Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 10:20, курсовая работа
Целью данной курсовой является раскрытие закономерности развития финансовых отношений в финансовой системе; определение значимости налогов в финансовой системе.
Задачами работы является раскрытие сущности, функций, финансовых отношений, финансовой системы, налогов и финансовой политики.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
1. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура …. 4
2. Сущность, виды и функции налогов ………………………………………..11
3. Особенности финансовой политики в РФ ………………………………….18
Практикум ……………………………………………………………………….27
Заключение ………………………………………………………………………29
Список литературы …………………
Местный бюджет имеет такую же структуру, как и центральный. Он включает доходы и расходы местных органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали.
Доходная часть местного бюджета формируется за счет налоговых поступлений, являющихся собственностью местных органов власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов.
Местные налоги, как правило, подразделяются на несколько групп. Первую группу во всех странах составляют налоги, которые используются исключительно для формирования местного бюджета. Вторая группа отражает специфику налоговой системы страны. Особую группу налогов, поступающих в местный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей и выдачу лицензий.
Доходная часть местных бюджетов недостаточна для финансирования деятельности местных органов власти. Поскольку их деятельность связана не только с выполнением местных задач, но и участием в выполнении общегосударственных программ, правительство из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий.
Основной источник финансов государственных предприятий определяется их взаимоотношениями с центральным правительством. С одной стороны, они, как и все фирмы и компании страны, обязаны платить налоги в государственный и местный бюджет, с другой – получают субсидии из центрального бюджета для финансирования своей деятельности. Во многих странах в целях обеспечения формирования финансов государственных предприятий центральные правительства законодательно уменьшают им налоги (или совсем освобождают от уплаты налогов).
Главной особенностью государственных предприятий является их обычно невысокая рентабельность, хотя в отдельных фирмах эффективность производства не уступает частным предприятиям.
Специальные
правительственные фонды –
Эти
фонды создаются с целью
Правительственные фонды отличаются друг от друга в зависимости от срока действия, цели использования, правового положения.
Как правило, действие многих фондов ограничено во времени. После разрешения конкретной задачи необходимость в конкретном фонде отпадает. Такие фонды называются временными. Другие создаются на длительное время. Их называют постоянными.
В зависимости от цели использования государственные специальные фонды подразделяют на следующие:
• научно-исследовательские;
• экономические;
• социальные фонды;
• фонды личного и имущественного страхования;
• военные фонды;
• инвестиционные фонды.
Государственный внебюджетный фонд – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными органами в форме закона аналогично закону об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.
Сущность и роль государственных финансов в жизни общества проявляются в их функциях: мобилизационной, распределительной и контрольной.
- Контрольная функция государство контролирует эфективность использования финансовых средств
- Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для государственных нужд. В результате в руках государства сосредотачиваются огромные ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.
- Распределительная функция связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства. Государство активно перераспределяет национальный доход, пытаясь сформировать оптимальное соотношение между накоплением и потреблением в конкретных хозяйственных условиях. Доля перераспределяемого дохода во многом определяется выбором правительством модели развития рыночного хозяйства.
Выбор наилучшей для страны финансовой политики как совокупности мероприятий по использованию финансов для решения задач, стоящих перед обществом, существенно влияет на экономический рост.
2. Сущность, виды и функции налогов.
Налоги издавна служили основным источником денежных ресурсов государства.
Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.
Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:
- твердые
ставки устанавливаются в
- пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учёта изменения его величины.
-прогрессивные ставки повышаются по мере возрастания величины объекта обложения.
-регрессивные
ставки снижаются по мере
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.
Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки уменьшить количество видов налогов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы станут менее заметными и чувствительными для населения.
Рассмотрим классификацию налогов:
1.По методу взимания существуют прямые налоги и косвенные.
Прямые
налоги платятся субъектами налога непосредственно
и прямо пропорциональны
При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Так, например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог.
Воздействие прямых и косвенных налогов на экономику не одинаково прямые налоги в большей степени регулируют экономику,а косвенные налоги пополняют государственную казну.Когда увеличиваются косвенные налоги это прежде всего отражается на населении.
В развитых странах преобладает прямое налогооблажение.
2.По уровню зачисления в бюджет:
-федеральные
налоги (НДФЛ,НДС,налог на
-региональные налоги (транспортный налог,налог на игорный бизнес,налог на недвижимость и др.)
-местные налоги (налог на землю,местные лицензионные сборы и др.)
Налоги выполняют следующие функции:
Социальная
функция налогов проявляется
и непосредственно через
При помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая или понижая налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Так предоставление налоговых льгот отраслям промышленности или отдельным предприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогами, часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А не облагая налогами, часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем.
Главным
среди налогов, взимаемых с юридических
лиц, является налог на прибыль предприятий.
Его применение вызвано тем, что в условиях
рыночного хозяйствования роль прибыли
существенно возрастает; она становится
важнейшим объектом воздействия государства.
Налог на прибыль должен использоваться
не только в фискальных целях, но и
для создания заинтересованности
предприятий в повышении эффективности
производства улучшении его
материально - технической оснащенности.
К сожалению, система исчисления налога
ориентирована в основном на фискальный
эффект.
Банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах, уплачивают в бюджет подоходный налог.
Наличие разных форм собственности, экономическое соперничество вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество предприятий - неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории государства. При его взимании реализуются и фискальная, и экономическая функции налога. Первая - благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции; вторая -через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождается от излишнего, неиспользуемого имущества.
Информация о работе Финансовые отношения и финансовая система РФ