Фискальная политика правительства как инструмент макроэкономического регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении.

Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.

Работа содержит 1 файл

фиск политика.docx

— 70.51 Кб (Скачать)

 

    1. Виды фискальной политики
 

     В зависимости от способа воздействия  на экономику инструментов фискальной политики различают:

  1. Дискреционную фискальную политику. Под дискреционной политикой  понимают  сознательное  манипулирование правительством  государственными  расходами  и  налогами. Ее  еще  называют активной фискальной  политикой. Она  может осуществляться  с  помощью как прямых, так и косвенных  инструментов.   К   первым   относят   изменениегосударственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым  –изменения  в  налогообложении  (ставок  налогов,   налоговых   льгот,   базыналогообложения), политику ускоренной амортизации;

     Дискреционная фискальная политика включает регулирование государственных расходов и налогов в целях устранения циклических колебаний выпуска продукции и занятости, стабилизации уровня цен, стимулирования экономического роста. В США законы о занятости 1946 г. и Лэмфри - Хоукинса 1978 г. возлагают на федеральное правительство ответственность за обеспечение полной занятости путем использования монетарной и фискальной политики. Данная задача чрезвычайно сложна по многим причинам, и не в последнюю очередь потому, что государственные средства расходуются на осуществление многих программ, а не только на стабилизацию экономики и обеспечение экономического роста, например, на программы социального обеспечения, укрепления дорожной сети страны, контроля за наводнениями, улучшения образования, замену старых и представляющих опасность мостов, охрану окружающей среды, фундаментальные исследования.

 

     Выделяют  два вида дискреционной политики:

  • Стимулирующая фискальная политика. В периоды  спада  производства  необходимо  увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то, и другое, т.е. проводить стимулирующую  (экспансионистскую)  политику. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В долгосрочном  – снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста. Так было в 80-е годы в развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых были снижены ставки налога на  прибыль корпораций, подоходного налога, пособствовали подъему экономики. Так же стимулирующая фискальная политика используется как средство борьбы с безработицей.
  • Сдерживающая фискальная политика используется при перегреве (буме) в экономике и направлена на сдерживание деловой активности, а так же исползуется для борьбы с инфляцией. Инструментами сдерживающей фискально политики является сокращение государственных закупок (снижается только AD), рост налогов и снижение трансфертов (AD и SRAS). В краткосрочном периоде сдерживающая  политика  позволяет сократить совокупный  спрос и тем самым помогает снижению инфляции спроса. В долгосрочном периоде она может привести к спаду производства и росту безработицы.

     Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или  сокращением бюджетных дефицитов  или излишков. Однако судить по этим показателям о действенности  проводимой дискреционной политики достаточно сложно.  Это объясняется  тем, что, с одной стороны, фактические  бюджетные дефициты и излишки  могут изменятся вследствие целенаправленного изменения государственных расходов и налогов, а, с другой стороны, на их размеры могут повлиять изменения объема национального продукта, доходов, что обусловлено существованием встроенной стабильности. Чтобы  разделить эти причины и иметь возможность оценить правильность принимаемых мер, используют бюджет полной занятости. Он показывает, какими были бы дефицит или излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости.

  1. Автоматическую (недискриционную) фискальную потлитику, которая основана на действии встроенных стабилизаторов (инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулирую деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.
 

     Автоматическая  фискальная политика - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.  Присущие ей встроенные стабилизаторы, в качестве которых выступают подоходные налоги, пособия по безработице, расходы на программы переподготовки работников и др., в принципе нужны, они уменьшают амплитуду колебаний в ходе экономического цикла. Например, если экономика находится на стадии спада, предельная ставка налога сокращается из-за уменьшения доходов, облагаемых налогом; располагаемый доход будет меньших масштабов также и потому, что увеличиваются социальные выплаты. При этом располагаемый доход сокращается в меньшей степени по сравнению с доходом до уплаты налогов. Предельная способность к потреблению в ситуации экономического спада увеличивается, так как те, кто получает пособия по безработице, почти полностью используют его на потребление. Если экономика находится на стадии подъема, располагаемый доход не увеличивается в той же степени, что и совокупный доход до уплаты налогов, так как растут налоговые ставки, а масштабы социальных выплат сокращаются. Другое преимущество автоматических стабилизаторов состоит в том, что они уменьшают неравенство в доходах. Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих. Кроме того, стабилизаторы уже встроены в систему, не требуется решения ни законодательной, ни исполнительной власти, чтобы ввести их в действие. Их суть заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого дохода. Почти все налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога на физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.

     

     На  графике размеры государственных  расходов постоянны. На самом же деле они меняются. Но эти изменения  зависят от решений парламента и  правительства, а не от роста ВНП. Поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов от увеличения ЧНП. Налоговые же поступления  во время подъема растут. Это происходит потому, что увеличиваются продажи и доходы. Изъятие же части доходов налогами сдерживает темпы экономического роста и инфляции. В результате действующих сил, помимо усилий правительства, предотвращается перегрев экономики из-за диспропорций во время подъема.

       В этот период налоговые поступления  превышают государственные расходы  (T>G). Возникает излишек— профицит государственного бюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в депрессивный период экономики.

     График  отображает и падение налоговых  поступлений в период, когда ЧНП  уменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений  сохранился на прежнем уровне во время  экономического кризиса, хозяйственная  конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические  риски, что спровоцировало дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений  в этот период объективно оберегает  общество от нарастания кризиса и  ослабляет падение производства.

     Встроенные  стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний, а только ограничивают размах этих колебаний. Поэтому  встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение  полной занятости ресурсов.

     Таким образом, для избавления проблем  экономики страны, правительству  необходимо определить каким именно способом следует воздействовать на поднятие своей экономики.

 

  1. Влияние фискальной политики на экономическое равновесие
    1. Классическая и кейнсианская концепции фискальной политики
 

     Имеется  ряд   возражений,   касающихся   эффективности   проведения фискальных  мероприятий  в  экономике.  Согласно   классической   концепции, фискальная  политика  рассматривается  лишь   как   инструмент   финансового  обеспечения   выполнения   государством   своих   функций,   но    не    как стабилизационная политика.

       Классическая  концепция   основана   на   рикардианском   равенстве, согласно которому фискальное воздействие вызовет не изменение величины  ВВП, а перераспределение денежных  средств между частным и   государственным сектором в силу  действия  эффекта «вытеснения»  при нейтральности денег.

     Классическая  концепция. В макроэкономике равновесие складывается когда объем предлагаемых к продаже товаров и услуг в точности совпадает с объемом выпуска, но который предъявлен спрос.

     Выделяют 2 вида равновесия:

  1. Краткосрочное равновесие;
 
 
 
 

       

     При   росте   государственных   расходов    происходит    увеличение эффективного и,  следовательно,  совокупного  спроса.  При  этом  кривая  AD сдвигается вправо. Возрастает также объем инвестиций  в результате  рост совокупных доходов, следовательно, кривая LRAS сдвинется вправо.

     По  мнению  неоклассиков,   фискальная   политика   не   оказывает действенного влияния на макродинамику.С  учетом   того,   что   предложение   благ   жестко   фиксировано, предприниматели на рост совокупного спроса ответят лишь повышением цен с Р0 до Р1. Величина же ВВП не изменится: Y = Y0.

     Если  уровень цен снижается (P1<P0), то величина AD > величины AS. Люди желают приобрести больший объем товаров и услуг, чем продавцы готовы им продать. Цены начинают рости, что вызовет рост величины AS и сокращение величины AD.

     Данный  процесс будет продолжаться до того времени, пока не установится старое равновесие.

  1. Долгосрочное равновесие устанавливается когда текущий уровень цен совпадает с тем, на котором настроились макроэкономические агенты в долгосрочной перспективе, совокупный выпуск в экономике достигнет своего  потенциального значения.

     Нарушение долгосрочного равновесия возможно при изменении цент в долгосрочных трудовых контрактах и в контрактах на поставку сырья, в так же в результате неожиданного изменения какого-либо из неценовых факторов, определяющих AD и AS.

     Кейнсианская концепция.

     Различия  в классической и кейнсианской моделях основана на разном понимании роли процентной ставки, согласно классической теории процентная ставка является основным фактором, опредеяющим динамику инвестиций и сбережений. ↑%→↑S→↓rкр→↑I.

     Согласно  кейнсианской концепции, при росте государственных расходов растет совокупный спрос и ВВП. Кривая AD сдвигается  вправо,  как и кривая SRAS. В результате не возрастает уровень цен,  но  растет  ставка  процента  и уровень ВВП.

     Джон  Кейнц, основываясь на эмпирических данных, полученнных во время великой депрессии показал, что равенство AD и AS как правило не совпадает с полной занятостью ресурсов (y1≠y*).

     

     Одной из причин такого несовпадения является несоответствие планов инвестиций и  сбережений. Цель инвестирования –  максимизация прибыли,п окупка дорогих товаров и обеспеченность старости.

     Государство в целях выхода из  кризиса  увеличивает  государственные расходы  на величину G, в результате  чего  кривая  LRAS  сдвигается  вправо, эффективный спрос возрастает с Y0 до Y1, а ставка процента  увеличивается с I0 до I1. Вследствие роста эффективного  спроса  кривая  совокупного спроса также сдвигается вправо с AD0 до AD1. Это вызовет,  в свою  очередь,  рост спроса на труд и рост занятости  с  N0  до  N1  при неизменном  предложении труда. Таким образом,  в результате  стимулирующей фискальной  политики  в краткосрочном периоде наблюдается оживление экономической активности.

     Согласно  кейнсианской экономической теории не процентная ставка, а величина располагаемого дохода домашних хозяйств является основным фактором, определяющим динамику потребления и сбережения.

     Процентная  ставка в кейнсианской теории оказывает лишь незначительное влияние на объем сбережений. Процентная ставка воздействует лишь на уровне I. Следуя логике Кейнца в целях упрощения рассмотрим закрытую экономику без государственного вмешательства. AD в такой экономике складывается из спроса домашних хозяйств на потребление товаров и услуг и спроса фирм на инветиционные товары.

     Функция потребления выводится на основе следующих предположений:

  1. Уровень потребления зависит только от располагаемого дохода и эта зависимость положительна.
  2. В экономике действует закон, согласно которому люди склонны  увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растет сам доход, так как Yd=C+S. На распределение дохода между потреблением и сбережением влияют определенные поведенческие коэффициенты:

А) предельная склонность к потреблению, которая показывает на сколько увеличивается (сократится) потребление при росте (сокращении) дохода на одну единицу mpc=∆C/∆Yd.    Yd=Y     0≤mps≤1

Информация о работе Фискальная политика правительства как инструмент макроэкономического регулирования