Фискальная политика государства и ее роль в стабилизации экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть сущность, виды и инструменты фискальной политики с точки зрения макроэкономики государства и изучить влияние распределения государственного бюджета на экономический рост и стабилизацию экономической ситуации. А также выявить противоречия бюджетно-налоговой политики и проблемы ее практического применения.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………………………………………………….. 3
1. Сущность и инструменты фискальной политики ……………………………………………………………… 4
1.1 Государственные расходы. Мультипликатор государственных расходов и трансфертный мультипликатор.
1.2 Налоги. Налоговый мультипликатор и мультипликатор сбалансированного бюджета.
2. Виды фискальной политики …………………………………………………………………………………………… 13
2.1 Дискреционная фискальная политика и ее виды. Эффект вытеснения. Временной лаг.
2.3 Автоматическая фискальная политика. Встроенные стабилизаторы.
3. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг. …………………………………….. 18
4. Анализ статьи
Заключение
Используемая литература

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 417.50 Кб (Скачать)

     При этом снижение налогов и увеличение трансфертов фирмам (субсидий) ведет  к росту и совокупного спроса, и совокупного предложения. Происходит не только рост совокупного выпуска, но и снижение уровня цен, поэтому эти инструменты могут использоваться как средство борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.

     Основным  недостатком стимулирующей фискальной политики является эффект вытеснения (crowding-out effect). Его сущность состоит в том, что стимулирующая фискальная политика (рост расходов и сокращение доходов бюджета в период спада) способствует мультипликативному росту совокупного дохода и процентных ставок. Вследствие удорожания кредитов сокращается часть инвестиционных расходов фирм, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики.

     Предположим, что экономика находится в  состоянии спада и правительство  прибегает к дискреционным фискальным мерам, увеличивая государственные  расходы. Для этого правительство  выходит на денежный рынок с целью  финансирования дефицита. Следующее  за этим возрастание спроса на деньги повышает процентную ставку, то есть цену за заимствование денег. Поскольку расходы изменяются обратно пропорционально процентной ставке, некоторые инвестиции будут «вытеснены».

     Масштабы  эффекта вытеснения остаются предметом  оживленных дискуссий. Например, некоторые  экономисты считают, что в случае высокой безработицы это вытеснение будет незначительным. Рационально  зерно такой позиции состоит  в том, что в условиях спада  стимулы, создаваемые увеличением  государственных расходов, могут  улучшить ожидания будущих прибылей у предпринимателей, что является важной детерминантой инвестиционных расходов. А значит, инвестиционные расходы не обязательно сократятся – они могут даже увеличиться, хотя ставка процента возрастет.

     Сдерживающая фискальная политика (фискальная рестрикция) используется при буме («перегреве» экономики) и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

     Мерами  сдерживающей фискальной политики служат:

    • сокращение государственных закупок;
    • увеличение налогов;
    • снижение трансфертов;

     Когда экономика сталкивается с инфляцией  спроса, фискальная политика должна быть направлена на создание бюджетного избытка, то есть на превышение налоговых поступлений  над государственными расходами.

       Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста, но вызывает рост безработицы.

     В реальной экономике цены «устойчивы»  к понижению, поэтому, чтобы сдержать инфляцию, надо помешать росту уровня цен, а не пытаться снижать их до прежнего уровня.

     Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику  происходящих экономических процессов, на основе которой правительство  настраивает свои рычаги: налоги и  государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную коньюктуру. Исключительно трудно точно предсказать будущий характер экономической активности, поэтому возникает временной лаг – промежуток времени между началом спада или инфляции, и тем моментом, когда происходит осознание этих явлений.

     Колеса  демократического управления крутятся довольно медленно. Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда приходит понимание необходимости  фискальных мер, от того момента, когда  эти меры на самом деле принимаются. У законодательных органов власти уходит так много времени на корректировку фискальной политики, что экономическая ситуация успевает полностью измениться и предлагаемые меры становятся совершенно неподходящими.

     Кроме того существует также разрыв между  моментом принятия решения о фискальных мерах и временем, когда эти  меры начнут оказывать воздействие  на производство, занятость и уровень  цен. Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, то фактическое осуществление  государственных расходов на общественные работы – такие как сооружение автострад, спортивных комплексов и т.д. - требует длительного планирования и еще более продолжительного строительства соответствующих объектов.

     Поэтому такие расходы приносят весьма сомнительную пользу в качестве средства преодоления  коротких спадов. Из-за проблем подобного  рода дискреционная фискальная политика все в большей степени ориентируется  на изменение налогов.

    1. Автоматическая фискальная политика. Встроенные стабилизаторы.

     Изменения уровней государственных расходов и налогов происходят в определенной степени автоматически.

     Автоматическая  фискальная политика позволяет относительно смягчить проблему длительных временных лагов. Она предполагает изменение величины государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного  бюджета в ходе циклических колебаний экономики без принятия специальных решений со стороны правительства и основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов.

     Встроенный (автоматический) стабилизатор – это инструменты, которые не меняются, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при «перегреве».

     К автоматическим стабилизаторам относятся:

    • подоходные налоги (включая все виды налогов на доходы, в том числе прибыль корпораций);
    • косвенные налоги (в первую НДС);
    • государственные трансферты (прежде всего пособия по безработице);

     Механизм  действия автоматических стабилизаторов экономике представлен на Рис. 7

        Рис. 7 Действие встроенных стабилизаторов.

     Подоходный  налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности Y сокращается и величина налоговых поступлений (Т = t × Y) уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. При этом ставка налога остается неизменной. Однако налоги - это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия подоходных налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.

       Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

     Налог на добавленную стоимость  (НДС) также обеспечивает встроенную стабильность. Он является косвенным налогом (частью цены товара), поэтому в период рецессии, когда общий объем продаж падает, налоговые поступления от косвенных налогов - изъятия из экономики - сокращаются. При перегреве, наоборот, совокупные доходы растут, объем продаж растет, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Стабилизация экономики происходит автоматически.

     Автоматическими стабилизаторами являются также  пособия по безработице и бедности, поскольку общая сумма их выплат увеличивается при спаде - по мере того, как люди начинают терять работу, становясь безработными и оказываясь ниже «черты бедности» - и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов и поэтому совокупных расходов, стимулируя подъем, когда экономика находится в состоянии рецессии. Уменьшение общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

     Встроенная  экономическая стабильность, обеспечиваемая налоговой системой, смягчает остроту  колебаний в рамках деловых циклов. Однако встроенные стабилизаторы способны лишь уменьшить, но не устранить крупные изменения равновесного ВВП. Поэтому для преодоления инфляции или экономических спадов, если эти явления приобретают сколько-нибудь существенные масштабы, от правительства могут понадобиться дискреционные фискальные меры, то есть изменение налоговых ставок или величины государственных расходов, нацеленные на обеспечение полной занятости экономических ресурсов.

     На  практике правительства развитых стран  проводят комбинированную политику, на 2/3 регулируя экономику с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 - за счет действия встроенных стабилизаторов.

  1. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг.

     Государственный бюджет – это баланс доходов и  расходов государства за определенный период времени, представляющий собой  основной финансовый план страны, который  после его принятия законодательным  органом власти приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

     Разница между доходами и расходами государства  представляет собой сальдо (состояние) государственного бюджета.

     Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

  • когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное (δ > 0), что соответствует профициту государственного бюджета;
  • когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю (δ = 0), это означает, что бюджет сбалансирован;
  • когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное (δ < 0), т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

     Циклический характер рыночной экономики не позволяет  поддерживать сбалансированность государственного бюджета. При спаде бюджет дефицитен, при подъеме, напротив, возникает  профицит. В свою очередь, профицит и дефицит госбюджета участвуют  в механизме сглаживания циклических  колебаний экономики. Чтобы отличить результаты дискреционной бюджетно-налоговой  политики от результатов циклических  колебаний экономики, рассчитывают бюджет полной занятости, который лежит в основе деления бюджетного дефицита на:

    • Структурный дефицит – представляет собой разницу между расходами и доходами бюджета при существующем уровне налогов и государственных расходов, если бы экономика в течение года функционировала при полной занятости ресурсов:

      δ S =G – t x Y*

      где  Y* - потенциальный ВВП;

            t – налоговая ставка. 

    • Фактический дефицит – разница между фактической величиной расходов и доходов госбюджета, полученных в условиях существующей экономической ситуации и существующей системой налогообложения:

      δ =G – t x Y

      где  Y - фактический ВВП.

    • Циклический дефицит – это разность между фактическим и структурным дефицитом. Он называется так, поскольку связан с экономическим циклом и является не результатом определенных антициклических фискальных мер правительства, а скорее побочным продуктом фискального бездействия в тот период, когда экономика скатывалась к спаду.

      δ C = δ  - δ S = t x (Y*-Y)

     Таким образом, структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной  политики, а циклический дефицит  – результатом автоматической фискальной политики, следствием действия встроенных стабилизаторов.

     Бюджетный дефицит может быть профинансирован  тремя способами:

    • за счет эмиссии денег (монетаризации дефицита);
    • за счет внутреннего займа (у населения своей страны);
    • за счет внешнего займа (у других стран или международных финансовых организаций).

     Первый  способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий – долговыми способами финансирования дефицита государственного бюджета.

     Эмиссионный способ состоит в том, что центральный банк увеличивает денежную массу, выпуская в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов  над доходами.

     Эмиссия является самым простым и быстрым  способом решения проблемы бюджетного дефицита. Еще один плюс данного способа заключается в том, что рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служить средством выхода из состояния рецессии.

Информация о работе Фискальная политика государства и ее роль в стабилизации экономики