Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:16, курсовая работа
Концентрация производства представляет собой объективный процесс сосредоточения средств производства, рабочей силы и объема выпускаемой продукции на крупных предприятиях.
Определяющим мотивом концентрации производства является увеличение объема получаемой прибыли.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие монополии в экономической теории…………………….7
1.1.Сущность и формы монополистических объединений…………………..7
1.2. Естественная (чистая) монополия и конкуренция……………………12
1.3.Определение объема производства, цены и максимизация прибыли….15
1.4. Ценность естественной монополии с точки зрения общества………16
Глава 2 Роль естественной монополии в российской рыночной экономике и государственное регулирование……………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………28
Список литературы…………………………
Эти естественные монополии даже в условиях всеобщего экономического кризиса, остановки и несостоятельности большинства промышленных предприятий доказали свою жизнеспособность и высокий уровень экономической эффективности. Именно они определяют лицо России в мировом экономическом хозяйстве.
Сложность регулирования деятельности акционерных обществ в отраслях естественных монополий, заключается в том, что, с одной стороны, они, как и любой другой хозяйствующий субъект имеют целью своей деятельности получение прибыли.
С другой стороны, их монопольное положение на рынке и стратегическая значимость для экономики и интересов безопасности государства требуют проведения такой политики, приоритетами которой являются интересы государства и населения.
На 2006- 2007 доля государства в акционерном капитале РАО «ЕЭС России» - составляет 53%, в РАО «Газпром» - 40%.
В то же время пакет акций, находящийся у иностранных акционеров РАО «ЕЭС России» увеличивался до последнего времени достаточно быстрыми темпами и составил на сегодня 30,8%.
Стихийное развитие данных процессов могло бы привести к потере государственного контроля в этих обществах и к возрастающему влиянию на их политику иностранных акционеров.
Дальнейшее увеличение доли акций иностранных акционеров в РАО «ЕЭС России» и снижение доли государства поставило бы под угрозу самостоятельность РАО «ЕЭС России» и приоритет национальных интересов в политике РАО.
Государственное регулирование означает приоритетность интересов государства в экономической политике данных обществ, включая вопросы сбыта, ценообразования, расчетных отношений, экспортной политики.
В условиях отсутствия базового закона, регулирующего деятельность акционерных обществ со значительной долей государства в отраслях естественных монополий, значительной долей государства, для решения необходимых и неотложных, отмеченных выше проблем.
Законодательный процесс стал развиваться по пути принятия частичных законов и внесения изменений и дополнений в уже действующие законодательные акты. Наиболее защищенным обществом с точки зрения законодательного обеспечения стало РАО «ЕЭС России», но в дальнейшем это не помогло.
С этой целью был разработан и принят федеральный закон «Об особенностях распоряжения акциями Российского акционерного общества энергетики и электрификации РАО ЕЭС России и акциями других акционерных обществ электроэнергетики, находящихся в Федеральной собственности».
Этот закон был принят через преодоление вето Президента, что отражает высокий накал противоречий различных интересов вокруг проблем, решаемых этим законодательным актом[7].
1. Прежде всего, закон устанавливает, что контрольный пакет РАО «ЕЭС России» и других акционерных обществ электроэнергетики должен находиться у государства, то есть доля акций государства (федеральный пакет) в акционерном капитале РАО «ЕЭС России» и других обществ электроэнергетики должна составлять 51% .
2. Закон разрешает противоречие между федеральным характером контрольного пакета акций РАО «ЕЭС России» и необходимостью учета интересов субъектов Российской Федерации в деятельности данного общества через передачу 33 процентов голосов по акциям РАО, находящимся в федеральной собственности, субъектам Российской Федерации пропорционально потребляемой электроэнергии.
3. Закон вводит ограничения (до 25 %) на объем акций РАО «ЕЭС России», который может находиться в собственности иностранных институтов, юридических, физических и аффинированных российских юридических лиц.
Нельзя не видеть несовершенство данного закона, которое тянет за собой необходимость внесения изменений и дополнений в целую серию законодательных актов и самого закона.
Прежде всего, жесткое закрепление за государством пакета акций в 51 процент вряд ли целесообразно, поскольку при изменении экономической ситуации могут возникнуть условия, в том числе финансовые, для расширения государственного пакета акций. Более того, представляется, что наиболее оптимальным, с точки зрения интересов государства, был бы 75 процентный пакет акций в руках государства, чтобы исключить блокирование решений государства в органах управления РАО.
Поэтому целесообразно было бы в законе установить, что не менее 51 % акций РАО ЕЭС России должно находиться в руках государства, тем более что уже сегодня пакет акций государства составляет 53 %, и подталкивание к его сокращению нецелесообразно.
Далее, принятие половинчатого решения о передаче голосов по акциям из федерального пакета субъектам Российской Федерации предполагает следующий шаг - законодательное закрепление права на консолидацию голосов субъектов федерации и связанный с этим механизм (право) пропорционального представительства в органах управления РАО «ЕЭС России».
Наконец, ограничение участия иностранных акционеров в акционерном капитале РАО «ЕЭС России» долей ниже, чем ее реальный фактический уровень, как это имело место в принятом законе, вряд ли целесообразно и приведет к тому, что данная норма либо не будет работать, либо ее действие приведет к нарушению прав акционеров[8].
Действительно, добиться уменьшения доли иностранных акционеров можно двумя путями: либо через покупку государством требуемого количества акций по рыночному курсу; либо через проведение процедуры дополнительной эмиссии, по сути означающей разводнение капитала. И то и другое нежелательно, поскольку покупка государством акций РАО «ЕЭС» требует дополнительных затрат федерального бюджета; «разводнение же капитала» приведет к изменению пропорций распределения акций у акционеров, что безусловно, нарушает их права.
Пытаясь найти выход в сложившейся ситуации, когда необходимо, с одной стороны, иметь ограничения на допустимую долю акций, находящуюся в собственности иностранных акционеров, а с, другой стороны, не создавать прецедента нарушения прав акционеров, Комитет по вопросам экономической политики выступил с инициативой ввести в закон поправку, суть которой состоит в ограничении объема акций, находящихся в собственности иностранных акционеров уже имеющейся долей, то есть 30 процентов, не допуская ее дальнейшего роста.
Совет Федерации не согласился с предложенной поправкой Комитета по вопросам экономической политики, хотя она представляла собой разумный компромисс. Изменение политической ситуации в России, поставило вопрос о смене экономического курса и вопрос об уровне ограничений на владение акциями иностранных акционеров через какое-то время станет опять актуальным.
Но, ситуация, как показала история - РАО «ЕЭС» прекратило свою деятельность.
Рыночная экономика является инструментом эффективного распределения ресурсов, выявления и увязки взаимных интересов.
Поэтому сферу рыночных отношений необходимо всемерно расширять.
В сфере естественных монополий в потенциально конкурентных секторах следует снимать искусственные барьеры, создавая рыночную среду, а в неконкурентных секторах - вместо конкуренции на рынке вводить конкуренцию за рынок - периодически назначать управляющие компании на конкурсной основе.
При этом сами монополии должны оставаться под эффективным государственным контролем, а при их реформировании должен обеспечиваться жесткий антимонопольный контроль за создаваемыми рынками.
Участники Хартии обязуются способствовать ликвидации во всех потенциально конкурентных сферах ограничений, сдерживающих развитие рыночных отношений, а также содействовать:
установлению порядка изменения тарифов естественных монополий и нормы их максимального повышения за год на основе федерального закона;
назначению генеральных директоров естественных монополий исключительно по итогам открытых конкурсов;
обеспечению полной финансовой прозрачности монополий и аффилированных с ними структур;
принятию законов об имуществе этих монополий, которыми должны сопровождаться их реформы;
достижению полной прозрачности тарифов реформируемых компаний и исключению из них непрофильных расходов;
сохранению единства технологических комплексов в процессе реформ.[9]
Современное антимонопольное регулирование сводится к трем группам мер: административно-правовое воздействие, административно-экономическое и просто экономическое воздействие, проводимое государством.
Список литературы
Борисов Б.Ф. Экономика. М., Финансы и статистика. 2006.
Курс экономической теории. Под ред. М.Н. Чепурина. Киров. 2006.
Любимов Л.Л. Основы экономических знаний. М., ИНФРА-М. 2005.
Носова С.С. Экономическая теория. М., ЭКСМО. 2008.
Носова С.С. Экономика. М., ЭКСМО. 2006.
Экономика для технических вузов. Под ред. Ковалева А.П. Ростов-на-Дону. Феникс. 2006.
Греф Г. «Необходимость реформирования РАО ЕЭС «Россия», обозревателя ИА «Интерфакс» В.В. Пияшева «Энергетика и экономика»//Известия. №78. 2007.
Проблемы развития промышленного комплекса Российской Федерации и меры по экономической поддержке отечественного товаропроизводителя /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №12 (100)- 2006 .
Аналитический обзор РИА РБК Тренд в точке перелома //Экономическая стратегия №2-2007.
2
[1] Б.Ф. Борисов Экономика. М., Финансы и статистика. 2006. с. 67
[2] С.С. Носова Экономика. М., ЭКСМО. 2008. с. 113
[3] Л.Л. Любимов Основы экономических знаний. М., ИНФРА-М. 2005. с. 45
[4] Л.Л. Любимов Основы экономических знаний. М., ИНФРА-М. 2005. с. 46
[5] С.С. Носова Экономика. М., ЭКСМО. 2008. с. 118
[6] Л.Л. Любимов Основы экономических знаний. М., ИНФРА-М. 2005. с. 51
[7] Проблемы развития промышленного комплекса Российской Федерации и меры по экономической поддержке отечественного товаропроизводителя /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №12 (100)- 2006 .
[8] Проблемы развития промышленного комплекса Российской Федерации и меры по экономической поддержке отечественного товаропроизводителя /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №12 (100)- 2006 .
[9] Аналитический обзор РИА РБК Тренд в точке перелома //Экономическая стратегия №2-2007.