Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 08:28, курсовая работа
В работе раскрыта сущность понятия фискальная политика, цели,типы и принципы. Рассмотрены инструменты фискальной политики, а также особенности фискальной политики в России.
Введение стр.
ГЛАВА 1. Сущность фискальной политики государства…………….………5
1.1 Понятие и цели фискальной политики……………………………………..5
1.2 Типы фискальной политики. Принципы и механизмы воздействия
фискальной политики на функционирование экономики…………………7
ГЛАВА 2. Инструменты фискальной политики………………………………16
2.1. Государственные расходы…………………………………………………16
2.2 Налоги………………………………………………………………………..18
ГЛАВА 3. Особенности фискальной политики в России…………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
Список использованной литературы………………………………………….30
Приложения……………………………………………………………………...32
По источникам
Расходы государства
в экономику являются
В настоящее время
участие государства в
1. Финансирование отраслей инфраструктуры.
2. Финансирование новых отраслей, имеющих стратегическое назначение: атомной промышленности, освоения космоса, некоторых отраслей химической промышленности и т.п. Эти отрасли обычно требуют больших разовых вложений и не гарантируют получения прибыли.
3. Финансирование убыточных отраслей. К таким отраслям относится добыча каменного угля и некоторые другие отрасли добывающей промышленности.
4. Финансирование отраслей, требующих больших первоначальных вложений и имеющих длительный срок окупаемости.
5. Финансирование сельского хозяйства и малодоходных отраслей, имеющих важное значение для развития других отраслей.
6. Финансирование научно-исследовательских работ фундаментального и поискового характера. Участие государства в этих затратах вызвано рисковым характером научных изысканий.
2.2 Налоги.
Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица (предприятия, организации, граждане). Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. И хотя налоги в большей степени вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни государство существовать не могут.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8)». [10]
Данное определение
- утверждение налогов – прерогатива законодательной власти;
- налог является индивидуально безвозмездным;
- односторонний характер установления налога;
- уплата налога как
обязанность налогоплательщика
не порождает встречной
- налог взыскивается в условиях безвозвратности;
Цель взимания налога – обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.
Классификация налогов может быть проведена по разным критериям,
- прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:
- реальные прямые налоги,
уплачиваемые с учетом не
- личные прямые налоги,
взимаемые с реально
- косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, работы, услуги. Косвенные налоги подразделяются в свою очередь на:
- косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы);
- косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном товары, работы, услуги (например, НДС);
- фискальные монополии,
распространяемые на все
- таможенные пошлины,
которыми облагаются товары и
услуги при пересечении
- федеральные (
- региональные, которые устанавливаются
в соответствии с
- местные, которые вводятся
в соответствии с
- абстрактные (общие) налоги,
предназначенные для
- целевые (специальные)
налоги, которые вводятся для
финансирования конкретного
- взимаемые с физических лиц (например, налог на наследование или дарение);
- взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
- смежные, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).
- срочные, которые уплачиваются
к сроку, определенному
- периодично-календарные, которые подразделяются в свою очередь на: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые. [9 стр.35-49]
Реализация практического
назначения налогов
Фискальная функция означает формирование государственных доходов путем аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах денежных средств для финансирования общественно необходимых потребностей. Расходуются эти средства на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административное управление, на выплаты по государственному долгу.
Регулирующая функция призвана решать те или иные задачи налоговой политики государства посредством налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, спад или рост производства, а также его структуру.
Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством:
- неравного обложения
налогом разных сумм доходов
(использование прогрессивной
- применения налоговых
скидок (например, с доходов граждан,
направляемых на приобретение
или строительство нового
- введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия).
Поэтому граждане с
большими доходами должны
Контрольная функция налогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах и таким образом влиять на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики. [18 стр.137-150]
Основными рычагами
фискальной политики
Реформирование бюджетной
и налоговой систем в России проводится
в сложных условиях трансформации
собственности и становления
национального
Переход к рыночной экономике
изменил и структуру доходной
части государственного бюджета, которая
в значительной мере формируется
за счет налоговых поступлений. Поэтому
главное значение в осуществлении
фискальной политики сводится к реформированию
налоговой системы и
Трудности в ее осуществлении состоят в том, что эволюция налоговой системы России развивалась долгое время не в соответствии с теми тенденциями, которые характерны экономике развитых рыночных стран.
В современных условиях наметились
основные вехи реформирования российской
налоговой системы. Для переходного
периода становится важной разработка
концепции повышения
Стратегия усиления стимулирующей
функции налогообложения и
К этим мерам относятся:
- обеспечение стабильного
налогового законодательства, недопустимость
любых изменений в налоговой
схеме в течение всего
- отказ от неоправданной
множественности налогов,
- устранение имеющейся
дискриминации в
- установление низких налогов на производителей и «удешевление» кредита;
- усиление целенаправленности
налоговой системы. В условиях
спада производства важно
- придание действенного
и конкретного характера
Как показывает мировой опыт
развитых стран, современная налоговая
система должна стимулировать научно-
Такова общая концепция
перестройки налоговой системы
переходной экономики в направлении
безусловного экономического роста
при одновременной максимизации
индивидуального богатства
Информация о работе Фискальная политика в государственном регулировании экономики