны. Они выполняют задачи ресурсно-денежного обеспечения  этого процесса по разработанным  программам. Это связи прямого  характера.

В свою очередь, экономический  рост и расширение масштабов производства увеличивают налоговое поле и  обратное увеличенное поступление  ресурсов. Это обратные связи в  общей экономической динамике.

Изменение налоговых ставок незамедлительно сказывается на мотивации экономических собственников. Претензии государства на чрезмерную долю конечного продукта могут не только ослабить, но и подорвать  мотивацию экономических агентов  к хозяйственной деятельности вообще. Налоги представляют собой субъективное «вторжение» в реальные процессы трансформации собственности, ускоряя  либо замедляя «способ работы над  продуктом». Так высокие налоговые  ставки с началом либеральных  реформ в России объективно не позволили  должным образом развиться малому бизнесу, да и крупные предприятия  испытывали экономический «дискомфорт» от проводимой государством воинствующей фискальной рестрикции.

Названная фискальная рестрикция стала одной из веских причин возникновения  и бурного развития внелегальных хозяйственных структур. Именно это  можно наблюдать в современной  российской экономике, где сниженные  налоговые ставки не дали ожидаемого результата и не вывели из «тени» большинство  хозяйственных структур. [6 стр.289-292]

Скрытые формы присвоения благ оказывают обратное влияние  на фискальную политику государства, замедляя либо ускоряя принятие соответствующих  решений. Например, современная преимущественно  экспансионистская, фискальная политика российского государства в немалой  степени явилась закономерным следствием массового ухода от налогов, вызванного в свое время фискальной рестрикцией. И хотя ожидаемых результатов  сниженные налоговые ставки не дали, тем не менее именно в них можно  видеть один из факторов стратегической социально-экономической стабилизации в современной России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подводя   итоги  рассмотрения  бюджетно-налоговой  политики,  можно  сделать вывод,  что воздействие на  экономику государственных расходов  и налогов противоречиво: с  одной  стороны,  государственные  расходы  создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем  самым  позволяют  стимулировать экономический  рост,  но  с  другой  стороны,  используемое  для  этой  цели налогообложение  населения  может  сокращать  его   потребительский   спрос.

Государство пытается вовлечь  в оборот временно свободные средства,  создать, посредством перераспределения оптимальные условия  для  воспроизводственного процесса.

Как крупнейшая экономическая  реальность,  охватывающая  все  сферы  жизни страны, государственные расходы  играют  центральную  роль  при  определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.

Изменение  государственных  расходов  и  налогов  оказывает  влияние   на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной  политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад,  возможно,  для расширения выпуска следует снижать налоги  или  увеличивать  государственные расходы. А когда экономика  на  подъёме,  следовало  бы  повышать  налоги  и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.

На практике фискальная  политика  активно  используется  в  целях  стабилизации  экономики. Расширение государственных расходов и  снижение  налогов применяется, когда надо помочь  экономике  выбраться  из  кризиса.  Снижение расходов  и  увеличение  налогов  практикуется,   когда   надо   затормозить чрезмерный подъём.

В настоящее время бюджетно-налоговая  политика и бюджет неотделимы друг от друга.   Эта   политика   является   важнейшим   инструментом   формирования государственного  бюджета.  С   другой   стороны   она   включает   в   себя теоретическую основу и  на  практике  определяет  статьи  расхода  бюджетных средств.

Нужно  отметить,  что через   налоговую   политику   и   бюджетное финансирование  предоставляется  возможность  влиять  на  различные  стороны хозяйствования, способствуя ускорению  обновления  производственных  фондов, быстрейшему внедрению  в производство научно-технического прогресса.

Однако не во всех странах  бюджетно-налоговая политика способна обеспечить стабильное  поступление  денежных  средств  в  государственную  казну.  Ряду стран, особенно развивающихся, приходится  сталкиваться  с  таким  явлением, как бюджетный дефицит.  В настоящее время очень насущной  является  проблема государственного долга.  Особенно  остро  этот  вопрос  стоит  в  странах  с развивающейся экономикой.

Меры фискальной политики не  всегда  успешны.  Порой  они  сопровождаются обременительными  проявлениями,  могут  даже   препятствовать   стабилизации национальной экономики. Иногда это  неизбежные  болезни  роста,  а  конечный результат будет благотворным.

Изучение  источников  формирования  государственного  бюджета,  а   также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является  одной  из   важнейших задач ряда  государственных  институтов.  Также   необходимо отметить,  что рациональное использование государством своего бюджета ведёт  к  повышению  уровня  жизни населения.

Для  укрепления  денежного  обращения   и   финансового положения необходимо совершенствовать бюджетный механизм и  укреплять его  доходную  базу.

Всестороннее изучение этого  вопроса,  а  также  грамотное  использование механизмов  бюджетно-налоговой  политики  позволяет  обеспечить   стабильные темпы   экономического   роста,   возможность   использования   государством экономических рычагов регулирования.

Подводя итоги, нужно отметить,  что проблема  госбюджета,  независимо  от места и времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформированная  и последовательно  проводимая  бюджетно-налоговая   политика,   как   правило, характеризуется      достижением      макроэкономической      стабильности, сбалансированностью  государственных  финансов  и   ведет   к   стабильному, уравновешенному и не побоюсь этого слова  процветающему  образу  жизни  всех субъектов государства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Балацкий Е.В. Эффективность фискальной политики государства. // Проблемы прогнозирования. - 2000. - №5.
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория - М., Юрайт, 2005.
  3. Вводный курс по экономической теории. Учебник для лицеев (Под общ. ред. акад. Г .П. Журавлиной – М.: ИНФРА – М, 1997. – 368 с.;
  4. Ивашковский С.Н. Макроэкономика, М., Дело, 2002.
  5. Коршунов В.В. Взаимосвязь производных способов присвоения и налогообложения в переходной российской экономике. // Финансы и кредит. - 2003. - №6.
  6. Курс переходной экономики /Под ред. акад. Л. И. Абалкина – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001. – 640 с.;
  7. Лившиц А. «Методы и формы государственного регулирования» // Человек и труд. –1992. – № 9,10.
  8.   М. Ионов «Роль государства в экономике»//Экономист.–1995. № 8
  9.   Налоги и налогообложение // Учебник для вузов. – М.: Инфра – М., 1998.
  10. Налоговый кодекс РФ ч I, II;
  11. Основные ориентиры фискальной политики/Финансы, № 8, 2002, с 50-56;
  12. Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики: Учебное пособие для вузов – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. – 423 с.;
  13. Рыночная экономика: Учебник. В 3 т. Т. 1. Теория рыночной экономики. Часть 2. Максимова В. Ф., Шишов А. Л. Макроэкономика. – М.: СОМИНТЕК. 1999. – 256 с.;
  14.      С. Губанов «Макроэкономическое регулирование. За какой моделью будущее?» // Экономист. –1992. –№ 6.
  15. Тарасевич Л.С. Макроэкономика, М., Юрайт, 2003.
  16. Экономическая теория /Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е издание – СПб, Изд. «Питер», 2000. – 544 с.: ил.;
  17. Макроэкономика: Учеб. пособие/ Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.;  Под ред.  Н.И.  Базылева,  С.П.   Гурко.   2-е   изд.,   перераб.   –Мн.:БГЭУ,2000. – 214 с.
  18. Макроэкономика:  Учеб.  Пособие/Т.С.  Алексеенко,  Н.Ю.  Дмитриева,  Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


 


 


 

 



 

 




 

 

 

 

 

 


Информация о работе Фискальная политика в государственном регулировании экономики