Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 18:35, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть, что представляют собой финансово-промышленные группы, выявить их значение и влияние на экономику страны. Также нужно подвергнуть анализу объективные условия, вызвавшие острую необходимость формирования финансово-промышленных групп в нашей стране. Необходимо также отразить их развитие в России, отметить существующие проблемы. Особенно важно при этом руководствоваться опытом зарубежных стран, где сращивание финансового и промышленного капиталов происходит уже довольно длительное время.
Введение……………………………………………………………………………………………3
1. Понятие финансово промышленных групп………………………………………………4
1. Сущность финансово промышленных групп..………………………………………..4
2. Типы и структура финансово промышленных групп групп………………………....4
3. Особенности формирования и функционирования ФПГ в России……………….....7
4. Проблемы, решаемые финансово-промышленными группами……………………...8
2. Становление финансово-промышленных групп России………………………………..10
1. Создание финансово-промышленных групп в России……………………………...10
2. Финансово-промышленные группы России в настоящее время…………………...11
3. Мировой опыт развития финансово-промышленных групп………………………..11
3. Финансово-промышленные группы в российской экономике…………………………13
1. Финансово-промышленные группы в российской экономике……………………...13
2. Анализ практики создания ФПГ в России…………………………………………...15
3. Внешние и внутренние источники финансирования финансово-промышленных групп …………………………………………………………………………………...17
4. Взаимодействие ФПГ в России с государством …………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………………………………22
Приложение………………………………………………………………………………………...23
Список использованной литературы……………………………………………………………..25
Большинство
промышленных ФПГ официально зарегистрированы,
в то время как большинство
банковских ФПГ являются неформальными
(двумя важными исключениями являются
группа “Роспром”, возглавляемая банком
“Менатеп”, и группа “Интеррос”, возглавляемая
ОНЭКСИМ-банком). Промышленные ФПГ обычно
формировались на основании хозяйственных
связей, существовавших в социалистической
экономике. Их учредителями, как правило,
выступали бывшие советские промышленные
министерства или крупные промышленные
компании. В обоих случаях компании,
входящие в ФПГ, могут интегрироваться
по вертикальному или
В этой связи можно указать на важный момент, по которому различаются официально зарегистрированные и неформальные ФПГ, - это степень интеграции5. Интеграция в неформальных группах основана на перекрестном участии в собственности, в то время как координация деятельности членов официально зарегистрированных групп осуществляется посредством долгосрочных контрактов. Таким образом, интеграция в официально зарегистрированных группах является менее глубокой. Вместо взаимного обмена акциями члены официально зарегистрированных финансово-промышленных групп заключают соглашения о сотрудничестве, которые помогают им координировать свою деятельность и обеспечивают заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности друг друга.
Однако
можно отметить четко выраженную
эволюцию отношений между компаниями,
которые являются членами официально
зарегистрированных групп, в сторону
перекрестного участия в
Таким образом, совокупность независимых компаний и компаний - членов неформальных ФПГ может в целом вести себя почти так же, как совокупность компаний -- членов ФПГ.
На базе информации о структуре собственности разделим неформальные ФПГ на три категории:
- банковские
группы (где центральная роль
в осуществлении интеграции
3.2
Анализ практики
создания ФПГ в
России
Процесс создания нынешних ФПГ идет по двум основным направлениям: объединение с целью производства преимущественно одного определенного товара или формирование ФПГ по типу отрасли (подотрасли).
При формировании ФПГ по первому направлению - с целью производства определенного товара или группы товаров - очевидной будет возможная уязвимость группы как таковой: конкуренция на рынке может вытеснить ФПГ с него. В особенности это касается ее центральной компании. При этом, другие участники, имеющие возможность сохранять самостоятельность вне деятельности в рамках ФПГ, оказываются более устойчивыми к колебаниям рыночной конъюнктуры (при условии, конечно, что они не являются фактическими придатками ФПГ, а могут параллельно с участием в ней диверсифицировать собственную производственную деятельность). Однако, любая самостоятельность, а вместе с тем и независимость любого участника от самой ФПГ, в целом существенно ограничивается принципом солидарной ответственности их по обязательствам центральной компании.
При формировании ФПГ по типу определенной отрасли с диверсифицированной деятельностью очевидной становится проблема сложности принятия решений ее управляющим центром: проблема синхронизации-взаимодействия всех участников ФПГ. Но, с другой стороны, достигается большая устойчивость на рынке ФПГ в целом. В любом случае формирование конкретной ФПГ может идти как по вышеуказанным путям, так и при их различном сочетании. С точки зрения структурной организации ФПГ цели и способ ее формирования определяют прежде всего то, каким образом должны быть объединены активы участников и, как следствие, каким должен быть консолидированный баланс участников ФПГ.
Действующие финансово-промышленные группы, как правило, специализированные, "универсальных" ФПГ довольно мало. Исключение составляют Уральские заводы (телекоммуникации, приборостроение, оборудование, стройматериалы), Восточно- Сибирская группа (добыча нефти и газа, электроэнергетика, химическая промышленность) и Сокол (автокомплектующие, топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, стройиндустрия, радиоэлектроника). Также практически единственной ФПГ, по составу своих участников обладающей признакам создания замкнутой технологической цепи, является Магнитогорская сталь (добыча железной руды, металлургия, переработка лома, производство автомобилей и технологического оборудования). Остальные же ФПГ по специализации узко направлены: Драгоценности Урала (добыча и обработка драгметаллов и драгкамней), Объединенная горнометаллургическая компания (черная металлургия), Скоростной флот (судостроение), Нижегородские автомобили (автомобилестроение) и пр.
Из-за своей производственной направленности зарегистрированные ФПГ до сих пор мало интересны отечественным финансовым структурам: производство малорентабельно. Спекулятивный капитал сюда, естественно, не идет, а отечественные инвестиционные ресурсы до кризиса размещались в основном в государственные ценные бумаги (ГКО, ОФЗ) и другие надежные финансовые инструменты. Поэтому в качестве кредитно-финансовых учреждений, участвующих в ФПГ, выступали, как правило, крупные российские банки. Среди них были наиболее активны Промстройбанк (Магнитогорская сталь, Приморье), Российский Кредит (Святогор, Русхим), Автобанк (Нижегородские моторы, Святогop ). Каковы же сегодня основные направления интересов при вложениях средств в производство и их ведущие "операторы". Во-первых, это может быть экспортно-
ориентированное предприятие (отрасль). Пиковыми являются топливно-энергетический комплекс, цветная металлургия и пр. Примером тому служит ФПГ Магнитогорская сталь. Во-вторых, естественный монополист (ФПГ Нижегородские автомобили), требующий модернизации и при определенных затратах способный обеспечить стабильные доходы. Другими словами, прежде всего, - металлургия, энергетика, машиностроение. В третьих, неразвитая экономическая ниша в народном хозяйстве - пищевая промышленность, отдельные сектора электронного производства, заполнение которой сулит значительные перспективы. Пример ФПГ Скоростной флот, инициируемый концерном Гермес. Данная составляющая ФПГ является своего рода экономической "приманкой для потенциального инвестора".
Важнейшая составляющая ФПГ - коммерческий банк, обеспечивающий финансовые перетоки (и от этого уже имеющий выгоду). Как правило, он участвует в инвестировании и операциях от лица группы на фондовом рынке. Зачастую, основная цель участия такого банка - просто попользоваться частью инвестируемых в ФПГ ресурсов. То есть, его интерес сводится главным образом либо к пополнению оборотного капитала, либо к захвату потенциально прибыльных секторов промышленности и сельского хозяйства. Это, однако, не означает, что банки рвутся в ФПГ. Им интересны только те сектора производства, где отдача действительно видна и близка.
Коммерческие банки, так или иначе участвующие в ФПГ, можно разделить на три большие группы. Первую составляют крупные российские коммерческие банки, которые предпочитают ФПГ перспективных отраслей, т.е. тех же экспортеров (прежде всего - "сырьевиков") и монополистов. Это - Промстройбанк, Автобанк, Российский кредит, Инкомбанк. Менее типичным для этой группы банков является участие в ФПГ, создаваемых для "разработки" новых экономических ниш или неразвитых секторов народного хозяйства (ФПГ Скоростной флот, Российский авиационный консорциум).
Вторую группу банков, участвующих в ФПГ, составляют также крупнейшие банки, но интересы у них другие - создание собственных мощных конгломератов. Этого рода финансово-промышленные группы (ФПГ Менатеп, Группа МОСТ, МАПО, ГУТА и пр.) служат лишь иным юридическим оформлением активов банка, размещенных за пределами финансовой сферы. Инициаторами создания таких ФПГ выступают сами банки, каких-либо технологических или производственных связей между предприятиями, как правило, не существует. Инвестиционные проекты протекают на тех же принципах, что и в связках "банк - дочернее предприятие" или "банк - привилегированный заемщик". Другими словами, данные ФПГ - набор различных предприятий, принадлежащих центральной компании - коммерческому
банку.
Третью группу банков-участников ФПГ составляют относительно малые. Как правило, такой банк региональный или дочерний по отношению к другому участнику финансово-промышленной группы. Функции этих кредитно-финансовых учреждений достаточно номинальны и в лучшем случае сводятся к чисто расчетным (обслуживание платежей). В ФПГ они приглашаются потому, что наличия банка требует закон. Обычно критерием выбора банка в таких группах (ФПГ Сибирь, ИСТ и др.) является принцип "лишь бы не мешал".
Ранее
уже отмечалось, что российский капитал
в отечественное производство не
идет - нерентабельно. Поэтому
особенностью создания финансово-промышленных
групп является то, что их инициатор,
как правило, изначально не ориентируются
на финансовые ресурсы своих
участников. Кредитно-финансовые
учреждения в группах выступают
либо посредниками, либо
накопителями и распорядителями чужих
денег. Источники же финансирования
внешние.
3.3
Внешние и
внутренние источники
финансирования
финансово-промышленных
групп
Роль финансово-промышленных групп далеко не исчерпывается привлечением инвестиций в производственную сферу, однако, именно такая задача ставится во главу угла как российским законодательством, так и инициаторами создания ФПГ. Правовая политика государства (см. закон о ФПГ и иные соответствующие нормативные акты) пытается создать наиболее благоприятные условия для стратегических инвесторов, видя в этом один из решающих факторов для развития такого рода конгломератов. При этом, несмотря на широкий спектр льгот, предоставляемых участникам финансово-промышленных групп, правительству удавалось все же последовательно исключить наиболее дорогостоящие из предложений промышленников. Зачет задолженности
предприятий-участников
ФПГ в условиях инвестиционного
конкурса, право самостоятельного
определения сроков
амортизации, управление
государственными пакетами акций, государственные
гарантии и инвестиционные кредиты
- все или почти все это уже было в президентском
Указе 1993 г. И сейчас можно уже
считать доказанным, что такой "ассортимент"
льгот не смог стать привлекательным
настолько, насколько это нужно
производящей части ФПГ. Другими словами,
напрашивается вывод: любая ФПГ
- это прежде всего "штучный
товар" и государство подходит и в
дальнейшем будет подходить к предоставлению
льгот финансово-промышленной группе
только индивидуально.
Внешнее
Кредитование
Речь здесь идет прежде всего о коммерческом кредите банков. ФПГ или отдельный ее участник под гарантию банка группы, залог части своих активов или гарантирование со стороны третьих лиц способны получить такой кредит на условиях, отличающихся для любого иного заемщика. Льготная процентная тавка либо условия предоставления и возврата возможны лишь в случае, когда заемщиком выступает крупная финансово-промышленная структура, располагающая значительными производственными мощностями. Соответственно, риск невозврата кредита снижается: часть активов участников ФПГ при их продаже покроет любую дебиторскую задолженность. Кроме того, сам заемщик, именуемый "ФПГ", в силу своего наименования изначально может рассчитывать на приоритетное кредитование со стороны банковских организаций. А коль скоро сам процесс создания группы требует определенного лобби в органах государственной власти, то центральная компания или иной участник ФПГ вправе рассчитывать на определенную протекцию от них.
С
другой же стороны, следует
иметь ввиду то обстоятельство,
что коммерческие банки до сих пор относятся
к производителю как второсортному
заемщику: низкая рентабельность деятельности
при, как правило, сомнительных перспективах
своевременной реализации продукции.
Конкретным подтверждением плачевного
опыта такого сотрудничества
банка с промышленностью служат
результаты деятельности Московского
межрегионального коммерческого
банка (ММКБ), являвшегося ранее отделением
Промстройбанка. По всем рейтингам ММКБ
входил в первые двадцать крупнейших банков
России. Кредитуя в приоритетном
порядке оборонные предприятия,
финансирование которых
осуществляется Государством, банк летом
1996 г. был ликвидирован. Отсутствие
в бюджете средств на расчеты по госзаказам
привело к тому, что "оборонка"
не смогла рассчитаться за полученные
от банка кредиты. При этом, специально
созданная ЦБР комиссия по выводу
из кризиса ММКБ работала
более года. Другими словами, в течение
всего указанного срока государство так
и не не смогло рассчитаться
со своими оборонными
подрядчиками, а последние,
соответственно, - с ММКБ.