Фискальная политика правительства как инструмент макроэкономического регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении.

Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.

Работа содержит 1 файл

фиск политика.docx

— 70.51 Кб (Скачать)

Б) предельная склонность к сбережению показывает на сколько увеличивается (сокращается) объем сбережений при росте (сокращении) дохода на одну единицу mps= ∆S/∆Yd    ∆Y=mpc·∆C   ∆C=mpc·∆Y 

mpc+mps=1.

     Из  кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.  

     
    1. Достоинства и недостатки фискальной политики
 

     К достоинствам фискальной политики следует  отнести:

  1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
  2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).
  3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

     Недостатки  фискальной политики:

  1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.
  2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.
  3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается: проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;

проблемы, на какую  именно величину следует изменить инструменты  государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить  государственные закупки или  сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение  инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

  1. Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики – монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) – т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования».

     Особенно  остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после П мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.

     Из  вышесказанного следует, что правительству  следует помнить о проблемах, которые могут появиться при  разрешении вопроса относительно своей экономики. Необходимо с помощью инструментов фискальной политики разрабатывать стратегию для поднятия своей экономики с минимальными потерями для общества.  

     
    1. Воздействие фискальной политики на состояние государственного бюджета
 

     Государственный бюджет – смета доходов  и  расходов  государства  на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления  государственных  доходов  и  направлений  расходования  средств. Бюджет имеет  доходную и расходную части, которые  в  планируемой  перспективе должны быть сбалансированы.

       Роль бюджета  в  национальной  экономике  значительна. Он  является частью финансов страны, которую контролирует государство,  поэтому с  помощью бюджета  государство способно вмешиваться  в  рыночные  механизмы. Во-вторых, бюджет является способом аккумуляции  денежных средств для  решения  крупных, глобальных  экономических  проблем. В-третьих,  наличие  бюджета  позволяет решать  сложные  социальные   проблемы   (бедности,   безработицы,   голода, грамотности, здоровья нации и др.).

     Государственный бюджет составляется правительством  и  утверждается, принимается  высшими  законодательными  органами.  Таким  образом,  в  руках государства  появляются значительные финансовые  инструменты  воздействия  на экономические  процессы. Как правило, это государственные  закупки,  дотации, трансфертные платежи (TR), инвестиции (I).

     Государственные  закупки  –  это спрос правительства  на товары и услуги. Социальные  выплаты  (трансферты)  – это платежи, которые  осуществляются без соответствующего  предоставления  их получателям  каких-либо товаров и услуг.

     Следует  отметить,  что  структура  доходной  и   расходной   частей государственного  бюджета  более   разнообразна,   чем   рассматриваемая   в  концепции фискальной политики.

     Между  государственным бюджетом и величиной  ВВП  существует  тесная взаимосвязь. Если представить, что сумма государственных  закупок  товаров  и услуг –  постоянная величина, не зависящая  от уровня доходов, то  при  низком уровне доходов будет наблюдаться  дефицит, а при высоком –  излишек  бюджета.

     Если  правительственные  расходы  превышают  доходы,  то   возникает дефицит  государственного  бюджета.  При  превышении  доходов  над  расходами  государство имеет положительное  сальдо бюджета.

     |Бюджетный дефицит =  Расходы -  Доходы  |

     На  размер бюджетного дефицита  оказывают  влияние  колебания  объема национального  выпуска. В периоды депрессии,  когда  ВВП  снижается,  бюджет как правило, сводится  с дефицитом,  в то  время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета.

     Причины этих изменений сальдо бюджета  кроются  в том, что  во  время спадов  налоговые поступления от подоходного  налога и других прямых  налогов  снижаются, так как снижается  налогооблагаемая база. В то же время  в  периоды спадов некоторые виды государственных  расходов  увеличиваются  (пособия  по безработице и другие социальные выплаты).

     Предположим, что государственные  расходы  составляют  200  денежных единиц, а налоговая ставка t = 0,2.  Следовательно,  при Y  =  0  налоговые поступления Т = 0. Когда расходы возрастают до  1000  единиц,  то  налоговые поступления становятся равными государственным расходам  (200  единиц).  При доходах 1500 единиц государственные расходы составят  300  единиц  и т.д. Таким образом, при низком уровне доходов возникает дефицит государственного бюджета, при высоком – избыток бюджета.

     Исследования  экономистов  показывают,  что   рост   государственных расходов приводя к увеличению  доходов,  не  обеспечивает  такого  прироста налогов, который «окупал бы» возросшие расходы.  Это значит,  что сумма налоговых поступлений будет всегда  меньше,  чем прирост государственных расходов.

     Таким образом, если в  государственном  бюджете имеется избыток, т.е. если государство изымает  с  помощью  налогов  больше, чем отдает, то это  означает,  что  изъятий  из  макроэкономического  оборота становится больше, чем инъекций. В результате происходит сокращение ВВП.

     Напротив,  если  госбюджет  испытывает  дефицит,  т.е.  его  расходы превышают доходы, инъекции становятся больше,  чем  изъятия.  Это  означает, что покупательная способность возрастает и ВВП увеличивается. Значит,  бюджетный дефицит – это не  показатель  плохого хозяйствования. Еще в 30-е годы Дж. Кейнс и шведские экономисты  Г.  Мюрдаль и Б. Улин предложили отступить от традиционного представления о том,  что государственный бюджет должен быть сбалансированным, и  пойти  на  некоторое превышение расходов над доходами для  стимулирования  экономического  роста, особенно в периоды кризисов.

     Действительно,  если  государство  выплачивает  денег  больше,   чем получает, то это  повышает  покупательную  способность  в  обществе  –  люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов.

       Поэтому дефицит полезен  в  период безработицы, но в фазе  подъема  он опасен,  так  как  приводит  к инфляции,   поскольку   рост покупательной способности не  сопровождается  адекватным  увеличением  производства  из-за исчерпания ресурсов.

       Для анализа  источников  образования   дефицита  госбюджета  выделяют структурный и циклический дефициты. Структурный дефицит бюджета возникает  в периоды коренной ломки отраслевых структур экономик, которые  повторяются  с периодичностью в 45-55 лет. Он рассчитывается как  разность  между  текущими государственными расходами (G) и доходами,  которые могли бы  поступить в бюджет   при   условии   полной   занятости   при    существующей    системе налогообложения:

     Встр = G – t * Yf, где Встр – структурный дефицит государственного бюджета; Yf   - ВВП при условии полной занятости; t -  ставка подоходного налога.

     Циклический дефицит представляет собой  разность  между  фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

     Вцикл  =  t (Yf – Y), где Вцикл – циклический дефицит госбюджета; Y -  фактический ВВП за данный год.

     Первоначально   уровень   возросших   государственных   расходов увеличивает объем бюджетного дефицита. Но уровень  государственных  расходов и  ставка  налогообложения  могут  воздействовать  не  только  на   величину бюджетного дефицита, но и на уровень совокупного спроса,  следовательно,  на объем  ВВП.  Возросший  объем  государственных  закупок  увеличивает   объем доходов, тем самым увеличивает общий объем налоговых  поступлений  в  казну, следовательно, уровень бюджетного дефицита должен, наоборот, сократиться.

       Однако  налоги  влияют  на   величину   совокупного   спроса   через мультипликатор.  Поэтому  изменение   равновесных   доходов   (D’-D)   равно изменению  государственных  расходов   (G’-G),   умноженному   на   величину мультипликатора (МРС). Так как изменение уровня доходов может быть  записано как изменение величины ВВП (Y’-Y), то:

     Y’-Y =  MPC (G’-G).

     Известно, что изменение бюджетного дефицита (B’-B)  равно изменению уровня государственных расходов минус изменения суммы налоговых  поступлений t (Y’-Y), которое имело место в результате изменения уровня доходов:

     B’-B = G’-G-t(Y’-Y).

     Исходя  из этого,  прирост государственных расходов  будет способен вызвать оживление экономической  активности,  при  котором  сумма  взимаемых налогов   превысит   данный   прирост    государственных    расходов.    При сбалансированном бюджете сумма всех сбережений  (S)  и чистых  налогов  (Т) равна  сумме   правительственных   закупок   (G)   и   инвестиций   (I),   а мультипликатор сбалансированного бюджета равен :

     S + T  =  G + I.

            В  период  экономических   спадов  государство  допускает увеличение дефицита государственного  бюджета.  При  анализе  зарубежными  экономистами стабилизационных  фискальных  мероприятий  было  обнаружено,   что   прирост дефицита  государственного  бюджета  на  равную  величину  оказывает  разное влияние  на  совокупный  спрос  в  стране   –   в   зависимости   от   того, финансировался прирост дефицита бюджета за счет  снижения  налогов  либо  за счет  изменения государственных  закупок.  При  снижении  налогов  домашние хозяйства  часть  увеличившегося   располагаемого   дохода   направляют   на сбережения, поэтому первоначальный прирост  потребления  оказывается  меньше величины  снижения  налогов.  В  результате  прирост  дефицита   госбюджета, финансируемый  за  счет  налогов,  оказывает  большее  влияние  на   прирост совокупного  спроса.  Это  явление  открыл  лауреат  Нобелевской  премии  Т. Хаавельмо. Оно получило название  теоремы Хаавельмо.

Информация о работе Фискальная политика правительства как инструмент макроэкономического регулирования