Естественные монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Концентрация производства представляет собой объек­тивный процесс сосредоточения средств производства, рабо­чей силы и объема выпускаемой продукции на крупных предприятиях.
Определяющим мотивом концентрации производства яв­ляется увеличение объема получаемой прибыли.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие монополии в экономической теории…………………….7
1.1.Сущность и формы монополистических объединений…………………..7
1.2. Естественная (чистая) монополия и конкуренция……………………12
1.3.Определение объема производства, цены и максимизация прибыли….15
1.4. Ценность естественной монополии с точки зрения общества………16
Глава 2 Роль естественной монополии в российской рыночной экономике и государственное регулирование……………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………28
Список литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

естественные монополии.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Более низкий доход и бо­лее высокие издержки вызывают уменьшение прибыли. На вопрос: какую комбинацию цены и количества выберет чис­тый монополист? — ответ один: это зависит не только от спроса и предельного дохода, но и от издержек.

Стремящийся к прибыли монопо­лист будет производить каждую последующую единицу продук­ции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший при­рост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. Фир­ма будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

1.4. Ценность естественной монополии с точки зрения общества

В условиях свободной конкуренции фирмы постоянно на­ходятся под давлением со стороны конкурентов, которые вы­нуждают их быть внутренне эффективными, чтобы просто выжить.

Конкурирующий монополист считает выгодным продавать меньший объем продукции, но по более высокой цене. Другими словами, монополист считает выгодным ограни­чить выпуск и, следовательно, использовать меньше ресур­сов, что, с точки зрения общества, является оправданным.

Но естественные монополии защищены от конкурент­ных сил, что является благоприятным условием для неэф­фективности. К сожалению, но это так: чем меньше конку­рентов, тем больше неэффективность.

В связи с этим цен­ность естественной монополии, с точки зрения общества, отрицательная. Но общество не может отказаться от ее услуг, так как естественная монополия обеспечивает необхо­димые общие условия для эффективного производства и нормальной повседневной жизни населения. В этом смысле ее общественная ценность положительна и велика.

Естественная монополия способствует научно-техничес­кому прогрессу.

Вопрос: насколько естественная (чистая) монополия спо­собствует научно-техническому прогрессу? Ответ на данный вопрос неоднозначен: имеются две точки зрения.

Первая: чистая монополия более прогрессивна, чем чис­тая конкуренция, потому что ее способность постоянно по­лучать прибыль обеспечивает устойчивое финансирование научных исследований и опытно-конструкторских разрабо­ток. Вторая точка зрения: отсутствие конкурент­ных фирм ослабляет стимул монополиста к нововведениям. При анализе данных позиций возникают следующие вопро­сы:

Действительно ли, что естественные монополии разра­батывают более эффективную технику?

Допустимо ли, что неконкурирующие монополии больше совершенствуют тех­нологию производства, чем конкурирующие производители?

Имеют ли чистые монополии достаточно средств и стиму­лов, чтобы улучшить свою продукцию и удовлетворить по­требительский спрос?

Ответы на поставленные вопросы мож­но получить при исследовании различных моделей рынка. Рассмотрим их подробнее.

Конкурентная модель

Выживание конкурентных фирм зависит от эффективности их деятельности. Однако конку­ренция может лишать фирмы прибыли — основного источ­ника для разработки новой техники или новой продукции.

Прибыли от НТП могут быть недолговечными для осуществ­ляющего нововведения конкурентного производителя. Фир­ма в конкурентной отрасли, внедряющая нововведения, не­редко становится свидетелем того, что многие ее конкурен­ты вскоре начинают дублировать или копировать любую техническую новинку. Практически они будут считать воз­награждения, но не затраты на НТП.

Монополистическая модель

Благодаря барьерам для вступления в отрасль монополист может постоянно получать значительные экономические прибыли. Отсюда чистый мо­нополист будет иметь больше финансовых ресурсов для НТП, чем конкурентные фирмы. Но как насчет стимулов чистого монополиста к техническому прогрессу?

Существует довод, который указывает на то, что вслед­ствие отсутствия конкурентов у чистой монополии нет ав­томатического стимула к НТП. Следовательно, монополист может позволить себе быть неэффективным и вялым. Острое соперничество конкурентного рынка наказывает неэффек­тивных. Неэффективный чистый монополист не встречает этого наказания просто потому, что у него нет конкурентов. У монополий есть все основания довольствоваться существу­ющим положением.

Монополии, обогащаясь за счет остальной части общества, имеют меньше стимулов для НТП, но больше капитала для его осуществления.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2  Роль естественной монополии в рыночной экономике и государственное регулирование

Приоритетными задачами государственной политики в области реформирования естественных монополий на перс­пективу являются:             

—    принятие мер по решению проблемы неплатежей за поставки продукции и оказание услуг естественными моно­полиями;

—    создание необходимых условий для обеспечения пол­ной организационной и финансовой прозрачности деятельно­сти предприятий соответствующих отраслей;

—    обеспечение формирования регулируемых цен и тари­фов на продукцию (услуги) газовой отрасли и электроэнергетики с дифференциацией их по режимам потребления, полной компенсацией обоснованных затрат на производство, а
также постепенным доведением цен и тарифов до уровня, предусматривающего самофинансирование этих отраслей;

—    обеспечение не дискриминационного доступа независи­мых производителей и потребителей к услугам естественных монополий при эффективном антимонопольном регулировании;

—    снижение перекрестного субсидирования различных категорий потребителей.

В этих целях Правительство Российской Федерации на­мерено реализовать комплекс мер по реструктуризации со­ответствующих отраслей с целью четкого разграничения ес­тественно-монопольных и потенциальна конкурентных видов хозяйственной деятельности, созданию благоприятных усло­вий для их постепенной демонополизации. При необходимос­ти будут введены ограничения на процессы вертикальной и горизонтальной интеграции.

В сфере электроэнергетики будут разработаны основ­ные положения по развитию и функционированию рынка электрической энергии (мощности) в Российской Федерации. Для их последующей реализации предполагается осуществить:

—   демонополизацию секторов производства и сбыта элек­троэнергии и развитие оптового и розничного рынков элект­роэнергии;

—   разделение естественно-монопольного и конкурентных секторов в системе электроэнергетики, усиление контроля в естественно-монопольном секторе на всех уровнях, включая реструктуризацию региональных энергетических компаний;

—   развитие единой федеральной сетевой инфраструкту­ры и формирование  технологической инфраструктуры рын­ка электроэнергии, создание соответствующего эффектив­ного механизма государственного контроля;

—              обеспечение условий для деятельности независимых
производителей (продавцов) электроэнергии.

В сфере железнодорожного транспорта разрабо­тана концепция развития структурной реформы железнодо­рожного транспорта, на основе которой будут реализованы следующие меры:

—    упорядочение государственного регулирования тари­фов на железнодорожном транспорте;

—    создание соответствующей правовой базы и разделе­ние в системе железнодорожного транспорта государствен­ных и хозяйственных функций;

—    отделение большей части вспомогательных и обслужи­вающих предприятий, их приватизация, а также выделение объектов социальной сферы, кроме расположенных в мало­населенных районах, передача которых в ведение муници­пальных органов невозможна;

—    разделение естественно-монопольного, конкурентного и потенциально конкурентного секторов в системе железно­дорожного транспорта и усиление государственного контро­ля в естественно-монопольном секторе;

—    обеспечение доступа к производственной инфраструк­туре железнодорожного транспорта всех потенциальных участников перевозочного процесса, дискриминационной ос­нове и формирование впоследствии в рамках конкурентного сектора компаний по перевозке грузов и пассажиров;

— поэтапное прекращение перекрестного субсидирова­ния пассажирских перевозок за счет грузовых.

В области связи Правительство Российской Федерации утверждена  концепция по дальнейшей либерализации рынка телекоммуникаций, в том числе механизма финансирования универсальных услуг связи. Будет совершенствоваться меха­низм регулирования цен (тарифов) на услуги связи, введен раздельный учет телекоммуникационными операторами до­ходов, затрат, активов и обязательств по видам деятельнос­ти.

     При рассмотрении экономической модели чистой монополии  были предложено и утверждено,  что предприятие-монополист не сталкивается с конкуренцией ни в каких формах и полностью контролирует цену выпускаемого товара. Однако насколько реальной является такая ситуация в условиях рыночной экономики развитых стран? Представим себе, что в результате концентрации производства и путем поглощения одних фирм другими одной из фирм удалось монополизировать производство некоторого товара. Рассмотрим некоторые формы конкуренции, которые все же будут оказывать влияние на поведение монополиста при этих условиях:

1.                        Потенциальная конкуренция. Если барьеры для входа в отрасль не являются непреодолимыми, то всегда существует возможность проникновения в отрасль новых фирм. При этом чем выше монопольная прибыль действующей фирмы, тем сильнее будет опасность потенциальной конкуренции.

2.                        Конкуренция нововведений. Этот вид конкуренции особенно важен в настоящее время, в условиях постоянного обновления товарного ассортимента и тенденции к сокращению жизненного цикла товара. В силу этих причин монополист не может чувствовать себя в безопасности, так как угроза конкуренции может возникнуть с самой неожиданной стороны - от небольшой исследовательской фирмы, разработавшей усовершенствованный вариант товара, или из какой-либо весьма далекой в технологическом отношении отрасли, где внедрено тем не менее производство близкого по назначению товара. Единственное, что может сделать монополист в этих условиях, - это попытаться опередить при внедрении нововведений возможных конкурентов, т.е. он вынужден заниматься как качественным совершенствованием товара, так и внедрением новых, более экономичных способов его производства с последующим снижением цены.

3.                        Конкуренция со стороны товаров-заменителей. Существует целый ряд товаров, в той или иной степени заменяющих данный товар. Очевидно, что все производители взаимозаменяемых товаров являются конкурентами, причем, даже если производство любого из этих товаров контролируется только одной фирмой, конкуренция все же сохраняется.

4.                        Конкуренция с импортными товарами. Внутренний рынок каждой страны характеризуется большей или меньшей степенью открытости с точки зрения возможности доступа на этот рынок товаров иностранного производства. Ясно, что в условиях свободной внешней торговли фирма, монополизировавшая производство в масштабах одной страны (или даже нескольких стран), все же не будет ограждена от конкуренции и не добьется абсолютного контроля над рынком.

    Со всеми перечисленными выше формами конкуренции сталкивается возникшая из концентрации производства и незащищенная государственной властью монополия в условиях рыночной экономики, что весьма ограничивает силу этой монополии.

    Иной характер носит монополия в условиях командно-административной системы (имеется в виду отечественная экономика весьма недавнего прошлого). Такая система характеризуется абсолютной государственной монополией, в основе которой лежат три монопольных права: монополия на собственность, монополия на предпринимательскую деятельность и монополия внешней торговли. Свои монопольные права в той или иной области производства государство осуществляет через специально созданные органы управления - министерства и ведомства.

       Министерство не только контролирует производство на действующих предприятиях, но и определяет целесообразность строительства новых предприятий, их местонахождение и мощности, т.е. оно ограждено от потенциальной конкуренции. Министерство занимается разработкой новых товаров и технологий, определяет планы технического перевооружения производства, т.е. конкуренция нововведений ему также не угрожает.

    Министерство часто контролирует производство всех родственных товаров, чем сводит к минимуму конкуренцию товаров-заменителей. Министерство оказывает также значительное влияние на закупки товаров по импорту, предоставляя информацию о потребности в данных товарах и степени ее удовлетворения.

    Вследствие этих причин монопольная сила отраслевого министерства значительно выше, чем у экономической монополии в условиях рыночной экономики.

Еще совсем недавно крупнейшими монополями в России были, а некоторые и остаются РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», АК «Транснефть», АК «Транснефтепродукт» и др.

Сложившиеся в Российской Федерации естественные монополии - Российское акционерное общество «ЕЭС России», Российское акционерное общество «Газпром», акционерная компания «Транснефть», железнодорожный транспорт Российской Федерации, составляют основу производственного комплекса страны, в определенном смысле являясь гарантом экономической стабильности и целостности Российского государства.

Информация о работе Естественные монополии