Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 07:56, курсовая работа
В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Рыночная экономика невозможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Фирма является главным звеном рыночной экономики, так как только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон. Поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.
Целью данной работы является рассмотрение понятий фирма, рынок,
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ФИРМЫ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ 4
1.1 Понятие фирмы и ее виды 4
1.2 Внутренняя и внешняя среда фирмы и их взаимосвязь 6
1.3 Цели и задачи фирмы 8
1.4 Миссия фирмы 10
2 ФИРМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 13
2.1 Общая характеристика фирмы в условиях рынка 13
2.2 Экономические условия хозяйствования 17
2.3 Общая стратегия фирмы в условиях рынка 18
2.4 Финансово-экономический анализ деятельности фирмы 21
2.5 Финансовый результат и его составляющие 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Многие продукты, имеющие спрос за рубежом, непонятны и чужды российским потребителям. Привычка довольствоваться малым, во многом обусловленная нехваткой денег, не позволяет ряду товаров получить в России широкое распространение.
2.2
Экономические условия
Они имеют важное значение для предприятия или фирмы, поскольку, без преувеличения, определяют саму "линию поведения" - стратегию и тактику развития бизнеса. Если предприятие функционирует в условиях плановой экономики, то, скорее всего, отсутствуют серьезные стимулы улучшения работы и повышения рентабельности. Соответственно, отсутствуют высокие прибыли, хотя и существует больше гарантий того, что предприятие не окажется на грани или за гранью банкротства и разорения.
Если же предприятию приходится ежедневно заботиться о своем выживании, напряженность работы всех - от уборщицы до директора - гораздо выше, но вместе с тем выше и доход. В настоящее время актуальность приведенного сравнения, быть может, не так высока, как в предыдущие, первые годы перехода к рынку. Однако сейчас, тем не менее, можно проводить различие между предприятиями, которые полностью "окунулись" в рынок (либо были созданы уже в рыночных условиях) и предприятиями, которые во многом сохраняют прежние "госплановские" традиции работы (в худшем их понимании). Имеется в виду то, что, несмотря на общий переход России к рыночной экономике, многие предприятия еще только в начале структурной перестройки своей деятельности, а многие еще пользуются бюджетными ассигнованиями, как правило, безвозмездными, и поэтому расхолаживающими руководителей и работников. Далее речь пойдет только о тех предприятиях, которые полностью ориентированы на рыночные условия хозяйствования, т.е. о тех, кто готов к жесткой и упорной борьбе за выживание и прибыль.
Попробуем выделить основные черты рыночного хозяйствования:
1.
Самоокупаемость и
2.
Самостоятельность в принятии
экономических и иных решений
означает, что предприятие само
определяет, что, когда, сколько
производить и продавать (как
правило, это определяют
3.
Правовая защищенность
4.
Свобода ценообразования и
2.3
Общая стратегия фирмы в
Стратегия рыночного предприятия проста: максимизировать прибыль. Для достижения этой цели у предприятий, которые только "на пути к рынку", т.е. проходят период адаптации, необходимо осуществлять различные меры, которые включают улучшение управления, повышение эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово – экономических результатов деятельности и др.
Для эффективной работы фирмы необходимо выработать:
1) защиту прав участников (учредителей);
2)
четкое разграничение
3)
обеспечение инвестиционной
4)
создание системы хозяйственно -
договорной деятельности
5)
достижение прозрачности
6)
создание эффективного
7) использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;
8)
повышение квалификации
Основными направлениями стратегии фирмы являются следующие13:
1) выявление и устранение нарушенных прав акционеров (для акционерных обществ);
2)
инвентаризация имущества и
3)
рыночная оценка активов
4) анализ положения предприятия на рынке, его финансово –
хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием;
5) выработка стратегии развития предприятия;
6) подготовка и переподготовка кадров.
При
определении положения
Изучение и прогнозирование конъюнктуры – одно из важных направлений анализа рынка. Проведению анализа способствует рассмотрение конъюнктурообразующих факторов, которые можно разделить на две группы:14
При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения его состояния в тот или иной момент, но и предсказание вероятного характера дальнейшего его развития – прогнозирование. Прогноз дает оценку перспектив развития рынка и является основой для выработки стратегии и тактики деятельности предприятия на рынке. Качество прогноза определяется главным образом тем, насколько глубоко и комплексно проведены анализ и оценка факторов формирования и развития конъюнктуры.15
По
результатам маркетинговых
-
степень географической
- группа потребителей, на которую направлен сбыт продукции;
- связь "продукт - рынок" в качестве основы концепции маркетинга; базовая ценовая стратегия (лидерства по издержкам, дифференциации, ниши и т.д.); - вид стратегии деятельности предприятия (стратегия конкуренции, стратегия расширения рынка и т.п.); квалификация и практический опыт персонала, необходимый для успешной конкурентной борьбы; - возможность кооперации с другими предприятиями и организациями.
Тенденции
изменения стратегии являются важными
факторами, которые должны учитывать производители
при выходе на соответствующий рынок.
Нет смысла выходить на исследуемый рынок,
если емкость его невелика или она станет
таковой в ближайшем будущем.16
2.4
Финансово-экономический
Основными компонентами финансово-экономического анализа деятельности предприятия являются17:
- анализ бухгалтерской