Фискальная политика государства и ее роль в стабилизации экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть сущность, виды и инструменты фискальной политики с точки зрения макроэкономики государства и изучить влияние распределения государственного бюджета на экономический рост и стабилизацию экономической ситуации. А также выявить противоречия бюджетно-налоговой политики и проблемы ее практического применения.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………………………………………………….. 3
1. Сущность и инструменты фискальной политики ……………………………………………………………… 4
1.1 Государственные расходы. Мультипликатор государственных расходов и трансфертный мультипликатор.
1.2 Налоги. Налоговый мультипликатор и мультипликатор сбалансированного бюджета.
2. Виды фискальной политики …………………………………………………………………………………………… 13
2.1 Дискреционная фискальная политика и ее виды. Эффект вытеснения. Временной лаг.
2.3 Автоматическая фискальная политика. Встроенные стабилизаторы.
3. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг. …………………………………….. 18
4. Анализ статьи
Заключение
Используемая литература

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 417.50 Кб (Скачать)

Королёвский институт  управления,  
экономики и социологии

Кафедра экономики 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа

по экономической  теории на тему:

«Фискальная политика государства  и ее роль в стабилизации экономики» 
 
 
 
 

                      Выполнила:

                        студентка группы МЗ-2

                      Караштина Е. М.  

                      Проверила:

                      Горелова  Л. В. 
                       
                       

г. Королёв

2011 г.

Содержание 

Введение ………………………………………………………………………………………………………………………………….. 3

  1. Сущность и инструменты фискальной политики ……………………………………………………………… 4
    1. Государственные расходы. Мультипликатор государственных расходов и трансфертный мультипликатор.
    2. Налоги. Налоговый мультипликатор и мультипликатор сбалансированного бюджета.
  2. Виды фискальной политики …………………………………………………………………………………………… 13

      2.1 Дискреционная фискальная политика и ее виды. Эффект вытеснения. Временной лаг.

     2.3 Автоматическая фискальная политика. Встроенные стабилизаторы.

  1. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг. …………………………………….. 18

4.  Анализ статьи

Заключение

Используемая  литература 

Введение 

     Государство, как общественный институт обязано решать огромный комплекс, стоящих перед ним задач. Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования.

     Фискальная («фиск» - от латинского fiscus – государственная казна, казначейство) или налогово-бюджетная политика представляет собой меры, которые принимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и расходов государственного бюджета.

     Последователи классической теории, а также ее других вариантов, абсолютизировали процессы саморегуляции и самоорганизации рынка. Вследствие этого они выступали против вмешательства государства в экономику, полагая, что рынок в состоянии сам себя регулировать. Однако во время и после Великой депрессии 30-х годов в США и Западной Европе данная теория становилась все менее популярной.

     Только  после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена закономерность воздействия бюджетно-налоговой  политики на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен. Суть этой теории состоит в доказательстве отсутствия механизма, способного обеспечить саморегулирование экономики.

     Теоретическая база фискальной политики достаточно хорошо разработана. Но остается множество  спорных вопросов, связанных с  ее реализацией и влиянием на развитие государства.

     В современном обществе смешанной экономики, фискальная политика особенно актуальна и призвана восстановить нарушенное равновесие между спросом и предложением и смягчить отрицательные последствия колебаний экономических циклов.

     Цель  данной работы – рассмотреть сущность, виды и инструменты фискальной политики с точки зрения макроэкономики государства и изучить влияние распределения государственного бюджета на экономический рост и стабилизацию экономической ситуации. А также выявить противоречия бюджетно-налоговой политики и проблемы ее практического применения.

 

  1. Сущность  и инструменты  фискальной политики
 

     Согласно  теории Дж. М. Кейнса, соответствие совокупного спроса совокупному предложению может быть достигнуто при неполной занятости экономических ресурсов. Приближение развития экономики к условиям полной занятости ресурсов может быть достигнуто с помощью специальных мер государственного регулирования, важнейшим направлением которого является бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

     Фискальная  политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство для воздействия на экономику посредством регулирования доходов и расходов государственного бюджета. Доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов дохода, а также за счет безвозмездных перечислений. В условиях рыночной экономики  главным источником доходов госбюджета являются налоги. В РФ они составляют около 80 % доходов бюджета.

     Основными целями налогово-бюджетной политики являются:

    • Сглаживание колебаний экономического цикла;
    • Стабилизация темпов экономического роста
    • Обеспечение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

     Продуманная бюджетно-налоговая политика способствует росту инвестиционных возможностей государства и предпринимательской  активности, повышению уровня социальной защищенности граждан, укреплению конкурентоспособности  экономики и улучшению международного положения страны.

     Инструментом  проведения такой политики является государственный бюджет: налоги формируют его доходную часть, а государственные закупки и трансферты – расходную.

     Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику. Механизм действия мультипликатора основан на том, что расходы одного экономического агента превращаются в дополнительные доходы другого и, соответственно, служат предпосылкой для увеличения его расходов, что создает дополнительный доход третьему экономическому агенту и т.д. В результате совокупный доход оказывается гораздо больше, чем первоначальное изменение расходов.

     Изменение величины государственных закупок  товаров и услуг в краткосрочном  периоде влияет только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов – и на совокупный спрос и на совокупное предложение.

 

    1.1 Государственные расходы. Мультипликатор государственных расходов и трансфертный мультипликатор.

     Расходы госбюджета –  это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.  

     Важнейшее значение в макроэкономической политике государства имеет постатейное  распределение бюджетных средств. Структура расходов федерального бюджета на 2011 год и плановые расходы на 2012-2014 года представлены в таблице 1.

Таблица 1

Структура расходов государственного бюджета на 2011-2014 года.

Данные Министерства финансов Российской Федерации (www.minfin.ru)
    *млрд. руб.
2011 год 2012 год 2013 год 2014 год
    Проект % к пред. году Проект % к пред. году Проект % к пред. году
ВСЕГО 11 027,1 12 656,4 114,8 13 430,6 108,5 14 582,9 106,2
Условно утвержденные       343,3   833,6  
ВСЕГО (без  учета условно утвержденных) 11 027,1 12 656,4 114,8 13 387,4 105,8 13 749,4 102,7
В том  числе:
Общегосударственные вопросы 844,6 832,9 98,6 831,0 99,8 814,2 98,0
Национальная  оборона 1 537,4 1 853,3 120,5 2 329,4 125,7 2 737,4 117,5
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 1 242,1 1 822,0 147,4 1 981,3 108,8 2 072,5 104,7
Национальная  экономика 1 784,9 1 797,2 100,7 1 720,5 95,7 1 653,0 96,1
Жилищно-коммунальное хозяйство 234,1 136,0 58,1 104,3 76,7 73,8 70,8
Охрана  окружающей среды 17,6 21,7 123,3 22,6 104,2 23,6 104,7
Образование 560,0 603,5 107,8 558,9 92,6 499,5 89,4
Культура, кинематография 88,0 86,2 98,0 84,6 98,1 82,7 97,8
Здравоохранение 503,7 551,1 109,4 503,3 91,3 461,8 91,8
Социальная  политика 3 135,3 3 895,9 124,3 4 155,3 106,7 4 163,6 100,2
Физическая  культура и спорт 44,0 40,8 92,8 40,3 98,7 27,7 68,8
Средства  массовой информации 61,3 73,5 120,0 70,6 96,0 65,5 92,8
Обслуживание  государственного и муниципального долга 350,7 388,4 110,8 482,3 124,2 579,2 120,1
Межбюджетные  трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской федерации  и муниципальных образований 623,4 553,9 88,9 503,0 90,8 494,7 98,3
 

     C макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП), трансферты (их стоимость не включается в ВВП, поскольку они являются результатом перераспределения национального дохода), выплаты процентов по государственным облигациям (т.е. обслуживание государственного долга).

     Вспомним  формулу совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn

     Государственные закупки (G)  изменяют величину национального дохода и оказывают прямое и непосредственное воздействие на величину совокупных расходов, т.е. на совокупный спрос, и в соответствии с кейнсианской моделью они обладают наибольшим мультипликативным эффектом.

     Государственные закупки товаров и услуг могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета школ, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры до приобретения сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Их главный отличительный признак заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.

     Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

     Мультипликатор государственных расходов отражает изменение в национальном производстве в результате динамики государственных расходов. Он показывает кратность прироста объема национального производства при увеличении государственных расходов на единицу и определяется по формуле:

     mg = = =

     Где  ∆Y – прирост выпуска

           ∆G – прирост государственных расходов

            mpc – предельная склонность к потреблению (отношение прироста потребления

         к приросту дохода mpc =    0<mpc<1)

            mps – предельная склонность к сбережению (отношение прироста сбережений

         к приросту дохода mps =    0<mps<1)

      Величины mps и mpc для каждой страны достаточно стабильны, поскольку обусловлены ее национальными, историческими и культурными особенностями.

     Действие этого мультипликатора отображается на графике кейнсианского креста (Рис.1). Если государственные расходы увеличиваются на ∆G, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину, точка равновесия перемещается из положения А в положение В, а равновесный объем производства возрастает от Y1 до Y2 на величину ∆ Y, определяемую из уравнения:

     ∆Y = ∆G x mg

     Мультипликатор  действует в обе стороны: при  росте государственных закупок  товаров и услуг совокупный доход  мультипликативно увеличивается, при  уменьшении расходов совокупный доход  мультипликативно сокращается.

     Трансфертные  платежи есть система экономических, политических мер и программ, которые через перераспределение доходов через государственный бюджет выплачивают средства населению в основном в денежной форме. Таким образом, происходит реинвестирование в людей, относящихся к категории остро нуждающихся, т.е. живущих за чертой бедности.

     Кроме того, трансфертные платежи представлены как выплаты по страхованию (или  социальное обеспечение), по старости, выплаты работникам в связи с  несчастными случаями и профзаболеваниями  кормильцев и инвалидам, выплаты  процентов по государственному долгу.

     Трансфертные  платежи формируются за счет налогообложения, в том числе подоходного налога, отчислений трудящихся в фонды социального  страхования, частной благотворительности и т.д. Таким образом, с помощью трансфертных платежей осуществляется перераспределение доходов в пользу более бедных.

     Мультипликативным эффектом обладают и трансферты. Трансферты представляют собой как бы «антиналоги». Они, так же как и налоги, оказывают  косвенное воздействие на совокупный спрос - через изменение величины потребительских и инвестиционных расходов.

     Рост  трансфертов увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку  при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает  потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности  внутреннего финансирования фирм, возможности  расширения производства, что ведет  к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает  совокупный спрос.

Информация о работе Фискальная политика государства и ее роль в стабилизации экономики