Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:16, курсовая работа
Концентрация производства представляет собой объективный процесс сосредоточения средств производства, рабочей силы и объема выпускаемой продукции на крупных предприятиях.
Определяющим мотивом концентрации производства является увеличение объема получаемой прибыли.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие монополии в экономической теории…………………….7
1.1.Сущность и формы монополистических объединений…………………..7
1.2. Естественная (чистая) монополия и конкуренция……………………12
1.3.Определение объема производства, цены и максимизация прибыли….15
1.4. Ценность естественной монополии с точки зрения общества………16
Глава 2 Роль естественной монополии в российской рыночной экономике и государственное регулирование……………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………28
Список литературы…………………………
5) комбинаты. Наряду с трестами, объединяющими предприятия одной и той же отрасли промышленности, существуют и комбинаты, которые объединяют предприятия различных, связанных друг с другом отраслей промышленности, например, каменноугольную, металлургическую, машиностроительную[3].
Комбинаты имеют некоторые преимущества по сравнению с другими видами объединений. Поскольку они включают в свой состав предприятия различных отраслей промышленности, то это обеспечивает им более устойчивые доходы. Цены на одни товары могут падать, на другие могут повышаться. И размер получаемой прибыли может оставаться постоянным. В пределах комбината сырье и полуфабрикаты непосредственно переходят из одних предприятий в другие, что сокращает издержки комбината и увеличивает его прибыль. Комбинаты проявляют большую устойчивость во время кризисов;
6) концерны. Концерн представляет собой объединение ряда предприятий различных отраслей макроэкономики путем установления единого финансового контроля над ними через скупку их акций. Концерны являются высшей формой монополистических объединений.
От других форм монополистических объединений концерны отличаются следующими двумя особенностями:
во-первых, они включают в свой состав не только предприятия различных отраслей промышленности, но также транспортные и торговые предприятия, банки и финансовые организации;
во-вторых, образование концерна происходит не путем соглашения между отдельными предприятиями об ограничении или утрате их самостоятельности, а путем скупки финансовыми предпринимателями акций многих предприятий. В результате эти предприятия, хотя и сохраняют свою юридическую самостоятельность, экономически попадают под контроль этих крупнейших предпринимателей.
Различия между формами монополий относительны. С развитием наблюдается переплетение разных форм монополий. Так, на заре возникновения картелей они представляли собой отраслевые ассоциации. В дальнейшем появились межотраслевые картели, объединяющие отраслевые картельные ассоциации.
На первых порах типичными участниками картелей были некрупные фирмы и отдельные предприниматели. В настоящее время среди крупнейших картелей имеется немало таких, участниками которых являются тресты.
Подобные картели — это соглашения уже сложившихся монополий. В этом случае картельная форма становится орудием крупнейших монополий, входящих в ассоциацию.
Через эту форму они устанавливают свой контроль не только над отдельными предприятиями, но и над целыми отраслями экономики.
Наконец, если в начальный период полем деятельности картеля являлась экономика данной страны, то в дальнейшем в различных областях мирового хозяйства образовались международные картели.
— В результате эволюции монополистических форм в экономике многих стран сформировалась монополистическая структура хозяйства.
Основой современной монополистической структуры хозяйства служит высокий уровень концентрации капитала.
Этот уровень определяется двояким образом:
1) путем определения изменения концентрации в отдельных отраслях. Американская статистика показывает, что концентрация, подсчитанная из удельного веса в каждой отрасли 4 и 8 крупнейших компаний, после второй мировой войны почти не растет;
1) на основе изменения доли крупнейших 50, 100 и 200 монополий в совокупной продукции промышленности и национальном доходе. Концентрация, подсчитанная таким образом, растет весьма значительно. В этом отражается развитие диверсификации, а также абсолютной и относительной мощи крупнейших монополий в экономике.
2) Но развитие концентрации, как правило, не приводит к господству какой-либо одной компании, к сосредоточению в ее руках всего или большей части производства.
Такому положению препятствует ряд обстоятельств:
рост масштабов современного производства приводит тому, что одна, даже крупнейшая фирма не в состоянии контролировать всю отрасль;
интересам крупнейших фирм отвечает не узкая специализация в рамках единой отрасли, а наоборот, широкая, которая способствует повышению их устойчивости[4].
В результате в ключевых отраслях экономики главенствуют несколько фирм, производящих основную массу продукции.
Рост размеров монополий, появление новых типов монополистических объединений привели к изменению в методах их управления. В концернах существовала строгая централизация управления.
Современной монополистической корпорации присуще сочетание методов централизма с оперативной и производственной самостоятельностью ее отделений.
При этом в ведении центрального управления корпорации остаются финансы, политика капиталовложений, вопросы перспективного развития, слияния и присоединения других компаний.
Новые методы управления подчинены законам капиталистической рационализации производства.
Они отражают новейшие научные и технические достижения в области вычислительной техники, современных методов обработки информации.
Развитие монополий тесно связано с изменениями в отношениях собственности при капитализме.
Концентрация производства подтолкнула создание акционерных компаний и монополий.
Дальнейшая эволюция собственности и форм присвоения доходов стала неотделимой от развития монополий.
В современных условиях корпорация является организационно-правовой формой всех крупнейших монополий и компаний.
Корпорация оказывает мощное воздействие на экономическую политику монополий, оказывает влияние на весь механизм капиталистической конкуренции, воздействует на развитие отношений собственности, влияет на развитие централизованного контроля.
Развитие акционерной формы собственности в громадной мере усилило роль профессиональных управляющих.
Увеличение размеров корпорации, усложнение ее структуры повысили потребности в специалистах управленческого профиля. Влияние менеджеров основывается не на собственности на капитал, хотя многие из них являются крупными акционерами корпорации.
Их влияние основывается на непосредственном участии в делах корпорации, на знании ее внутренних взаимосвязей.
Современная корпорация характеризуется многоотраслевой структурой, состоит из множества предприятий и отделений. Этот сложный производственный организм должен рационально управляться.
Естественная, или чистая, монополия — такая модель рынка, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет заменителей. Известны ее характерные черты:
Единственный продавец, т. е. отрасль, состоит из одной фирмы. Здесь «фирма» и «отрасль» — синонимы.
Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги.
Нет заменителей данного продукта. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей.
С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него. К таким монополиям относятся регулируемые государством предприятия общественного пользования или так называемые естественные монополии. Услугам, предоставляемым коммунальными службами, также нет заменителей. Но если они и есть, то они либо дороги, либо неудобны[5].
Чистая монополия может также иметь географическое измерение. Небольшой город подчас обслуживается только одной авиалинией или железной дорогой.
Местный банк, кинотеатр или книжный магазин может относиться к чистой монополии в маленьком населенном пункте.
Отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта: она «соглашается с ценой». Чистый монополист осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения.
Таким образом, естественная монополия — это монополия на редкие и не воспроизводимые факторы производства.
Естественный монополист производит уникальный продукт — для него нет заменителя.
Например, газовое отопление дома.
Нет газа — и тепла нет.
И получается: являясь единственным производителем газа, монополист занимает господствующее положение на рынке.
Будет ли произвольно поднимать цены до невероятных размеров или менять режим подачи газа по своему усмотрению? Может быть, ему так хотелось бы, но это не так. И все потому, что большинство естественных монополистов создаются правительством. Правительство может выдать патент на один из уникальных продуктов, авторское право на какую-то вещь или же лицензию на право заниматься бизнесом на определенном рынке, не имея конкуренции. Кроме того, муниципалитеты дают лицензии компаниям, владеющим электростанциями, газовым компаниям и компаниям, ведающим коммуникациями, чтобы предотвратить дублирование эксплуатации мощностей. Эти компании очень строго контролируются в их деятельности и установлении цен.
Естественную монополию характеризует отсутствие конкуренции. Можно сказать: естественная монополия вне конкуренции.
Причиной тому являются высокие барьеры для вступления в отрасль.
И такие барьеры возникают в связи тем, что естественная монополия — это регулируемая, или государственная, монополия.
Она предназначена для того, чтобы достичь низких издержек и обеспечить потребителям выгоду от экономии на издержках. Поэтому государство нередко создает легальные барьеры для вступления в отрасль, выдавая патенты и лицензии.
В связи с этим полностью блокирована вся потенциальная конкуренция.
Естественные монополии имеют низкие предельные издержки и считают выгодным расширять производство.
Чтобы избавить общество от неблагоприятных ситуаций, скажем, ценовой конкуренции, правительство предоставляет исключительную привилегию одной фирме поставлять электричество, воду, природный газ, телефонные услуги или осуществлять автобусные перевозки.
Правительство сохраняет за собой право определять географическую сферу деятельности монополиста, регулировать качество его услуг и контролировать цены, которые он может назначать[6].
1.3. Определение объема производства, цены и максимизация прибыли
Естественная монополия определяет объем производства исходя из трех принципов: издержек, спроса и максимизации прибыли.
Различие между чистым монополистом и чисто конкурентным продавцом лежит на стороне рыночного спроса.
В условиях чистой конкуренции продавец встречается с совершенно эластичным спросом, а предельный доход является постоянным и равным цене продукции.
Это значит, что валовой доход увеличивается на постоянную величину — постоянную цену каждой проданной единицы продукции.
Кривая спроса монополиста (кривая спроса любого действующего в условиях несовершенной конкуренции продавца) представляет собой кривую отраслевого спроса, так как чистый монополист всегда является отраслью. Поэтому кривая отраслевого спроса не является совершенно эластичной, а напротив, является нисходящей.
Существуют три значения нисходящей кривой спроса.
Цена превышает предельный доход. Чистый монополист или фактически любой производитель в условиях несовершенной конкуренции с нисходящей кривой спроса должен снизить цену для того, чтобы больше продать продукции. Вследствие этого предельный доход будет меньше, чем цена. Чистая монополия может увеличивать свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции.
Монополист должен понизить цену, чтобы повысить продажи, является причиной того, что предельный доход становится меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого. Причина? Снижение цены будет относиться не только к дополнительно проданной продукции, но также и ко всем другим единицам продукции, которые иначе могли бы быть реализованы по более высокой цене. Каждая дополнительно проданная единица будет добавлять к валовому доходу свою цену — меньшую, чем сумма снижений цены, которая должна быть получена на всех предшествующих единицах продукции.
Так как предельный доход есть, по определению, изменение в валовом доходе, то до тех пор, пока валовой доход увеличивается, предельный доход является положительным. Когда валовой доход достигнет своего максимума, предельный доход будет равен нулю. И когда валовой доход уменьшается, предельный доход становится отрицательным.
2. Монополист диктует цену и объем производства. Второе значение нисходящей кривой спроса: монополист неизбежно определяет цену, решая, какой объем продукции произвести, т. е. одновременно выбирает и цену, и объем производства. Общее правило состоит в следующем: монополия никогда не выберет такую комбинацию: цена — количество, при которой валовой доход уменьшается, или предельный доход является отрицательным. При понижении цены валовой доход будет уменьшаться. Но более низкая цена связана с большим объемом производства и, следовательно, увеличившимися валовыми издержками.