Фискальная политика правительства как инструмент макроэкономического регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении.

Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.

Работа содержит 1 файл

фиск политика.docx

— 70.51 Кб (Скачать)

       Суть  его  состоит  в следующем.

     Если  рост  государственных  расходов  финансируется  за  счет  роста подоходных  налогов,  то  конечный  прирост   национального   дохода   равен первоначальному   приросту    государственных    расходов.    Мультипликатор сбалансированного бюджета при этом равен 1.

     В механизме действия изменения  налогов  на  уровень  ВВП  налоговый мультипликатор показывает чистое влияние на  величину  ВВП  роста  налоговых сборов на 1 доллар. Тем не менее, изменение  налогов  сопровождается  обычно изменением величины государственных расходов. Такое комбинированное  влияние на ВВП отражает мультипликатор государственных расходов.

     Мультипликатор  устанавливает, что прирост правительственных  расходов d(G), сопровождаемый равным по  величине  приростом налоговых поступлений d(Т), имеет своим результатом рост выпуска продукции (ВВП).  Такое явление возникает при одновременном действии встречных эффектов:

  1. Прирост правительственных расходов (dG) ведет к увеличению  совокупного спроса (dAD) на такую же величину;
  2. Прирост налогов (dT) сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину ( с учетом МРС), падение  совокупного  спроса  с  учетом располагаемого дохода будет равно:

    МРС (Y-dT) + a  =  MPC * Y(1 – t) + a.

       Существует три способа финансирования бюджетного дефицита:

       1) Путем дополнительной эмиссии денег;

       2) За счет кредитов ЦБ;

       3) Посредством заимствований у населения и фирм.

     Каждый  из этих способов имеет  свои  плюсы  и  минусы.  Преимущества первых двух  заключаются  в  том,  что  их  использование  дает  возможность избежать вытеснения частных  инвестиций  государственными,  поэтому  расходы бизнеса и личное потребление не  будут  уменьшаться.  Однако  их  применение чревато увеличением инфляции.

     В  результате  государственных  займов  формируется государственный долг. Он может принимать форму внутреннего и внешнего  долга.  Обычно  займы размещаются в первую очередь внутри страны,  но  часть  из  них  может  быть размещена и за границей.Та часть, которую государство занимает  за  рубежом  для  покрытия дефицита государственного бюджета,  будет,  таким  образом,  входить  как  в государственный, так и в иностранный долг.

     Внешний долг ложится тяжелым грузом на страну  (хотя  многие  должны друг другу) – надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы  оплатить процент и погасить долг. Кроме того,  иногда  кредитор  ставит  определенные условия.

     Внутренний  государственный  долг   приводит   к   перераспределению доходов среди населения страны. Выплаты государственного  долга  приводят  к тому,  что,  как  правило,  деньги  из  карманов  менее  обеспеченных  слоев переходят к более обеспеченным, так как именно они покупают  государственные облигации.

     Бюджетный дефицит и государственный долг тесно  связаны:  нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга.  Но  абсолютная величина  бюджетного  дефицита,  а  следовательно,  государственного  долга, малопоказательна для экономического  анализа.  Надо  знать,  какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в  воспроизводственном  цикле он отражает. Кроме того, очень  важно  измерять  изменения  государственного долга по отношению к изменениям ВВП.

     Обычно  в государственном долге видят  две опасности:

      1) возможность банкротства нации;

      2) переложение долгового бремени на другие поколения.

     Первая  опасность  нереальна,  поскольку  никто  не  может  запретить правительству  выполнять  свои  должностные  обязательства  по  обслуживанию государственного долга. Эти обязательства складываются из:

  • рефинансирования (при наступлении срока погашения  ГО  правительство продает новые ГО и использует выручку для выплаты стоимости  погашаемых облигаций);
  • взимания налогов (для выплаты процента по долгу и его суммы);
  • выпуска новых денег в обращение.

     Таким образом, при проведении фискальной политики правительству необходимо определенное количество средств для решения появившейся проблемы. Именно с помощью государственного бюджета не только правительство но и все общество способно выйти из сложившейся тяжелой ситуации экономики страны.

 

     Заключение 

     Целями  фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

  1. стабильного экономического роста;
  2. полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
  3. стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

      Бюджет  – это система, используемая правительством и другими организациями для  планирования доходов и расходов и для осуществления контроля над ними.

В настоящее  время бюджет и налогово-бюджетная  политика неотделимы друг от друга. Налогово-бюджетная политика включает в себя мероприятия по сбору налогов и расходованию бюджетных средств. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

Изучение источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой  дефицит бюджета, является одной  из  важнейших задач ряда государственных  институтов и экономической теории в целом.

      В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе  экономика в той или иной степени  регулируется государством в лице государственных  органов.

      Государственное регулирование экономики может  быть направлено как на ограничение  или даже на подавление нежелательных  для общества видов экономической  деятельности, таких, как производство и торговля наркотиками, оружием, так и на поддержку некоторых форм предпринимательства (фермерских хозяйств, малых форм экономической деятельности, видов благотворительной деятельности).

А также государственное  регулирование экономики и использование  механизмов бюджетно-налоговой политики ставит своей главной целью обеспечить стабильные темпы экономического роста, соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при  этом о правах и свободе личности.

Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической  свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование  направлено также на защиту интересов  будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.

      Правильное  построение экономических рычагов  управления государства ведёт к  стабильному, уравновешенному и  процветающему образу жизни всех субъектов государства.

 

      Список  литературы 

     
  1. Агапова Т.А.;Серегина С.Ф. Макроэкономика. М., 1997.
  2. Ионов М. Роль государства в экономике».М.,1995.
  3. Статья: «Фискальная политика» http://ru.wikipedia.org/wiki/Фискальная_политика.
  4. Фишер С.;Донбуш Р.;Шмалензи Р. Экономика. М.,1993.
  5. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. М.: Изд-во МГУ,1994.

Информация о работе Фискальная политика правительства как инструмент макроэкономического регулирования