Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:16, курсовая работа
Концентрация производства представляет собой объективный процесс сосредоточения средств производства, рабочей силы и объема выпускаемой продукции на крупных предприятиях.
Определяющим мотивом концентрации производства является увеличение объема получаемой прибыли.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие монополии в экономической теории…………………….7
1.1.Сущность и формы монополистических объединений…………………..7
1.2. Естественная (чистая) монополия и конкуренция……………………12
1.3.Определение объема производства, цены и максимизация прибыли….15
1.4. Ценность естественной монополии с точки зрения общества………16
Глава 2 Роль естественной монополии в российской рыночной экономике и государственное регулирование……………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………28
Список литературы…………………………
Более низкий доход и более высокие издержки вызывают уменьшение прибыли. На вопрос: какую комбинацию цены и количества выберет чистый монополист? — ответ один: это зависит не только от спроса и предельного дохода, но и от издержек.
Стремящийся к прибыли монополист будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. Фирма будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам.
1.4. Ценность естественной монополии с точки зрения общества
В условиях свободной конкуренции фирмы постоянно находятся под давлением со стороны конкурентов, которые вынуждают их быть внутренне эффективными, чтобы просто выжить.
Конкурирующий монополист считает выгодным продавать меньший объем продукции, но по более высокой цене. Другими словами, монополист считает выгодным ограничить выпуск и, следовательно, использовать меньше ресурсов, что, с точки зрения общества, является оправданным.
Но естественные монополии защищены от конкурентных сил, что является благоприятным условием для неэффективности. К сожалению, но это так: чем меньше конкурентов, тем больше неэффективность.
В связи с этим ценность естественной монополии, с точки зрения общества, отрицательная. Но общество не может отказаться от ее услуг, так как естественная монополия обеспечивает необходимые общие условия для эффективного производства и нормальной повседневной жизни населения. В этом смысле ее общественная ценность положительна и велика.
Естественная монополия способствует научно-техническому прогрессу.
Вопрос: насколько естественная (чистая) монополия способствует научно-техническому прогрессу? Ответ на данный вопрос неоднозначен: имеются две точки зрения.
Первая: чистая монополия более прогрессивна, чем чистая конкуренция, потому что ее способность постоянно получать прибыль обеспечивает устойчивое финансирование научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Вторая точка зрения: отсутствие конкурентных фирм ослабляет стимул монополиста к нововведениям. При анализе данных позиций возникают следующие вопросы:
Действительно ли, что естественные монополии разрабатывают более эффективную технику?
Допустимо ли, что неконкурирующие монополии больше совершенствуют технологию производства, чем конкурирующие производители?
Имеют ли чистые монополии достаточно средств и стимулов, чтобы улучшить свою продукцию и удовлетворить потребительский спрос?
Ответы на поставленные вопросы можно получить при исследовании различных моделей рынка. Рассмотрим их подробнее.
Выживание конкурентных фирм зависит от эффективности их деятельности. Однако конкуренция может лишать фирмы прибыли — основного источника для разработки новой техники или новой продукции.
Прибыли от НТП могут быть недолговечными для осуществляющего нововведения конкурентного производителя. Фирма в конкурентной отрасли, внедряющая нововведения, нередко становится свидетелем того, что многие ее конкуренты вскоре начинают дублировать или копировать любую техническую новинку. Практически они будут считать вознаграждения, но не затраты на НТП.
Монополистическая модель
Благодаря барьерам для вступления в отрасль монополист может постоянно получать значительные экономические прибыли. Отсюда чистый монополист будет иметь больше финансовых ресурсов для НТП, чем конкурентные фирмы. Но как насчет стимулов чистого монополиста к техническому прогрессу?
Существует довод, который указывает на то, что вследствие отсутствия конкурентов у чистой монополии нет автоматического стимула к НТП. Следовательно, монополист может позволить себе быть неэффективным и вялым. Острое соперничество конкурентного рынка наказывает неэффективных. Неэффективный чистый монополист не встречает этого наказания просто потому, что у него нет конкурентов. У монополий есть все основания довольствоваться существующим положением.
Монополии, обогащаясь за счет остальной части общества, имеют меньше стимулов для НТП, но больше капитала для его осуществления.
Глава 2 Роль естественной монополии в рыночной экономике и государственное регулирование
Приоритетными задачами государственной политики в области реформирования естественных монополий на перспективу являются:
— принятие мер по решению проблемы неплатежей за поставки продукции и оказание услуг естественными монополиями;
— создание необходимых условий для обеспечения полной организационной и финансовой прозрачности деятельности предприятий соответствующих отраслей;
— обеспечение формирования регулируемых цен и тарифов на продукцию (услуги) газовой отрасли и электроэнергетики с дифференциацией их по режимам потребления, полной компенсацией обоснованных затрат на производство, а
также постепенным доведением цен и тарифов до уровня, предусматривающего самофинансирование этих отраслей;
— обеспечение не дискриминационного доступа независимых производителей и потребителей к услугам естественных монополий при эффективном антимонопольном регулировании;
— снижение перекрестного субсидирования различных категорий потребителей.
В этих целях Правительство Российской Федерации намерено реализовать комплекс мер по реструктуризации соответствующих отраслей с целью четкого разграничения естественно-монопольных и потенциальна конкурентных видов хозяйственной деятельности, созданию благоприятных условий для их постепенной демонополизации. При необходимости будут введены ограничения на процессы вертикальной и горизонтальной интеграции.
В сфере электроэнергетики будут разработаны основные положения по развитию и функционированию рынка электрической энергии (мощности) в Российской Федерации. Для их последующей реализации предполагается осуществить:
— демонополизацию секторов производства и сбыта электроэнергии и развитие оптового и розничного рынков электроэнергии;
— разделение естественно-монопольного и конкурентных секторов в системе электроэнергетики, усиление контроля в естественно-монопольном секторе на всех уровнях, включая реструктуризацию региональных энергетических компаний;
— развитие единой федеральной сетевой инфраструктуры и формирование технологической инфраструктуры рынка электроэнергии, создание соответствующего эффективного механизма государственного контроля;
— обеспечение условий для деятельности независимых
производителей (продавцов) электроэнергии.
В сфере железнодорожного транспорта разработана концепция развития структурной реформы железнодорожного транспорта, на основе которой будут реализованы следующие меры:
— упорядочение государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте;
— создание соответствующей правовой базы и разделение в системе железнодорожного транспорта государственных и хозяйственных функций;
— отделение большей части вспомогательных и обслуживающих предприятий, их приватизация, а также выделение объектов социальной сферы, кроме расположенных в малонаселенных районах, передача которых в ведение муниципальных органов невозможна;
— разделение естественно-монопольного, конкурентного и потенциально конкурентного секторов в системе железнодорожного транспорта и усиление государственного контроля в естественно-монопольном секторе;
— обеспечение доступа к производственной инфраструктуре железнодорожного транспорта всех потенциальных участников перевозочного процесса, дискриминационной основе и формирование впоследствии в рамках конкурентного сектора компаний по перевозке грузов и пассажиров;
— поэтапное прекращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых.
В области связи Правительство Российской Федерации утверждена концепция по дальнейшей либерализации рынка телекоммуникаций, в том числе механизма финансирования универсальных услуг связи. Будет совершенствоваться механизм регулирования цен (тарифов) на услуги связи, введен раздельный учет телекоммуникационными операторами доходов, затрат, активов и обязательств по видам деятельности.
При рассмотрении экономической модели чистой монополии были предложено и утверждено, что предприятие-монополист не сталкивается с конкуренцией ни в каких формах и полностью контролирует цену выпускаемого товара. Однако насколько реальной является такая ситуация в условиях рыночной экономики развитых стран? Представим себе, что в результате концентрации производства и путем поглощения одних фирм другими одной из фирм удалось монополизировать производство некоторого товара. Рассмотрим некоторые формы конкуренции, которые все же будут оказывать влияние на поведение монополиста при этих условиях:
1. Потенциальная конкуренция. Если барьеры для входа в отрасль не являются непреодолимыми, то всегда существует возможность проникновения в отрасль новых фирм. При этом чем выше монопольная прибыль действующей фирмы, тем сильнее будет опасность потенциальной конкуренции.
2. Конкуренция нововведений. Этот вид конкуренции особенно важен в настоящее время, в условиях постоянного обновления товарного ассортимента и тенденции к сокращению жизненного цикла товара. В силу этих причин монополист не может чувствовать себя в безопасности, так как угроза конкуренции может возникнуть с самой неожиданной стороны - от небольшой исследовательской фирмы, разработавшей усовершенствованный вариант товара, или из какой-либо весьма далекой в технологическом отношении отрасли, где внедрено тем не менее производство близкого по назначению товара. Единственное, что может сделать монополист в этих условиях, - это попытаться опередить при внедрении нововведений возможных конкурентов, т.е. он вынужден заниматься как качественным совершенствованием товара, так и внедрением новых, более экономичных способов его производства с последующим снижением цены.
3. Конкуренция со стороны товаров-заменителей. Существует целый ряд товаров, в той или иной степени заменяющих данный товар. Очевидно, что все производители взаимозаменяемых товаров являются конкурентами, причем, даже если производство любого из этих товаров контролируется только одной фирмой, конкуренция все же сохраняется.
4. Конкуренция с импортными товарами. Внутренний рынок каждой страны характеризуется большей или меньшей степенью открытости с точки зрения возможности доступа на этот рынок товаров иностранного производства. Ясно, что в условиях свободной внешней торговли фирма, монополизировавшая производство в масштабах одной страны (или даже нескольких стран), все же не будет ограждена от конкуренции и не добьется абсолютного контроля над рынком.
Со всеми перечисленными выше формами конкуренции сталкивается возникшая из концентрации производства и незащищенная государственной властью монополия в условиях рыночной экономики, что весьма ограничивает силу этой монополии.
Иной характер носит монополия в условиях командно-административной системы (имеется в виду отечественная экономика весьма недавнего прошлого). Такая система характеризуется абсолютной государственной монополией, в основе которой лежат три монопольных права: монополия на собственность, монополия на предпринимательскую деятельность и монополия внешней торговли. Свои монопольные права в той или иной области производства государство осуществляет через специально созданные органы управления - министерства и ведомства.
Министерство не только контролирует производство на действующих предприятиях, но и определяет целесообразность строительства новых предприятий, их местонахождение и мощности, т.е. оно ограждено от потенциальной конкуренции. Министерство занимается разработкой новых товаров и технологий, определяет планы технического перевооружения производства, т.е. конкуренция нововведений ему также не угрожает.
Министерство часто контролирует производство всех родственных товаров, чем сводит к минимуму конкуренцию товаров-заменителей. Министерство оказывает также значительное влияние на закупки товаров по импорту, предоставляя информацию о потребности в данных товарах и степени ее удовлетворения.
Вследствие этих причин монопольная сила отраслевого министерства значительно выше, чем у экономической монополии в условиях рыночной экономики.
Еще совсем недавно крупнейшими монополями в России были, а некоторые и остаются РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», АК «Транснефть», АК «Транснефтепродукт» и др.
Сложившиеся в Российской Федерации естественные монополии - Российское акционерное общество «ЕЭС России», Российское акционерное общество «Газпром», акционерная компания «Транснефть», железнодорожный транспорт Российской Федерации, составляют основу производственного комплекса страны, в определенном смысле являясь гарантом экономической стабильности и целостности Российского государства.