Финансовые отношения и финансовая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является раскрытие закономерности развития финансовых отношений в финансовой системе; определение значимости налогов в финансовой системе.
Задачами работы является раскрытие сущности, функций, финансовых отношений, финансовой системы, налогов и финансовой политики.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3
1. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура …. 4
2. Сущность, виды и функции налогов ………………………………………..11
3. Особенности финансовой политики в РФ ………………………………….18
Практикум ……………………………………………………………………….27
Заключение ………………………………………………………………………29
Список литературы …………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 2 Экономическая теория.doc

— 679.00 Кб (Скачать)

     Основное  место  в системе налогообложения  физических лиц занимает   подоходный налог (налог на доходы).  Переход к рыночной экономике создает предпосылки для роста личных доходов граждан.  В этих условиях применяется прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах денежные средства,  необходимые  для проведения социальных программ.    

     В условиях рыночной экономики любое  государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

                  От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

      В налогах заложены большие возможности  по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.

      Но  налоги это не только экономическая  категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

      В практике налоги имеют вполне экономическое  содержание. Их можно рассматривать как плату государству за те услуги, которые оно оказывает населению и другим субъектам экономики в виде внутренней и внешней безопасности, экономической и социальной стабильности и других благ, относящихся к категории общественных.

      Объем налоговых поступлений зависит и от ставки налогов. Чрезмерно высокая ставка может обернуться меньшим объемом поступлений, чем невысокая ставка. Зависимость объема налоговых поступлений от уровня налоговой ставки иллюстрируется с помощью кривой Лаффера.

      

      Рис. 1. Кривая Лаффера.

      Кривая  хорошо показывает, что ставка налога не должна превышать 50%, так как дальнейшее ее повышение влечет снижение налоговых поступлений. Последние могут опуститься до нуля, если установить 100%-ю ставку. Эта тенденция обусловлена тем, что у плательщиков исчезает стимул иметь высокие доходы, так как все равно большую часть их придется отдать. Кроме того, получаемые доходы плательщики начинают скрывать. Наиболее выгодная величина налоговой ставки зависит от конкретных условий в той или иной стране.

      Стабильность  налогов означает относительную  неизменность в течение ряда лет  основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов  и ставок, определяющих взаимоотношения  предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.На сегоднишний день мир сотрясают экономические кризисы один из таких кризосов мы наблюдаем в Греции.Сегодняшнее состояние Греции весьма показательно,поскольку иллюстрирует очевидные проблемы,возникшие на пути формирования единого европейского экономического пространства.Эта страна первой довела до абсурда постиндустриальный общеевропейский социализм.Проще говоря,греки жили не посредствам:отсутствие серьёзной промышленности сопровождалось мощным развитием профсоюзов,а принятые на себя властями социальные обязательства не подкреплялись поступлениями в бюджет.

      России  следует извлечь уроки из греческого кризиса.Сегодня наши руководители много говорят о социальных обязательствах,хотя эти обещания заведомо нереальны для страны с нашим уровнем развития. Нынешний социально ориентированный бюджет-сильнейший тормоз развития нашей страны.Если смотреть на вещи трезво.Россия находится на 50-70-м месте в мире по уровню развития.А значит  и уровень социальной защищённости может быть зафиксирован на таком же уровне.В условиях роста чиновничей орды и армии других бюджетополучателей все работающие вынуждены платить возрастающий объем налогов.

      Схема отношений государства с налогоплательщиками  известна:примерно 80 % налогов выплачиваются юридическими лицами и лишь 20% физическими.Тем временем в развитых странах все наоборот:примерно 70-80% налогов платят граждане и лишь 20-30%-компании.И в этом заложен глубокий смысл.Граждане гораздо более осмысленно относятся к налогам.Ведь любой призыв к росту госрасходов человек немедленно проецирует на себя: «Сколько новых налогов с меня соберут ? »  В большинства странах налоги составляют примерно 80 % госдоходов , любое их увеличение-это усиление налогового бремени.Ведь других источников доходов у государства почти нет.Вот тут-то и должен включиться защитный клапан:как только становится известно,что государство собирается кого то «поддерживать», «кому-то помогать» ,значит деньги оно возьмет именно у граждан,в виде налогов.И в какой то момент гражданам это перестает нравится.В итоге меняются правящие партии, уходят в отставку правительства,перестраиваются планы развития-работает обратная связь.

      В России же возникшая система до сих пор маскируется гримассами социализма: налоги в основном платят юрлица,что позволяет рассказывать людям сказки о низком уровне налогооблажения в стране.На Западе человек получает деньги,а затем сам платит налоги.Заработав,скажем,две тысячи долларов в месяц,восемь сотен придется отдать в бюджет.В итоге на жизнь останется тысяча двести.Всё четко и ясно. Таким образом,любое увеличение бюджетеных расходов человек немедленно ощутит на себе,а занимаемая им гражданская позиция приобретает ярко выраженную экономическую окраску. «Голосуя за увеличение госзатрат,лично я готов расстаться еще с парой сотен долларов,так что в моем кошельке останется всего тысяча.»

      В Росси работающий может получать ту же самую тысячу долларов,но при  этом не имеет ни малейшего понятия,сколько  денег у него уже отобрали в  виде налогов.В лучшем случае он знает  об «очень низком» подоходном налоге в 13 %.На самом же деле для того,чтобы заплатить человеку эту тысячу,работодатель должен был,кроме упомянутых 13 % подоходного налога,перечислить в бюджет множество других выплат.Прежде всего взносы в социальные фонды -34 %.А ведь помимо зарплатных налогов,с работоджателя требуют и другие-налог на прибыль (20%),НДС (18%),налог на имущество и.т.д.

      Обычный человек этого не видит.Он получил  свою тысячу долларов и не знает,что  ещё почти столько же отобрало государство.А потому ругают «плохого»  и «жадного» работодателя,попутно голосуя за мудрую власть.

      Специалисты давно говорят о необходимости  изменить акценты в российском налогоблажении,сделав ключевыми плательщиками не юридических а физических лиц.Однако чиновники не хотят слышать этих доводов.Ведь в таком случае придется честно отвечать перед электоратом,куда и на что потрачены заработанные людьми деньги.И есть опасения,что ответы могут совершенно не устроить избирателей. 
 
 

     3. Особенности финансовой  политики в РФ.

     В России проводится специфический тип  финансовой политики, характеризующийся жестким принудительным воздействием государства на сферу денежного обращения, государственные расходы и доходы бюджетных отраслей и учреждений. В отношении частного сектора реализуется политика либерализации, что, однако, не должно было бы противопоставляться государству, особенно в условиях глобализации мировой экономики и финансовых процессов.

     Эффективность финансовой политики характеризуется  критериями, которые выражают степень  реализации стратегической (главной) целевой  функции этой политики с учетом ее типологии и фактора времени. Оценка зависит от того, кто является ее главным творцом, с каких позиций она оценивается.

     Критерием эффективности финансовой политики должна стать степень реализации целей и задач, обозначенных в президентском послании Федеральному Собранию РФ: как минимум удвоение ВВП до 2010 г.; создание современной сильной российской экономики и эффективного государства; преодоление бедности. Эти цели преломляются в системе настройки финансовых инструментов, направленности и росте потенциала бюджетных потоков, возрастающем использовании ресурсов страны в решении задач развития социально-трудовой сферы. Социальные критерии эффективности финансовой политики так же приоритетны, как и обеспечение эффективного баланса финансовых потоков от сферы производства товаров и услуг к бюджетной системе (налоги) и от бюджетной системы к отраслям национальной экономики (возврат части ресурсов на восстановление и развитие доходообразующих отраслей). Бюджетная система - это посреднический механизм, обеспечивающий интересы развития производственно-трудовой сферы, социальной сферы и сектора домашних хозяйств (населения).

     За  тенденцией сокращения государственных  доходов и расходов следует свертывание  программ поддержки новых отраслей, выравнивания социально-экономического развития регионов, наступление на реальные доходы населения. Из источников их формирования изымаются социальные трансферты, а в расходы населения включаются новые затраты, связанные с так называемой политикой модернизации бюджетной сферы и структурными реформами в российской экономике.

      Жесткая ограничительная бюджетная политика проводится в отношении как федерального бюджета, так и региональных и  местных бюджетов, самостоятельность  которых, несмотря на все усилия по разграничению полномочий, сужается, в том числе и посредством установления и требований исполнения федеральных стандартов.

     Если  многие страны идут по пути "социализации" своих бюджетных расходов, то в  России проводимая финансовая политика породила противоположную тенденцию. Факторы социальной политики приобретают все большее значение в обеспечении поступательного развития стран с рыночной экономикой. Объективная потребность в перераспределении ресурсов через механизмы бюджетной системы отражается в высокой доле социальных программ в валовых расходах бюджетов центрального правительства.

     Чтобы преодолеть негативные тенденции в  социальной политике, необходимо изменить типологию финансовой политики, усилить  ее положительную социальную функцию. Эффективная финансовая политика должна стать рычагом формирования в России социально ориентированной рыночной экономики.

      Основные  цели финансовой политики:

      1) Повышение объема и эффективности  использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для  проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

      2) Оздоровление и структурная перестройка  экономики: повышение в общем  объеме производства доли отраслей  второй группы, снижение затрат  на ВПК, упорядочивание денежного  обращения, и в перспективе  восстановление конвертируемости рубля.

      3) Достижение более высокого уровня  жизни населения на основе  развития отраслей промышленности  и сельского хозяйства. Социальная  направленность финансовой стратегии  проявляется не только в изыскании  возможностей увеличения финансовых  ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики . Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

      Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимание уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения.

      Ведущие экономисты разделяют финансовую политику на два вида: политика экономического роста (стимулирующая),политика ограничения деловой активности (сдерживающая),

      Под первой, то есть политикой экономического роста (стимулирующая) понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

Информация о работе Финансовые отношения и финансовая система РФ