Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 09:24, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть сущность, виды и инструменты фискальной политики с точки зрения макроэкономики государства и изучить влияние распределения государственного бюджета на экономический рост и стабилизацию экономической ситуации. А также выявить противоречия бюджетно-налоговой политики и проблемы ее практического применения.
Введение ………………………………………………………………………………………………………………………………….. 3
1. Сущность и инструменты фискальной политики ……………………………………………………………… 4
1.1 Государственные расходы. Мультипликатор государственных расходов и трансфертный мультипликатор.
1.2 Налоги. Налоговый мультипликатор и мультипликатор сбалансированного бюджета.
2. Виды фискальной политики …………………………………………………………………………………………… 13
2.1 Дискреционная фискальная политика и ее виды. Эффект вытеснения. Временной лаг.
2.3 Автоматическая фискальная политика. Встроенные стабилизаторы.
3. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг. …………………………………….. 18
4. Анализ статьи
Заключение
Используемая литература
Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает на сколько увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу.
mTr =
По
своему абсолютному значению мультипликатор
трансфертов равен
Социальные трансфертные выплаты – трансферты домохозяйствам – воздействуют на совокупный спрос, а трансферты фирмам – субсидии – и на совокупный спрос, и на совокупное предложение.
1.2
Налоги. Налоговый мультипликатор
и мультипликатор сбалансированного
бюджета.
Как писал Бенджамин Франклин: «В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством, не в обмен на товары и услуги. Налог вносится в бюджет всегда в денежной форме.
Налоги появились с возникновением государства и представляют собой основной источник доходов государства, средство оплаты расходов правительства.
Так как услугами государства пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны, и налоги служат инструментом перераспределения национального дохода. Кроме того, изменение налогов, влияя на совокупный спрос и совокупное предложение, является инструментом стабилизации экономики.
Налоговая система включает: субъект налогообложения (кто должен платить налог); объект налогообложения (что облагается налогом); налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога). Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой.
В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (люди с равными доходами должны платить равные налоги).
По целевой направленности налоги делятся на абстрактные и целевые. Абстрактные (общие) налоги служат для формирования бюджета в целом. Целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государственных органов, например, целевые дорожные сборы и пр.
По способу взимания различают два основных вида налогов:
В
развитых странах наибольшую долю (примерно
2/3) налоговых поступлений
В зависимости от того, как устанавливается средняя налоговая ставка*1, различают три типа налогообложения: пропорциональный, прогрессивный и регрессивный налоги.
Пропорциональный налог предполагает, что средняя налоговая ставка не зависит от налогооблагаемой базы и остается неизменной. Поэтому сумма пропорциональна величине дохода. Прямые (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными.
Прогрессивный налог – это налог, средняя налоговая ставка которого увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Примером прогрессивного налога в большинстве стран служит подоходный налог. В России, однако, начиная с 2001 г., введен пропорциональный налог на личные доходы в размере 13%. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, но вряд ли способствует повышению эффективности производства.
Регрессивный налог предполагает снижение средней ставки налога по мере роста налогооблагаемой базы, а также ослабление налогового бремени.
В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях встречается крайне редко. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя, имеют регрессивный характер. В РФ по регрессивной шкале взимается Единый социальный налог.
Налоги влияют как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.
Рост налогов
ведет к снижению потребительских (так
как сокращается располагаемый доход)
и инвестиционных расходов (поскольку
уменьшается величина прибыли фирм после
выплаты налогов, часть которой служит
источником чистых инвестиций) и, следовательно,
к сокращению совокупного
спроса (Рис. 2б). Поэтому в период
бума, когда экономика «перегрета», в качестве
антиинфляционной меры, инструмента снижения
деловой активности и стабилизации экономики,
может использоваться увеличение налогов.
Рис. 2 Воздействие изменения налогов на совокупный спрос.
И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (сдвиг кривой AD1 вправо до AD2 на Рис. 2а, что обусловливает рост реального ВВП от Y1 до Y*). Эта мера может использоваться для стабилизации экономики в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2) и поэтому является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию).
Фирмы рассматривают налоги как издержки, поэтому рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов - к росту деловой активности и объема производства (Рис. 4).
Рис. 4 Воздействие снижения налогов на совокупное предложение.
Воздействие налогов на совокупное предложение исследовал американский экономист, один из основоположников концепции «экономической теории предложения» («supply-side economics») А. Лаффер.
Он выдвинул гипотезу о воздействии изменения ставки подоходного налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет и построил кривую, отражавшую эту зависимость. Используя налоговую функцию: Т = t × Y, А. Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога tопт, при которой налоговые поступления максимальны Тxmax (точка А на Рис. 5). Если увеличить ставку налога, например, до t1, уровень деловой активности снизится, и налоговые поступления сократятся до Тx1, поскольку уменьшится налогооблагаемая база, т.е. величина совокупного выпуска Y.
Рис. 5 Кривая Лаффера.
Однако не стоит думать, что снижение ставки налогов должно сразу дать эффект роста ВВП. Последний происходит только при расширении инвестиционного процесса, особенно, когда появляется спрос на основной капитал. Спрос же на него варьируется в течение цикла, а в стадии депрессии может вовсе исчезнуть. Это значит, что результаты снижения ставок налогов в депрессивной ситуации могут проявиться лишь через годы.
Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер и, следовательно, на практике весьма сложно решить, при какой конкретно ставке налога начинается снижение налоговых платежей в государственный бюджет.
Налоговый мультипликатор – отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению налогов.
mt = =
Мультипликативный эффект от снижения налогов меньше, чем от увеличения государственных расходов. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок воздействуют на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов – косвенно, через изменение потребительских расходов.
Мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его воздействие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов – к его росту.
Если
при увеличении государственных
расходов правительство стремится
сохранить сбалансированность бюджета
и для этого увеличивает
Действие этого мультипликатора состоит в следующем: при возрастании государственных расходов и налоговых поступлений на одну и ту же величину (∆G=∆T), равновесный объем производства возрастает на ту же самую величину, при этом мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице, ∆Y=∆G=∆T. Этот вывод получил название теоремы Хаавельмо, по имени сформулировавшего его норвежского ученого Трюгге Хаавельмо, лауреата Нобелевской премии по экономике.
Действие мультипликатора сбалансированного бюджета объясняется тем, что мультипликативный эффект от роста налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов. Данное различие является определяющим при выборе инструмента бюджетно-налоговой политики: для преодоления циклического спада в экономике увеличиваются государственные расходы (это дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема возрастают налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).
Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики. Кроме того, снижение налогов, стимулируя увеличение совокупного предложения, способно воздействовать на инвестиционную активность и способствовать росту экономического потенциала, т.е. влияет на экономику не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде, обеспечивая экономический рост.
В зависимости от способа воздействия инструментов налогово-бюджетной политики на экономику различают дискреционную и автоматическую фискальную политику.
Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательные, целенаправленное манипулирование правительства государственными расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, темпа инфляции и ускорения экономического роста. В рамках дискреционной политики рассматриваются различные социальные программы, государственная программа занятости, изменения налоговых ставок.
Инструменты фискальной политики применяются
прежде всего для стабилизации экономики
и сглаживания циклических колебаний.
Рис. 6 Экономический цикл.
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида дискреционной фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.
Стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) применяется при спаде и направлена на сглаживание цикличности экономики, увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей.
Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:
Если государственный бюджет сбалансирован, то фискальная политика в период спада должна быть направлена на создание бюджетного дефицита, то есть на превышение государственных доходов над налоговыми поступлениями. Но рост государственных расходов и возникновение дефицита госбюджета могут породить инфляцию.
Информация о работе Фискальная политика государства и ее роль в стабилизации экономики