Фирма в условиях монополистической конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению модели именно этого промежуточного типа рынка. Цель работы - раскрыть особенности монополистической конкуренции как рыночной структуры; понять, какое место она занимает среди других рыночных структур, в чем ее сходство и различия с ними; рассмотреть её влияние на поведение фирм, функционирующих на данном типе рынка.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………..

2.Общая характеристика и возникновение рынка монополистической конкуренции………………………………………………………………………….

3.Анализ и поведение фирмы в различных условиях монополистической конкуренции………………………………………………………………………..

3.1Спрос и доход в условиях монополистической конкуренции……………………………………………………………………

3.2Поведение предприятия в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде……………………………………………………………..

3.3Поведение предприятия в условиях монополистической конкуренции в долгосрочном периоде……………………………………………………………

3.4Экономическая эффективность в условиях монополистической конкуренции…………………………………………………………………………

3.5Рынки монополистической конкуренции в России……………………………..

4.Заключение…………………………………………………………………………

5.Список литературы………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 174.00 Кб (Скачать)


6

 

 

Федеральное агентство по образованию

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

(СибАДИ)

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра «Общая экономика и право»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Экономическая теория»

на тему: «Фирма в условиях монополистической конкуренции»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Выполнила: студентка ЭиУ

                                                   Группа: Моб-10Э2

                                                                        Алтынкович Алёна Валерьевна                                                                                                    

                                               Руководитель:

                                                                     Гончаренко Анна Олеговна

 

Омск 2011

                                                       Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………..

2.Общая характеристика и возникновение рынка монополистической конкуренции………………………………………………………………………….

3.Анализ и поведение фирмы в различных условиях монополистической конкуренции………………………………………………………………………..

3.1Спрос и доход в условиях монополистической конкуренции……………………………………………………………………

3.2Поведение предприятия в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде……………………………………………………………..

3.3Поведение предприятия в условиях монополистической конкуренции в долгосрочном периоде……………………………………………………………

3.4Экономическая эффективность в условиях монополистической конкуренции…………………………………………………………………………

3.5Рынки монополистической конкуренции в России……………………………..

4.Заключение…………………………………………………………………………

5.Список литературы………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           1.ВВЕДЕНИЕ

На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях.

В странах с развитой рыночной экономикой преимущественно существуют рынки монополистической конкуренции (производство одежды, обуви, сфера услуг, торговля и т.д.), а также олигополии (автомобильная промышленность, металлургия). Это промежуточные модели между совершенной конкуренцией и чистой монополией. Они не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и встречаются гораздо чаще.

Исследование и использование модели монополистической конкуренции начались относительно недавно в 1930-х годах. Но эта модель имела мгновенный успех и чрезвычайно быстро вошла в основное течение микроэкономической науки.

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению модели именно этого промежуточного типа рынка. Цель работы - раскрыть особенности монополистической конкуренции как рыночной структуры; понять, какое место она занимает среди других рыночных структур, в чем ее сходство и различия с ними; рассмотреть её влияние на поведение фирм, функционирующих на данном типе рынка.

   

 

 

 

 

 

 

2.Общая характеристика и возникновение рынка монополистической конкуренции

В данной главе мы рассмотрим структуру рынка, при которой действуют многочисленные фирмы, продающие близкие, но не совершенные товары-заменители. Такую структуру рынка принято называть монополистической конкуренцией — монополистической в том смысле, что каждый производитель является монополистом над своим вариантом товара и конкуренцией — поскольку существует значительное число конкурентов, продающих подобные товары.

Первые системные исследования, посвященные рынку несовершенной конкуренции, появляются лишь в 1930-е гг. В 1933 г. выходит в свет книга американского экономиста Эдварда Хастингса Чемберлина (1899—1967) «Теория монополистической конкуренции», в которой указывается, что монопольное положение фирмы на рынке является очень частым явлением и оно не связано с маштабами самой фирмы.

В отличие от своих предшественников, которые рассматривали ситуацию либо чистой конкуренции, либо чистой монополии, Э. Чемберлин говорит о том, что наиболее типичным для экономики является состояние монополистической конкуренции. Это состояние, когда на рынке присутствует большое число продавцов, поэтому его можно назвать конкуренцией, но отсутствует второе условие конкурентного рынка — качественная однородность товаров. В модели Э. Чемберлина производители стараются получить монопольную прибыль, снижая эластичность спроса на свой товар. Для этого они стремятся выделить свою продукцию из общей массы других товаров, улучшая ее качество, внешний вид, условия продажи и т.д., придавая ей эксклюзивный характер и тем самым убеждая покупателя сохранять приверженность именно этому товару вне зависимости от уровня цены на него. В результате происходит дифференциация продукции и производитель становится единственным продавцом данного вида товара на рынке, т.е. монополистом.
Это монопольное положение нарушается лишь существованием товаров того же вида, отличающихся по качеству, но являющихся товарами-субститутами. При значительном повышении цены на один товар покупатель имеет возможность переориентировать свой спрос на товар того же вида, предлагаемый другим продавцом по более низкой цене. Таким образом, конкуренция сохраняется, но она приобретает новый характер, потому что товары конкурируют уже не только по цене, но и по своим потребительским характеристикам, а также по уровню организации сбыта (обслуживание, месторасположение, реклама и т.д.). Этим пользуется продавец, получая возможность привязать предпочтения потребителя к своему товару вне зависимости от цены. Таким образом, Э. Чемберлин говорит о том, что продавец дифференцированного товара имеет возможность манипулировать предпочтениями покупателей, делая спрос на свои товары менее эластичным по цене. Это утверждение стало важным вкладом американского экономиста в неоклассическую теорию поведения фирмы. До него задача производителя интерпретировалась только как приспособление предложения к спросу. Э. Чемберлин же утверждает, что фирмы не меньше сил тратят на приспособление спроса к предложению.

Особое внимание Э. Чемберлин уделяет процессу ценообразования на рынке монополистической конкуренции. Он считает, что благодаря дифференциации товара продавец получает частичную монопольную власть, т.е. возможность устанавливать цену на товар на более высоком уровне, чем в условиях чистой конкуренции, поскольку кривая спроса оказывается менее эластичной.
Э. Чемберлин иллюстрирует процесс ценообразования на рынке монополистической конкуренции с помощью следующего графика (рис. 5).
Кривая спроса DD' и кривая предложения SS' в точке пересечения А дают цену, равную величине Р, которая устанавливается на конкурентном рынке. Кривая DD' также отражает средний доход продавца при соответствующем объеме продаж. Кривая dd' изображает предельный доход продавца, т.е. изменение прироста дохода при увеличении продаж на одну единицу товара. Эта кривая имеет более резкий наклон вниз, чем кривая среднего дохода (кривая спроса).
Продавец в условиях монополистической конкуренции ориентируется на предельный доход и устанавливает объем продаж, соответствующий точке пересечения кривой предельного дохода и кривой издержек (совпадающей с кривой предложения SS') т.е. на уровне Q'. При таком объеме продаж цена будет установлена на уровне Р' т.е. выше, чем в условиях совершенной конкуренции (Р' > Р), а объем производства будет ниже (Q > Q').
На основе исследований монополистической конкуренции Э. Чемберлин выдвигает свое объяснение высокого уровня безработицы в современной ему экономике. Он пишет, что, поскольку на рынке дифференцированных товаров объемы производства устанавливаются ниже, чем в условиях свободной конкуренции, происходит их недопроизводство, а значит, возникает недозагрузка производственных мощностей. Такое производство предъявляет заниженный спрос на рабочую силу, что и вызывает безработицу. Следовательно, причиной низкой занятости является ситуация монополистической конкуренции на современном рынке.
Для нормализации ситуации на рынке труда Э. Чемберлин предлагает ввести систему мер, которая бы ограничивала монопольные действия производителей. Но в целом же он утверждает, что современный высокий уровень безработицы является неизбежной платой за дифференциацию продукта, которая, в свою очередь, отвечает возросшим различиям во вкусах и доходах покупателей.

Основные черты монополистической конкуренции:

        Дифференциация продукции

        Большое количество продавцов

        Относительно низкие барьеры вхождения и выхода из отрасли

        Жесткая неценовая конкуренция

         Дифференциация продукции

Дифференциация продукции — ключевая характеристика данной рыночной структуры. Она предполагает наличие в отрасли группы продавцов (производителей), выпускающих близкие, но не однородные по своим характеристикам товары, т.е. товары, не являющиеся совершенными заменителями.

Дифференциация товаров может быть основана на:

        физических характеристиках товара;

        месторасположении;

        "мнимых" различиях, связанных с упаковкой, торговой маркой, имиджем фирмы, рекламированием.

        Кроме того, иногда делят дифференциацию на горизонтальную и вертикальную:

        вертикальная основана на делении товаров по качеству или какому другому схожему критерию, условно на "плохие" и "хорошие"(выбор телевизора — "Темп" или "Panasonic");

        горизонтальная предполагает, что при примерно равных ценах покупатель делит товары не на плохие-хорошие, а на соответствующие и не соответствующие его вкусу (выбор автомобиля — Volvo или Alfa-Romeo).

Создавая свой собственный вариант продукта, каждая фирма приобретает как бы ограниченную монополию. Существует только один производитель бутербродов Биг Мак, только один производитель зубной пасты Аквафреш, только один издатель журнала Экономическая школа и т.д. Тем не менее, они все сталкиваются с конкуренцией со стороны компаний, предлагающих товары-заменители, т.е. действуют в условиях монополистической конкуренции.

Дифференциация товаров создает возможность ограниченного влияния на рыночные цены, так как многие потребители сохраняют приверженность к конкретной марке и фирме даже при некотором повышении цен. Однако данное влияние будет относительно небольшим из-за схожести товаров конкурирующих фирм. Перекрестная эластичность по спросу между товарами монополистических конкурентов является достаточно высокой. Кривая спроса имеет небольшой отрицательный наклон (в отличие от горизонтальной кривой спроса при совершенной конкуренции) и также характеризуется высокой эластичностью спроса по цене.

Большое количество производителей

Аналогично совершенной конкуренции, монополистическая конкуренция характеризуется большим количеством продавцов, так что отдельная фирма занимает небольшую долю отраслевого рынка. Как следствие, монополистически конкурирующая фирма обычно характеризуется как абсолютно, так и относительно малыми размерами.

Большое количество продавцов:

        с одной стороны, исключает возможность сговора и согласованных действий между фирмами с целью ограничения объема выпуска и повышения цен;

        с другой — не позволяет фирме существенным образом влиять на рыночные цены.

Барьеры вхождения в отрасль

Вхождение в отрасль обычно не затруднено, что связано с:

        малым эффектом масштаба производства;

        небольшими первоначальными инвестициями;

        небольшим размером уже действующих предприятий.

         Вместе с тем из-за дифференциации продукции и приверженности потребителей к фирменной марке вхождение на рынок более сложно, чем при совершенной конкуренции. Новая фирма должна не только производить конкурентоспособную продукцию, но и быть способной привлечь к себе покупателей уже действующих фирм. Это может потребовать дополнительных издержек на:

        усиление дифференциации своей продукции, т.е. обеспечение ей таких качеств, которые отличали бы ее от уже имеющихся на рынке;

        рекламу и стимулирование сбыта.

    Неценовая конкуренция

Жесткая неценовая конкуренция — также характерная черта монополистической конкуренции. Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, может применять три основных стратегии влияния на объем продаж:

        изменять цены (т.е. осуществлять ценовую конкуренцию);

        производить товар с определенными качествами (т.е. усиливать дифференциацию своего товара по техническим характеристикам, качеству, услугам и прочим аналогичным показателям);

        пересмотреть стратегию рекламы и сбыта (т.е. усиливать дифференциацию своего товара в области стимулирования сбыта).

Две последних стратегии относятся к неценовым формам конкуренции и более активно используются компаниями. С одной стороны, ценовая конкуренция затруднена из-за дифференциации продукции и приверженности потребителей к конкретной товарной марке (снижение цены может вызвать не такой значительный отток покупателей от конкурентов, чтобы компенсировать потери в прибылях), с другой — большое количество фирм в отрасли ведет к тому, что эффект от рыночной стратегии отдельной компании распределится среди столь большого количества конкурентов, что будет практически нечувствителен и не вызовет немедленного и целенаправленного ответа со стороны других фирм.

Обычно предполагается, что модель монополистической конкуренции наиболее реалистична в отношении рынка услуг (розничная торговля, услуги частнопрактикующих врачей или юристов, парикмахерские и косметические услуги и т.п.). Что касается вещественных благ таких, как различные сорта мыла, зубной пасты или безалкогольных напитков, то их производство, как правило, не характеризуется небольшими размерами, многочисленностью или свободой вхождения на рынок фирм-производительниц. Поэтому более правильно предположить, что оптовый рынок этих товаров относится к олигопольной структуре, а розничный рынок — к монополистической конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Фирма в условиях монополистической конкуренции