Фирма и рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 07:56, курсовая работа

Описание работы

В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Рыночная экономика невозможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Фирма является главным звеном рыночной экономики, так как только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон. Поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.
Целью данной работы является рассмотрение понятий фирма, рынок,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ФИРМЫ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ 4
1.1 Понятие фирмы и ее виды 4
1.2 Внутренняя и внешняя среда фирмы и их взаимосвязь 6
1.3 Цели и задачи фирмы 8
1.4 Миссия фирмы 10
2 ФИРМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 13
2.1 Общая характеристика фирмы в условиях рынка 13
2.2 Экономические условия хозяйствования 17
2.3 Общая стратегия фирмы в условиях рынка 18
2.4 Финансово-экономический анализ деятельности фирмы 21
2.5 Финансовый результат и его составляющие 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа содержит 1 файл

фирма и рынок.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

     Наиболее  простое определение рынка, присущее любой модели рыночной экономики (американской, японской, скандинавской и др.): рынок есть соединение спроса и предложения. Однако это определение не выявляет глубинных свойств рынка как экономического феномена. Более точно роль рынка в экономической жизни выражает следующее определение: рынок – это форма общественной связи между людьми, состоящая во взаимной купле-продаже товаров. Это определение позволяет трактовать рынок как сферу экономических отношений, а не просто как столкновение безликих компонентов экономики (спроса и предложения).6

     Рынок – это, с одной стороны, сфера  отношений между субъектами экономики (производителями и потребителями), а с другой стороны, элемент рыночной экономики, куда входят сферы производства товаров, их распределения и потребления, а также элементы планирования и регулирования экономики.7

     Подходя к понятию рынка более детально, можно отметить, что наличие рынка  характеризуется присутствием его  обязательных элементов8:

  1. людей (организаций) со своими потребностями;
  2. покупательной силы (обычно денег);
  3. соответствующих возможностей (купить и продать);
  4. желания купить (наличие покупателей, желающих купить товар);
  5. продавцов, желающих и имеющих возможность произвести и продать товар.

     Из  этого определения следует:

    • необходимо знать нужды покупателей, так как это непосредственно ведет к созданию товара и совершению акта покупки;
    • рынок может как расширяться, так и сокращаться в зависимости от покупательской способности;
    • путем увеличения покупательной способности и спроса, увеличения объема производства товаров и более широкого их распространения могут быть расширены существующие рынки и созданы новые;
    • рынки могут быть расширены за счет более эффективного стимулирования желания купить посредством кредитования, рекламы и др.

     Условия функционирования рынка: реализация многообразных форм собственности и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и свободная конкуренция, являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике.

     Рынок выполняет следующие функции:

     - регулирующую (регулирует производство  и обращение товаров и услуг);

     - контролирующую (определяет общественную  значимость произведенного продукта  и затраченного на его производство  труда);

     - распределительную (устанавливает  необходимые воcпроизводственные пропорции, обеспечивающие сбалансированность экономики);

     - стимулирующую (побуждает снижать  индивидуальные затраты труда,  использовать новую технику);

     - информационную (информирует о состоянии  дел в хозяйственной сфере);

     - санирующую (очищает общественное  производство от экономически  слабых, неконкурентоспособных хозяйственных единиц).

     Инфраструктуру  рынка составляет совокупность субъектов, имеющих разные направления деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов. К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие информационные центры, банки, транспортная и складская сеть, системы и средства коммуникации.

     Существуют  следующие принципы поведения хозяйствующих  субъектов в рыночной экономике9:

     1) принцип свободы экономической, хозяйственной и предпринимательской деятельности, который проявляется в предоставлении субъекту собственнических и предпринимательских прав, дающих возможность создать собственное дело и воплотить замыслы в конкретные объекты, а также в ликвидации чрезмерных ограничений на формы, виды, объекты предпринимательства предприятий и граждан;

     2) принцип свободного рыночного  ценообразования; 

     3) принцип главенства потребителя; 

     4)принцип  партнерства (на основе договоров  и контрактных отношений);

     5) принцип государственного регулирования рыночных отношений (на основе государственных программ, антимонопольных мер, ценовых ограничений, налогового, финансово-кредитного и трудового законодательства).

     Предприятие, являясь составной частью внешнего окружения, обязано постоянно решать вопросы социального развития не только собственного трудового коллектива, но и местного и общегосударственного значения.

     Поведение хозяйствующих субъектов на рынке  регулируется также принципами10:

     - взаимовыгодности и равноправия  деловых отношений;

     - ответственности перед конечным  потребителем;

     - достижения экономического и  коммерческого преимущества исключительно  за счет инноваций; 

     - экономного ведения хозяйства; 

     -соблюдения  этического кодекса предпринимательства. 

     До  средины ХХ в. подход менеджеров к взаимоотношениям фирмы и общества базировался на следующих положениях: - что хорошо для фирмы, то хорошо и для общества; - дело бизнеса – бизнес; - надо реализовать принцип свободного предпринимательства (прибыль должна получаться при минимальных ограничениях со стороны общества). Этот подход был воспринят и обществом. Однако с началом научно-технической революции возобладало мнение, что такое отсутствие ограничений порождает серьезную социальную несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о детском труде, минимальной заработной плате, охране труда, антитрестовские и т.д. В то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных цен, фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, политического влияния, загрязнения среды и т.д.

     Первоначально термин «фирма» (от итальянского firma - подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне - это организационная структура  бизнеса, предпринимательская единица  во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью. Правовые формы функционирования современной фирмы многообразны: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, коммандитное общество и другие.

     Лауреат Нобелевской премии Р.Коуз полагает, что фирма есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя.

     Фирма - это «генератор богатства» общества: генерирует товары и покупательную  способность для их приобретения; поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на капитал; создает рабочие места у себя, поставщиков, в госсекторе; обеспечивает собственный рост. Институциональная структура рыночной системы включает такие институты, как рынок и фирма. Фирма нуждается в объективном контроле со стороны рынка. Но и рынок нуждается в фирмах, так как только организация производства в виде фирм может дать необходимый результат для развития рыночной экономики. Существование рынка и фирмы есть сосуществование в единой рыночной экономике двух типов отношений: традиционно рыночных и альтернативных им внутрифирменных отношений, которые представляют собой отношения сознательного регулирования производства, отношения координации, для эффективности которых большое значение имеют нерыночные методы и формы (приказы, личное доверие, внутрифирменные правила, традиции, моральные факторы).

     Поведение фирм на рынке имеет большое значение для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства, иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений, как на микро - так и на макроуровне. Современная фирма11 - это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий национального и международного уровня. Главное в современной фирме - ее кадровые компоненты: предприниматели, менеджеры, ученые, инженеры, рабочие с их мастерством, профессионализмом, компетентностью, инновационным потенциалом, конкурентной энергией, управленческими новациями, опирающимися на конкретную материально-техническую базу и реальную величину функционирующего капитала. Процветание фирмы, ее известность – производные от таланта и труда ее коллектива. Уровень развития фирм во многом предопределяет и уровень развития национальной экономики, и ее конкурентоспособность.

     Все фирмы в качестве родовых признаков  имеют: многоуровневую вертикальную иерархию (типа пирамиды), переход внутрифирменных  отношений в административные, отсутствие в рамках внутрифирменных иерархий товарно-денежных отношений, обмен между подразделениями в виде обмена деятельностью, не опосредованного движением денег, отсутствие равноправных экономических отношений между субъектами (подразделениями), отсутствие симметричности информационных потоков для разных уровней иерархии.

           Являясь ключевым элементом  рыночной экономики, рынок претерпевает в различных странах определенные трансформации как по уровню зрелости, степени развития, так и по особенностям модификации, социальным, историческим и иным условиям, определяющим его функционирование.

           В частности, японская модель12 рынка тяготеет к «корпоративному патернализму» (от лат. paternus – отцовский) как форме социально-экономической политики, выражающейся в заботе собственника или администрации компании о нуждах трудящихся. Система «отцы – дети» требует беспрекословного подчинения, преданности и лояльности работника администрации и интересам фирмы.

           Американской модели свойственна тяга к классической – инициативной схеме рыночной экономики (от лат. initium – начало, как внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость).

           Французская модель7 тяготеет к государственному «дирижизму» (от франц. diriger – управлять), как форма управления, основанная на отражении в системе личностных особенностей руководителя, понимании им сущностных характеристик нововведений.

           В основе немецкой рыночной экономики7 лежит «социальное рыночное хозяйство», ключевыми элементами которого являются – «свобода потребления» и «принудительное распределение», т.е. экономическая свобода заключается в свободе потребления, так как распределение по природе своей принудительно всегда.

     Фактически  по сути социального рыночного хозяйства  сегодня следует вся Европа, и  суть этого явления заключается  в дополнении государством своей  политикой работы рынка.

     Особенности современного российского  рынка.

     Они заключаются в следующем:

  1. Он имеет переходный характер.

     Современный российский рынок вырос на базе социалистической экономики путем грубого в  нее вмешательства. В результате непродуманных мер собственное  производство в значительной степени  разрушено или неконкурентоспособно. Наблюдается засилие иностранных товаров, т.е. рынок еще не сформировался.

  1. Монополизация экономики.

     В бывшем Советском Союзе экономика  была построена на принципах гигантомании и обеспечения всем необходимым  без связи с Западом. В результате огромная часть производств была представлена единицами заводов-гигантов, конкурировать с которыми было практически невозможно.

  1. Переход к рынку вызвал нарушение хозяйственных связей.

     С распадом СССР многие предприятия потеряли партнеров по бывшим республикам. Из-за пресловутого желания максимальной выгоды выбрать нормального отечественного партнера весьма сложно, а из-за высокой степени монополизма и выбирать особо не из кого.

  1. Вхождение в рынок активизировало криминализацию экономики.

     Происходит  все большее сращивание мафии  с государственным аппаратом, интернационализация мафиозных структур, что всячески препятствует развитию свободного рынка, особенно мелкого бизнеса.

  1. Население страны имеет низкий платежеспособный спрос.

     У населения мизерные заработки, товары не находят потребителей. Промышленность практически стоит.

  1. Стереотип мышления и несовершенная система потребностей.

Информация о работе Фирма и рынок