Фирма в условиях монополистической конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению модели именно этого промежуточного типа рынка. Цель работы - раскрыть особенности монополистической конкуренции как рыночной структуры; понять, какое место она занимает среди других рыночных структур, в чем ее сходство и различия с ними; рассмотреть её влияние на поведение фирм, функционирующих на данном типе рынка.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………..

2.Общая характеристика и возникновение рынка монополистической конкуренции………………………………………………………………………….

3.Анализ и поведение фирмы в различных условиях монополистической конкуренции………………………………………………………………………..

3.1Спрос и доход в условиях монополистической конкуренции……………………………………………………………………

3.2Поведение предприятия в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде……………………………………………………………..

3.3Поведение предприятия в условиях монополистической конкуренции в долгосрочном периоде……………………………………………………………

3.4Экономическая эффективность в условиях монополистической конкуренции…………………………………………………………………………

3.5Рынки монополистической конкуренции в России……………………………..

4.Заключение…………………………………………………………………………

5.Список литературы………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

1) Как и на монопольном рынке, цена товара превышает предельные издержки предприятия. Данный вывод следует из того, что максимизация прибыли требует равенства предельного дохода предельным издержкам, а вследствие отрицательного наклона кривой спроса предельный доход меньше цены.

2) Как и на рынке совершенной конкуренции, цена равняется средним общим издержкам, так как свободный вход и выход предприятий с рынка ведет к установлению нулевой экономической прибыли.

3.4Экономическая эффективность в условиях монополистической конкуренции

Для оценки экономической эффективности рыночной структуры используется понятие оптимума, предложенное итальянским экономистом Вильфредо Парето (1848-1923). Оптимум Парето – это такое состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества, то есть эффективным будет состояние, когда наиболее полно удовлетворены потребности всех членов общества.

Экономическая эффективность, базирующаяся на оптимуме Парето, включает производственную эффективность и эффективность распределения ресурсов.

Производственная эффективность - это такое состояние, при котором невозможно увеличить производство какого-либо одного продукта, не уменьшая выпуска другого. Таким образом, должны быть использованы все имеющиеся ресурсы, и каждый продукт должен производиться наиболее дешевым способом.

Точка долгосрочного равновесия в условиях монополистической конкуренции находится на кривой долгосрочных средних издержек, но не совпадает с точкой ее минимума. Это объясняется тем, что кривая спроса может быть касательной к кривой средних общих издержек в точке ее минимума только в том случае, если кривая спроса горизонтальна. В условиях монополистической конкуренции кривая спроса наклонна. Если же кривая спроса не касается, а проходит через точку минимума средних общих издержек, то это значит, что какая-то ее часть проходит выше кривой средних общих издержек, то есть существует зона экономической прибыли. А в этом случае сохранится приток новых предприятий на рынок и кривая спроса продолжит свое смещение, пока не займет положение касательной в какой-то другой точке. Следовательно, издержки производства в условиях монополистической конкуренции превышают минимальные, и производственная эффективность не достигается.

Эффективность распределения ресурсов - это такое состояние, при котором невозможно изменить структуру общественного продукта так, чтобы получить чистую выгоду для общества, то есть эффективность распределения ресурсов достигается тогда, когда в экономической системе производится такой набор продуктов, который в наибольшей степени удовлетворяет потребности экономических субъектов.

Эффективность распределения ресурсов наступает при равенстве цены и предельных издержек. Цена продукта есть показатель его относительной ценности. Предельные издержки производства продукта- показатель относительной ценности других товаров, которые могли быть изготовлены с помощью использованных в производстве данного продукта ресурсов.

Докажем условие эффективности распределения ресурсов методом «от обратного». Если цена продукта А больше предельных издержек его производства, то это значит, что для экономических субъектов ценность продукта А выше ценности других продуктов, которые могли быть изготовлены с помощью использованных в производстве продукта А ресурсов. Поэтому, если увеличить производство продукта А за счет уменьшения производства других товаров, то степень удовлетворения потребностей экономических субъектов повысится.

Следовательно, ситуация, когда цена продукта выше предельных издержек его производства, не является ситуацией эффективности распределения ресурсов.

Если цена продукта А меньше предельных издержек его производства, то это значит, что для экономических субъектов ценность продукта А ниже ценности других продуктов, которые могли быть изготовлены с помощью использованных в производстве продукта А ресурсов. Поэтому, если уменьшить производство продукта А и увеличить производство других товаров, то степень удовлетворения потребностей экономических субъектов повысится. Следовательно, ситуация, когда цена продукта меньше предельных издержек его производства, не является ситуацией эффективности распределения ресурсов.

В условиях монополистической конкуренции в состоянии равновесия цена превышает предельные издержки. Поэтому эффективность распределения ресурсов не достигается.

Таким образом, в условиях монополистической конкуренции не достигается ни производственная эффективность, ни эффективность распределения ресурсов, а, следовательно, и экономическая эффективность.

Каждому количественному и качественному уровню развития факторов производства соответствует определенное состояние экономической эффективности. Поэтому изменение уровня развития факторов производства влияет на состояние экономической эффективности. Например, производственная эффективность может достигаться, когда минимальные средние издержки равны и 1000 рублей, и 10000 рублей, а эффективность распределения ресурсов – при ассортименте продукции и в 10 наименований, и в 1000.

Изменение экономической эффективности во времени характеризует динамическая эффективность.

Основные параметры динамической эффективности:

1) средние издержки.

Движение средних издержек влияет на состояние производственной эффективности, так как условие производственной эффективности - производство с минимальными средними издержками.

2) структура общественного продукта, которая оказывает влияние на эффективность распределения ресурсов.

Факторы, влияющие на динамическую эффективность в условиях монополистической конкуренции, противоречивы.

Факторы, способствующие повышению динамической эффективности:

- высокая конкурентность рынка, что усиливает стимулы для осуществления инноваций;

- преобладание неценовой конкуренции, что способствует расширению ассортимента продукции.

Факторами, препятствующим повышению динамической эффективности, являются небольшие размеры предприятий, незначительный объем финансовых средств.

                 3.5Рынки монополистической конкуренции в России

Особенность российских рынков монополистической конкуренции состоит в том, что они находятся в стадии становления. Развитие их осуществляется в направлении дифференциации продукции.

Можно выделить следующие фазы формирования отечественных рынков монополистической конкуренции:

1. Выход на российский рынок с его узким ассортиментом товаров первых иностранных фирм-первопроходцев. Так, в начале 90-х годов прошлого века в России появляется множество новых товаров:

персональные компьютеры, видеотехника, продукты питания. Так, в 1992 году в России начинают продавать немецкие йогурты Frutties и Zott. Вскоре они завоевывают широкую популярность. Среди слагаемых успеха были и особенности самого йогурта (вкус, консистенция и т.д.), и никогда прежде не виданные у нас добавки свежих фруктов в молочные продукты, и важная для торговли неприхотливость в хранении, и ориентация на детей как главных потребителей. Первые иностранные производители, успешно осуществившие дифференциацию продукции, получают достаточно высокие прибыли.

2. Экономические прибыли привлекают новых, в том числе самых крупных и известных, иностранных производителей, что ведет к дальнейшей дифференциации продукта. Так, появляются йогурты сливочные, обезжиренные, «натуральные», с различными фруктовыми добавками, персональные компьютеры различной комплектации и т.д. Рост количества предприятий на рынке ведет к сокращению спроса на их продукцию, и прибыли начинают сокращаться.

3. Освоение выпуска новых продуктов первыми отечественными производителями. Имея более низкие издержки, чем импортеры, заводы-пионеры начинают извлекать высокую экономическую прибыль. Так, выпуск йогуртов, не уступающих средним западным сортам, освоили отечественные производители.

4. Расширение количества отечественных производителей, усиление степени дифференциации продукции и сокращение экономической прибыли и у отечественных товаропроизводителей. Соперничество между предприятиями на российских рынках монополистической конкуренции ведется, как правило, методами неценовой конкуренции, когда фирмы стремятся привлечь покупателя не понижением цен, а повышением потребительской ценности товара. Это объясняется, прежде всего, тем, что неценовая конкуренция имеет для них ряд преимуществ.

Во-первых, ценовая конкуренция ведет к сокращению прибыли для всех участников борьбы. При этом в худшей ситуации оказываются малые и средние предприятия, которые не обладают значительными финансовыми ресурсами и не могут длительное время продавать свою продукцию по цене ниже ее себестоимости. Большинство же российских предприятий, функционирующих на рынках монополистической конкуренции, относятся именно к этой категории.

Во-вторых, в современных условиях потребители стали более требовательны к ассортименту и качеству продукции. Особые свойства товара часто становятся важнее ценовой привлекательности.

В-третьих, затраты, связанные с ведением неценовой конкуренции, часто меньше затрат при ценовой конкуренции. Например, незначительное, а, следовательно, и недорогое изменение конструкции может сделать товар гораздо более удобным для потребителя. В результате, повышение конкурентоспособности может быть достигнуто без больших издержек.

В-четвертых, ценовая конкуренция ограничена законом, которым запрещен демпинг, то есть установление цены товара ниже его себестоимости.

Положительными примерами ведения неценовой конкуренции на российских рынках монополистической конкуренции является поведение таких предприятий, как ОАО “Айс-фили” (бывший Московский хладокомбинат № 8) и Вятская компания “Темп”.

Первоначально “Айс-фили”, как и многие другие российские производители мороженого, выпускало эскимо, мороженое в брикетах и вафельных стаканчиках, неотличимые для покупателя от продукции других заводов. Ценовая конкуренция производителей мороженого вела к снижению цен и ухудшению финансовых показателей предприятия. Чтобы избежать ценовой конкуренции руководство “Айс-фили” решило разнообразить ассортимент мороженого использованием разных наполнителей. В результате, продукция предприятия оказалась в низкоконкурентном секторе.

Вятская обувная фабрика “Темп” начинала работать на рынке модельной обуви, имела собственную сбытовую сеть, но, не выдержав конкуренцию с известными мировыми производителями обуви, находилась на грани банкротства. Выходом из сложившейся ситуации стала дифференциация продукта, ставка на пошив “военизированной” обуви для сотрудников частных охранных и других силовых структур. В то время на рынке была представлена или «штатская» обувь, или грубые армейские сапоги и ботинки. Дизайнеры «Темпа» создали удобную, прочную, стильную обувь и заняли пустовавшую до сих пор рыночную нишу.

Важным этапом в развитии российских рынков монополистической конкуренции стал августовский кризис 1998 года. Резкий рост цен на импортные товары привел к значительному сокращению их доли на рынке. Некоторые крупные зарубежные компании стали вывозить из России скопившуюся продукцию. Зато российские предприятия начали быстро увеличивать объемы продаж, предлагая более дешевую продукцию.

Так, рынок косметики и парфюмерии, который является рынком монополистической конкуренции, в результате кризиса в денежном выражении сократился почти наполовину. Произошло это за счет переориентации потребителей со среднего сегмента на дешевый. Небольшой элитный сегмент, практически полностью занятый импортерами (по оценкам экспертов, 8-10% рынка), почти не потерял своего потребителя. В этих условиях большая часть российских предприятий стала расширять выпуск дешевой продукции. Например, компания “Низар”, появившаяся на российском рынке в начале 90-х годов с довольно дорогой продукцией на основе собственного ноу-хау — компонентов, обогащенных кислородом, решила сделать ставку на массовую серию “Серебряная роса”.

В то же время, несмотря на смещение спроса в дешевые сегменты, некоторые компании, например «Линда», предпочли сохранить или даже увеличить относительно дорогой ассортимент, вытесняя из элитного сегмента импортеров.

В результате, основными игроками на большинстве рынков монополистической конкуренции становятся отечественные производители.

                                             4.Заключение

Являясь промежуточным типом таких рыночных структур, как совершенная конкуренция и чистая монополия, монополистическая конкуренция впитала в себя черты их обеих. Эти черты отражаются как в определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но, все же, являясь самостоятельной структурой, монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные свойства, например, использование, в качестве основных, неценовые методы конкуренции.

Как рыночная структура монополистическая конкуренция имеет и свои достоинства, и свои недостатки. К недостаткам данной структуры относятся:

Во-первых, структура рынка монополистической конкуренции заставляет потребителя платить за товар «лишние» деньги.

Во-вторых, при монополистической конкуренции объем производства несколько меньше оптимального. Поэтому весь рыночный объем товара мог бы быть произведен дешевле, действуй там те же закономерности, что действуют при совершенной конкуренции.

В-третьих, с точки зрения покупателей, отрасль недоиспользует ресурсы для производства нужного им товара. Но увеличение выпуска не в интересах продавцов, так как при этом сократилась бы их прибыль.

Информация о работе Фирма в условиях монополистической конкуренции