Фискальная политика в государственном регулировании экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрыта сущность понятия фискальная политика, цели,типы и принципы. Рассмотрены инструменты фискальной политики, а также особенности фискальной политики в России.

Содержание

Введение стр.

ГЛАВА 1. Сущность фискальной политики государства…………….………5

1.1 Понятие и цели фискальной политики……………………………………..5

1.2 Типы фискальной политики. Принципы и механизмы воздействия

фискальной политики на функционирование экономики…………………7

ГЛАВА 2. Инструменты фискальной политики………………………………16

2.1. Государственные расходы…………………………………………………16

2.2 Налоги………………………………………………………………………..18

ГЛАВА 3. Особенности фискальной политики в России…………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

Список использованной литературы………………………………………….30

Приложения……………………………………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 60.49 Кб (Скачать)

Выделяют два вида дискреционной  политики:

  • стимулирующую,
  • сдерживающую (рестриктивную).  
             

Стимулирующая бюджетно-налоговая  политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада,  депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.

В краткосрочной перспективе имеет  своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.

В более долгосрочной перспективе  политика снижения налогов может  привести к расширению предложения  факторов производства и росту экономического потенциала.

Осуществление этих целей связано  с проведением комплексной налоговой  реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации структуры государственных расходов.

Сдерживающая  бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.[2 стр.125-134]

Имеет своей целью ограничение  циклического подъема экономики  и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.

К счастью, в рыночной экономике  существуют определенные механизмы самоорганизации и саморегулирования которые вступают в действие немедленно, как только обнаружатся негативные процессы в экономике. Их называют встроенными стабилизаторами.

Второй тип фискальной политики – недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов.

 "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях.

Принцип саморегулирования, который лежит в основе этих стабилизаторов, аналогичен принципу, на котором построен автопилот или терморегулятор холодильника. Когда автопилот включен, то он поддерживает курс самолета автоматически, на основе поступающих сигналов обратной связи. Любое отклонение от заданного курса благодаря таким сигналам будет скорректировано управляющим устройством. Подобным образом работают и экономические стабилизаторы, благодаря которым осуществляются автоматическое изменение налоговых поступлений; выплаты социальных пособий, в частности по безработице; различные государственные программы помощи населению и др.

Как происходит саморегуляция, или автоматическое изменение, налоговых поступлений? В экономическую систему встроена прогрессивная система налогообложения, которая определяет налог в зависимости от дохода. С повышением доходов прогрессивно увеличиваются налоговые ставки, которые утверждаются правительством заранее. При увеличении или уменьшении дохода автоматически повышаются или понижаются налоги без какого-либо вмешательства правительства и его органов управления и контроля. Такая встроенная стабилизационная система взимания налогов достаточно чутко реагирует на изменения экономической конъюнктуры: в период спада и депрессии, когда доходы населения и предприятий падают, автоматически снижаются и налоговые поступления. Наоборот, в период инфляции и бума номинальный доход растет и поэтому автоматически повышаются налоги.

В экономической литературе по этому вопросу существуют разные точки зрения. Сто лет назад многие экономисты высказывались за стабильность налоговых сборов, ибо она, по их мнению, способствует устойчивости экономического положения общества. В настоящее время есть немало экономистов, придерживающихся противоположной точки зрения и даже заявляющих, что объективные принципы, лежащие в основе встроенных стабилизатор, следует предпочесть некомпетентному вмешательству государственных органов управления, которые нередко руководствуются субъективными мнениями, склонностями предпочтениями. Вместе с тем существует также мнение, что нельзя целиком полагаться на автоматические стабилизаторы, поскольку в определенных ситуациях они могут неадекватно реагировать на последние, и поэтому нуждаются в регулировании со стороны государства.

Выплаты пособий по социальной помощи безработным, малоимущим, многодетным  семьям, ветеранам и другим категориям граждан, а также государственная программа поддержки фермеров, агропромышленного комплекса тоже осуществляются на основе встроенных стабилизаторов, ибо большая часть таких выплат реализуется за счет налогов. А налоги, как известно, растут прогрессивно вместе с доходами населения и предприятий. Чем выше эти доходы, тем больше налоговых отчислений в фонд помощи безработным, пенсионерам, малоимущим и другим категориям нуждающихся в государственной помощи делают предприятия и их работники.

Несмотря на значительную роль встроенных стабилизаторов, они не могут полностью преодолеть любые колебания экономики. Подобно тому, как при трудных ситуациях автопилоту приходит на помощь настоящий пилот, так и при значительных колебаниях экономической системы включаются более мощные государственные регуляторы в виде дискреционной фискальной, а также монетарной политики.

Рассмотрим кратко основные элементы дискреционной политики. Основной элемент — изменение программ общественных работ. Такие работы были развернуты во время Великой депрессии 30-х годов с целью борьбы с безработицей путем увеличения рабочих мест. Поскольку, однако, подобного рода проекты составлялись наспех и ориентировались на то, чтобы занять людей какой угодно работой, например, строить дороги без необходимого количества машин и механизмов или даже сгребать сухие листья в парках, то экономическая эффективность этих программ была весьма незначительной. К тому же следует иметь в виду, что в настоящее время в развитых странах спады производства бывают гораздо менее продолжительными, поэтому с ними можно бороться, понижая налоговые ставки и используя монетарную политику.

Но это, конечно, никоим образом  не означает умаления роли общественных работ для решения проблем, затрагивающих интересы всех членов общества, касается ли это строительства дорог, реконструкции городов, улучшения экологической среды и т.п. Однако такие работы нельзя напрямую связывать с достижением быстрой стабилизации экономики, ликвидацией ее кратковременных спадов. Развитые страны Запада сделали свои выводы из той малоэффективной политики общественных работ, которые были развернуты в 30-е годы.[7 стр.15-16]

Другой важнейший элемент  — изменение ставок налогов. Когда прогнозируется короткий спад производства, то в дополнение к встроенным стабилизаторам появляются решения об уменьшении налоговых ставок. Хотя прогрессивная система налогообложения дает возможность автоматически изменять налоговые поступления в бюджет, которые будут снижаться с уменьшением объема производства и доходов, но это может оказаться недостаточным, чтобы повлиять на возникшую негативную ситуацию. Именно в этот период возникает необходимость уменьшить ставки налогов и увеличить государственные расходы, чтобы содействовать подъему производства и преодолению его спада.

Дискреционная фискальная политика предусматривает также дополнительные расходы на социальные нужды. Хотя пособия  по безработице, пенсии, пособия малоимущим и другим категориям нуждающихся  регулируются с помощью встроенных стабилизаторов (повышаются или понижаются по мере поступления налогов, зависящих  от доходов), тем не менее, правительство  может осуществить специальные  программы помощи этим категориям граждан  в трудные времена экономического развития.

Таким образам, приходим к выводу, что эффективная фискальная политика должна опираться, с одной стороны, на механизмы саморегулирования, заложенные в экономическую систему, а с другой — на тщательное, осторожное дискреционное регулирование экономической системы со стороны государства и его органов управления. Следовательно, самоорганизующиеся регуляторы экономики должны функционировать согласованно с сознательным регулированием, организованным государством.

Вообще говоря, весь опыт развития рыночной экономики, в особенности нашего столетия, свидетельствует о том, что в развитии экономики и других систем социальной жизни самоорганизация должна идти нога в ногу с организацией, т.е. сознательным регулированием экономических процессов государством.

Однако такое регулирование  достигается непросто. Начнем с того, что необходимо своевременно прогнозировать спад или инфляцию, когда они еще не начались. Опираться в таких прогнозах на статистические данные вряд ли целесообразно, поскольку статистика подводит итог прошлому, и поэтому из нее трудно определить тенденции будущего развития. Более надежным инструментом прогнозирования будущего уровня ВВП является ежемесячный анализ опережающих индикаторов, к которому часто обращаются политические деятели развитых стран. В этом индексе указывается 11 переменных, характеризующих текущее состояние экономики, в числе которых средняя продолжительность рабочей недели, новые заказы на потребительские товары, цены рынка акций, изменение заказов на товары длительного пользования, изменение цен некоторых видов сырья и т.п. Ясно, что если происходит, например, сокращение рабочей недели в обрабатывающей промышленности, уменьшаются заказы на сырье, сокращаются заказы на потребительские товары, то с известной вероятностью можно ожидать в будущем спада производства.

Тем не менее, определить точное время, когда наступит спад, довольно трудно. Но даже в этих условиях пройдет  немало времени, прежде чем правительство  предпримет соответствующие меры. К тому же в интересах наступающей избирательной кампании оно может осуществить такие популистские меры, которые не оздоровят, а только ухудшат экономическое положение. Все такого рода внеэкономические факторы будут идти вразрез с потребностями достижения стабильности производства. [2 стр.95-112]

Эффективная фискальная политика должна учитывать реальное состояние  экономики, а именно должна быть стимулирующей, т.е. увеличивать государственные  расходы и уменьшать налоги в  период наметившегося спада производства. В период начавшейся инфляции она  должна быть сдерживающей, т.е. повышать налоги и уменьшать государственные расходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ИНСТРУМЕНТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

    1. Государственные расходы

          Фискальная политика строится на использовании двух экономических регуляторов: налогов и государственных расходов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой.

  Государственные расходы,  во-первых, вызваны самим фактом  наличия государства. Во-вторых, государственные расходы служат  воспроизводству экономических  и социальных отношений, существующих  в конкретном государстве в  конкретное время. В-третьих, основным  источником образования государственных  расходов выступают налоги, представляющие  вычет из заработков и доходов.  В-четвертых, в основной массе  государственные расходы являются  непроизводительными, поскольку  они являются долей национального  дохода, выбывающей из воспроизводственного  процесса.

 Государственные расходы делятся на четыре основных группы:

  1. расходы на социально-культурные нужды;
  2. расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
  3. военные расходы;
  4. расходы на управление.

 Структура государственных  расходов, т.е. соотношение между  перечисленными группами расходов  в бюджете государства, неодинакова  в разных странах и даже  в одной стране в разные  периоды ее развития. Структура  расходов меняется под влиянием  как внешних, так и внутренних  факторов. Эти факторы могут быть  экономическими, военными, социальными,  политическими и т. п.

 

 По роли  в воспроизводственном процессе  государственные расходы делятся  на три группы:

  1. расходы в сферу материального производства;
  2. расходы на непроизводственную сферу;
  3. расходы на создание резервов.

По целевому назначению государственные расходы делятся  на:

  1. капитальные затраты – затраты на расширенное воспроизводство и реконструкцию (основная доля этих расходов направляется на исследования в области новых технологий и создание опытных образцов техники).
  2. текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.д.
  3. затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов.

 По территориальному  признаку расходы делятся на  общегосударственные, расходы субъектов  федерации и местные расходы.

Информация о работе Фискальная политика в государственном регулировании экономики