Фискальная политика в государственном регулировании экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрыта сущность понятия фискальная политика, цели,типы и принципы. Рассмотрены инструменты фискальной политики, а также особенности фискальной политики в России.

Содержание

Введение стр.

ГЛАВА 1. Сущность фискальной политики государства…………….………5

1.1 Понятие и цели фискальной политики……………………………………..5

1.2 Типы фискальной политики. Принципы и механизмы воздействия

фискальной политики на функционирование экономики…………………7

ГЛАВА 2. Инструменты фискальной политики………………………………16

2.1. Государственные расходы…………………………………………………16

2.2 Налоги………………………………………………………………………..18

ГЛАВА 3. Особенности фискальной политики в России…………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

Список использованной литературы………………………………………….30

Приложения……………………………………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 60.49 Кб (Скачать)

 По источникам государственные  расходы делятся на три группы:

  1. бюджетные ассигнования;
  2. расходы за счет резервных и страховых фондов;
  3. кредитные источники финансирования;
  4. самофинансирование.

  Расходы государства  в экономику являются постоянной  статьей расходов. Как бы значительны  ни были колебания государственных  расходов в экономику в пределах  отдельной страны, общая тенденция  к стабилизации их уровня объясняется  их структурообразующей ролью.  Общее назначение этих расходов  – создавать наиболее благоприятные  условия для частнопредпринимательской  деятельности.

 В настоящее время  участие государства в хозяйственной  деятельности осуществляется следующими  путями.

1.   Финансирование отраслей инфраструктуры.

2. Финансирование новых отраслей, имеющих стратегическое назначение: атомной промышленности, освоения космоса, некоторых отраслей химической промышленности и т.п. Эти отрасли обычно требуют больших разовых вложений и не гарантируют получения прибыли.

3. Финансирование убыточных отраслей. К таким отраслям относится добыча каменного угля и некоторые другие отрасли добывающей промышленности.

4. Финансирование отраслей, требующих больших первоначальных вложений и имеющих длительный срок окупаемости.

5. Финансирование сельского хозяйства и малодоходных отраслей, имеющих важное значение для развития других отраслей.

6. Финансирование научно-исследовательских работ фундаментального и поискового характера. Участие государства в этих затратах вызвано рисковым характером научных изысканий.

 

2.2 Налоги.

Налоги – это платежи, которые в обязательном  порядке  уплачивают  в доход государства юридические и физические лица  (предприятия,  организации, граждане).  Как  правило,  эти  выплаты  не   только   обязательны,   но   и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как  государство  с  их помощью воздействует на многие  экономические  и  социальные  процессы.  Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности,  направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество  денег  и  денежное   обращение,   воздействовать    на    инвестиционную    активность предпринимателей, функционирование  рынка  ценных  бумаг,  равновесие  между совокупным спросом и  совокупным  предложением.  И  хотя  налоги  в  большей степени  вызывают  возмущение,  чем  одобрение,  без  них   ни   современное общество, ни государство существовать не могут.

 Налоговый кодекс Российской  Федерации определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8)». [10]

Данное определение предусматривает  следующие основные моменты:

- утверждение налогов  – прерогатива законодательной  власти;

- налог является индивидуально  безвозмездным;

- односторонний характер  установления налога;

- уплата налога как  обязанность налогоплательщика  не порождает встречной обязанности  государства;

- налог взыскивается в условиях безвозвратности;

Цель взимания налога – обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

 Классификация  налогов может быть проведена по разным критериям,

  1. По способу взимания:

 - прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

- реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного,  а предполагаемого среднего дохода  плательщика (например, налоги на  имущество юридических и физических  лиц);

- личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного  дохода с учетом фактической  платежеспособности налогоплательщика  (например, налог на прибыль организаций);

 - косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, работы, услуги. Косвенные налоги подразделяются в свою очередь на:

- косвенные индивидуальные  налоги, которыми облагаются строго  определенные группы товаров  (например, акцизы);

- косвенные универсальные  налоги, которыми облагаются в  основном товары, работы, услуги (например, НДС);

- фискальные монополии,  распространяемые на все товары, производство и реализация которых  сосредоточены в государственных  структурах;

- таможенные пошлины,  которыми облагаются товары и  услуги при пересечении государственной  границы (экспортно-импортные операции).

  1. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, они подразделяются на:

- федеральные (общегосударственные), которые определяются законодательством  страны и являются едиными  на всей ее территории;

- региональные, которые устанавливаются  в соответствии с законодательством  страны, законодательными органами  ее субъектов;

- местные, которые вводятся  в соответствии с законодательством  страны местными органами власти.

  1. По целевой направленности введения налоги классифицируются:

- абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования  доходов государственного бюджета  в целом;

- целевые (специальные)  налоги, которые вводятся для  финансирования конкретного направления  государственных расходов.

  1. В зависимости от субъекта-налогоплательщика это налоги:

- взимаемые с физических  лиц (например, налог на наследование  или дарение);

- взимаемые с юридических  лиц (например, налог на прибыль  организаций);

- смежные, которые уплачивают  как физические, так и юридические  лица (например, земельный налог).

  1. По срокам уплаты налоги бывают:

- срочные, которые уплачиваются  к сроку, определенному нормативными  актами (например, государственная  пошлина);

- периодично-календарные,  которые подразделяются в свою  очередь на: декадные, ежемесячные,  ежеквартальные, полугодовые, годовые. [9 стр.35-49]

 Реализация практического  назначения налогов осуществляется  посредством функций налогов.

 Фискальная  функция означает формирование государственных доходов путем аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах денежных средств для финансирования общественно необходимых потребностей. Расходуются эти средства на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административное управление, на выплаты по государственному долгу.

 Регулирующая  функция призвана решать те или иные задачи налоговой политики государства посредством налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, спад или рост производства, а также его структуру.

 Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством:

- неравного обложения  налогом разных сумм доходов  (использование прогрессивной шкалы  налогообложения);

- применения налоговых  скидок (например, с доходов граждан,  направляемых на приобретение  или строительство нового жилья);

- введения акцизов на  предметы роскоши (например, акциз  на ювелирные изделия).

 Поэтому граждане с  большими доходами должны платить  в бюджет большие суммы налогов,  и наоборот. По своей сути социальная  функция регулирует размер налогового  бремени, исходя из величины  доходов физического лица.

 Контрольная функция налогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах и таким образом влиять на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики. [18 стр.137-150]

 Основными рычагами  фискальной политики государства  являются изменения налоговых  ставок, базы налогообложения, видов  налогов, их количества и размеров  государственных расходов или  их направлений в соответствии  с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики  – прерогатива законодательных  органов страны, поскольку именно  они контролируют налогообложение  и расходование средств государственного  бюджета.

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В  РОССИИ

Реформирование бюджетной  и налоговой систем в России проводится в сложных условиях трансформации  собственности и становления  национального предпринимательства. Это связано с реструктуризацией  отраслевой структуры производства, переводом оборонного производства на изготовление конкурентоспособной  продукции, проведением крупных  мер по социальной защите населения  и т.д.

Переход к рыночной экономике  изменил и структуру доходной части государственного бюджета, которая  в значительной мере формируется  за счет налоговых поступлений. Поэтому  главное значение в осуществлении  фискальной политики сводится к реформированию налоговой системы и налогообложения.

Трудности в ее осуществлении  состоят в том, что эволюция налоговой  системы России развивалась долгое время не в соответствии с теми тенденциями, которые характерны экономике  развитых рыночных стран.

В современных условиях наметились основные вехи реформирования российской налоговой системы. Для переходного  периода становится важной разработка концепции повышения стимулирующей  функции налогообложения в развитии предпринимательства и формировании инвестиций.

Стратегия усиления стимулирующей  функции налогообложения и количественного  увеличения инвестиций предполагает их программное обеспечение. В состав этой программы должны входить определенные меры органов государственного и  территориального управления, реализуемые  в логической последовательности.

К этим мерам относятся:

- обеспечение стабильного  налогового законодательства, недопустимость  любых изменений в налоговой  схеме в течение всего хозяйственного  года. Более того, предполагается продолжительный по горизонту мораторий на внесение поправок, усиливающих налоговое бремя;

- отказ от неоправданной  множественности налогов, число  которых только в России с  учетом местных налогов приблизилось  к 100;

- устранение имеющейся  дискриминации в дифференциации  налогоплательщиков в зависимости  от форм собственности;

- установление низких  налогов на производителей и  «удешевление» кредита;

- усиление целенаправленности  налоговой системы. В условиях  спада производства важно поставить  в привилегированное положение  предприятия (фирмы), реально увеличивающие  объемы производства и осуществляющие  инвестирование средств в его  рост. Сделать это можно разными  способами, например, освободив от  налогов часть прибыли, полученной  от увеличения объема реализации  в сопоставимых ценах. Желательно  также полностью освободить от  налогообложения вклады инвесторов  и прибыль предприятий, направляемую  на развитие производства, НИОКР,  содержание объектов социальной  сферы;

- придание действенного  и конкретного характера налоговым  льготам, которые теперь в большинстве  носят декларативный и показной  характер, в результате чего теряют  стимулирующее значение. Вновь создаваемым  или реконструированным предприятиям  необходимо предоставлять льготы  с момента не их регистрации,  а получения первой прибыли.

Как показывает мировой опыт развитых стран, современная налоговая  система должна стимулировать научно-технический  прогресс, структурную передислокацию ресурсов и рабочей силы, выпуск дефицитной продукции, развитие предпринимательства. В тоже время она должна подавлять  такие негативные тенденции, как  монополизм, рост издержек, спекулятивная  активность, инфляция.

Такова общая концепция  перестройки налоговой системы  переходной экономики в направлении  безусловного экономического роста  при одновременной максимизации индивидуального богатства налогоплательщиков и налоговых поступлений в  бюджет.

Информация о работе Фискальная политика в государственном регулировании экономики