Финансовые отношения и финансовая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является раскрытие закономерности развития финансовых отношений в финансовой системе; определение значимости налогов в финансовой системе.
Задачами работы является раскрытие сущности, функций, финансовых отношений, финансовой системы, налогов и финансовой политики.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3
1. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура …. 4
2. Сущность, виды и функции налогов ………………………………………..11
3. Особенности финансовой политики в РФ ………………………………….18
Практикум ……………………………………………………………………….27
Заключение ………………………………………………………………………29
Список литературы …………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 2 Экономическая теория.doc

— 679.00 Кб (Скачать)
 
 

               СОДЕРЖАНИЕ

Введение   ……………………………………………………………………….. 3                                                                                                       

1. Финансовые  отношения и финансовая система:  сущность и структура …. 4

2. Сущность, виды и функции налогов ………………………………………..11

3. Особенности  финансовой политики в РФ ………………………………….18

Практикум ……………………………………………………………………….27

Заключение  ………………………………………………………………………29

Список  литературы …………………………………………………………...…31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      

                                                             

Введение 

          Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику,

обеспечить выполнение своих социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя широкие возможности воздействия на все эти явления посредством финансового механизма.

            Финансы обеспечивают прозрачность деятельности государства, дают возможность осуществлять слежение рублем за всеми процессами в государстве и обществе . Финансы пронизывают все стороны государственной деятельности, позволяют сохранять федеративную форму государственного устройства. Используя финансово-правовые механизмы, государство реализует не только экономическую, но и иные публичные функции.

             Финансовая система государства  является отображением форм и  методов конкретного использования  финансов в экономике и соответственно  к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею. Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использование фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев. финансовая политика государства является в нынешних условиях главным фактором выхода из кризиса, организации экономического развития, именно она совершенствует рыночные отношения и обеспечивает решение социальных вопросов.

       Целью данной курсовой является раскрытие  закономерности развития финансовых отношений в финансовой системе; определение значимости налогов в финансовой системе.

       Задачами  работы является раскрытие сущности, функций, финансовых отношений, финансовой системы, налогов и финансовой политики. 
 
 
 
 

     1.Финансовые  отношения и финансовая система: сущность и структура.

        Финансовая система - это совокупность финансовых учреждений и финансовых рынков, обеспечивающих с помощью различных финансовых инструментов формирование и использование денежных средств государства,организаций и домашних хозяйств. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам.Субъектами Финансовых отношений являются предприятия,домашние хозяйства и государство. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. 

      

     Через финансовый механизм государство образует фонды денежных средств, которые используются для выполнения различных функций в экономической, социальной и политической сферах.

В системе  произведённых отношений финансы  функционируют посредством денег, служат элементом воздействия на хозяйственные процессы, а также являются средством формирования экономических интересов предприятия (фирм, отраслей, регионов).

     Финансы, как экономическая категория  представляют собой экономические  отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения  и использования денежных фондов для обеспечения общественных потребностей. Совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов, образует финансовые отношения.

      Финансовые  отношения – понятие более  узкое, чем денежные отношения; они являются их составной частью. Если денежные отношения охватывают все экономические отношения, связанные с выполнения функций денег, то финансовые отношения связанны с движением фондов денежных средств производственного и непроизводственного назначения.

    В финансовые отношения не входят денежные отношения, связанные с товарным и денежным обращением в розничной  торговле; с оплатой транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных и  прочих услуг, с движением денег  при их дарении и наследовании.

    Система финансовых отношений включает:

  1. денежные отношения, складывающиеся между предприятиями как хозяйствующими субъектами. Они заключаются во взаимных платежных обязательствах поставщиков и покупателей, системе штрафных санкций за их нарушение, материальном вознаграждении за выполнение особых требований заказчика и пр.;
  2. денежные отношения, складывающиеся между государством и предприятиями. Они охватывают систему платежей в госбюджете, отчисления в различные фонды и организации отраслевого и территориального уровней;
  3. денежные отношения между предприятиями и банковской системой, возникающие по поводу получения и погашения кредитов;
  4. денежные отношения, складывающиеся внутри предприятий:

        1) между предприятием в целом  и его структурным подразделениями;

        2) между предприятием и работниками по поводу оплаты и труда;

  1. денежные отношения между государством и населением по поводу получения выплат и льгот из общественных фондов потребления и т.д.

Особое  место в системе финансовых отношений  занимают государственные финансы.Государственные финансы это особая сфера экономических отношений связанная с распределением и потреблением части совокупного общественного продукта в целях образования денежных фондов,необходимых государству для осуществления его функций.

     Центральное звено в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

     В силу своего особого положения государственный  бюджет взаимодействует с другими  звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она  производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

     Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.Примерная схема доходов и расходов государственного бюджета (в %)

Доходы
Налоговые поступления :налог на доходы,НДС,акцизы и др. 75 – 85
Не  налоговые поступления: государственное предпринимательство. 15-25
Доходы от  приватизации государственного имущества 10-12
Займы :у населения,предприятий,других государств До 5
 
 
Расходы
Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия. 40 – 50
Затраты на хозяйственные нужды: инвестиции,дотации,льготы,государственные программы 10 – 20
Расходы на оборону 10 – 15
Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и проч. 5 – 10
Платежи по государственному долгу. до 5
Расходы на экологию 2
 

      Существует три состояния государственного бюджета:

      - сбалансированный бюджет (доходы = расходы)

      - профецит (доходы превышают расходы)

      - дефицит (превышение расходов  над доходами)

      В свою очередь различают структурный  и циклический дефицит бюджета.

      - Циклический дифицит-результат циклического падения производства (зло для экономики)

      - Структурный дефицит-возникает в  результате сознательно принимаемых  правительством мер по увеличению  государственных расходов и снижению  налогов с целью предотвращения  спада производства то есть это продукт здравой государственной политики по стабилизации экономики.

      Существует  три концепции балансирования бюджета  это

      1.Ежегодное  балансирование (выполнение ежегодного  равенства доходов и расходов).Практика  показала,что этот метод ведёт  к обострению циклических колебаний.(концепция не разумна)

      2.Балансирование  по циклу:поддерживают равенство  доходов и расходов за промышленный  цикл 3-4 года.Применяется в России (то есть если в экономике  наступает кризис то государство  всячески поддерживает её)

      3.Концепция функциональных финансов : то есть балансирование экономики,а не бюджета.Главное обеспечить экономический рост,уменьшить безработицу,инфляцию,а стабильное развитие экономики,может сопровождаться как дифицитом,так и профицитом бюджета.Эта концепция применяется в развитых странах.

      Существуют  способы покрытия дефицита государственного бюджета

      - выпуск новых денег (эмиссия денег) это инфляционный источник в результате которого появляется сеньораж-доход государства от печатания денег.

      -     займы внутренние и внешние.

      -     рост налоговых поступлений

      - сокращение расходов на социальную  сферу,фундаментальную науку,содержание  государственного аппарата,культуру  и.т.д.

      Использование государственного бюджета в рыночной экономике определяется созданием наилучших условий для функционирования рыночной системы. Это охрана института частной собственности, обеспечение условий для мобильности ресурсов, поддержание социальной стабильности общества, формирование конкурентной среды, направляющей производство на потребности покупателей

     Составными  частями местных финансов являются: местные бюджеты, местные фонды  специального назначения и финансы  муниципальных предприятий.

Информация о работе Финансовые отношения и финансовая система РФ