Естественные монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Концентрация производства представляет собой объек­тивный процесс сосредоточения средств производства, рабо­чей силы и объема выпускаемой продукции на крупных предприятиях.
Определяющим мотивом концентрации производства яв­ляется увеличение объема получаемой прибыли.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие монополии в экономической теории…………………….7
1.1.Сущность и формы монополистических объединений…………………..7
1.2. Естественная (чистая) монополия и конкуренция……………………12
1.3.Определение объема производства, цены и максимизация прибыли….15
1.4. Ценность естественной монополии с точки зрения общества………16
Глава 2 Роль естественной монополии в российской рыночной экономике и государственное регулирование……………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………28
Список литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

естественные монополии.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

5)              комбинаты. Наряду с трестами, объединяющими пред­приятия одной и той же отрасли промышленности, существуют и комбинаты, которые объединяют предприятия различных, связанных друг с другом отраслей промышленности, например, камен­ноугольную, металлургическую, машиностроительную[3].

Комбинаты имеют некоторые преимущества по сравне­нию с другими видами объединений. Поскольку они вклю­чают в свой состав предприятия различных отраслей про­мышленности, то это обеспечивает им более устойчивые до­ходы. Цены на одни товары могут падать, на другие могут повышаться. И размер получаемой прибыли может оста­ваться постоянным. В пределах комбината сырье и полуфаб­рикаты непосредственно переходят из одних предприятий в другие, что сокращает издержки комбината и увеличивает его прибыль. Комбинаты проявляют большую устойчивость во время кризисов;

6) концерны. Концерн представляет собой объединение ряда предприятий различных отраслей макроэкономики пу­тем установления единого финансового контроля над ними через скупку их акций. Концерны являются высшей формой монополистических объединений.

От других форм монопо­листических объединений концерны отличаются следующи­ми двумя особенностями:

во-первых, они включают в свой состав не только пред­приятия различных отраслей промышленности, но также транспортные и торговые предприятия, банки и финансовые организации;

во-вторых, образование концерна происходит не путем соглашения между отдельными предприятиями об ограни­чении или утрате их самостоятельности, а путем скупки фи­нансовыми предпринимателями акций многих предприятий. В результате эти предприятия, хотя и сохраняют свою юри­дическую самостоятельность, экономически попадают под контроль этих крупнейших предпринимателей.

Различия между формами монополий относительны. С развитием наблюдается переплетение разных форм монопо­лий. Так, на заре возникновения картелей они представляли собой отраслевые ассоциации. В дальнейшем появились межотраслевые картели, объединяющие отрасле­вые картельные ассоциации.

На первых порах типичными участниками картелей были некрупные фирмы и отдельные предприниматели. В настоя­щее время среди крупнейших картелей имеется немало та­ких, участниками которых являются тресты.

Подобные кар­тели — это соглашения уже сложившихся монополий. В этом случае картельная форма становится орудием крупней­ших монополий, входящих в ассоциацию.

Через эту форму они устанавливают свой контроль не только над отдельными предприятиями, но и над целыми отраслями экономики.

Наконец, если в начальный период полем деятельности картеля являлась экономика данной страны, то в дальней­шем в различных областях мирового хозяйства образова­лись международные картели.

—  В результате эволюции монополистических форм в эко­номике многих стран сформировалась монополистическая структура хозяйства.

Основой современной монополистической структуры хо­зяйства служит высокий уровень концентрации капитала.

Этот уровень определяется двояким образом:

1)              путем определения изменения концентрации в отдель­ных отраслях. Американская статистика показывает, что концентрация, подсчитанная из удельного веса в каждой от­расли 4 и 8 крупнейших компаний, после второй мировой войны почти не растет;

1)   на основе изменения доли крупнейших 50, 100 и 200 монополий в совокупной продукции промышленности и национальном доходе. Концентрация, подсчитанная таким образом, растет весьма значительно. В этом отражается раз­витие диверсификации, а также абсолютной и относитель­ной мощи крупнейших монополий в экономике.

2)  Но развитие концентрации, как правило, не приво­дит к господству какой-либо одной компании, к сосредото­чению в ее руках всего или большей части производства.

     Такому положению препятствует ряд обстоятельств:

  рост масштабов современного производства приводит  тому, что одна, даже крупнейшая фирма не в состоянии контролировать всю отрасль;

  интересам крупнейших фирм отвечает не узкая специ­ализация в рамках единой отрасли, а наоборот, широкая, которая способствует повышению их ус­тойчивости[4].

В результате в ключевых отраслях экономики главен­ствуют несколько фирм, производящих основную массу продукции.

Рост размеров монополий, появление новых типов моно­полистических объединений привели к изменению в мето­дах их управления. В концернах существовала строгая цент­рализация управления.

Современной монополистической корпорации присуще сочетание методов централизма с опе­ративной и производственной самостоятельностью ее отде­лений.

При этом в ведении центрального управления корпо­рации остаются финансы, политика капиталовложений, воп­росы перспективного развития, слияния и присоединения других компаний.

Новые методы управления подчинены законам капитали­стической рационализации производства.

Они отражают но­вейшие научные и технические достижения в области вы­числительной техники, современных методов обработки ин­формации.             

Развитие монополий тесно связано с изменениями в от­ношениях собственности при капитализме.

Концентрация производства подтолкнула создание акционерных компаний и монополий.

Дальнейшая эволюция собственности и форм присвоения доходов стала неотделимой от развития монопо­лий.

В современных условиях корпорация является организа­ционно-правовой формой всех крупнейших монополий и компаний.

Корпорация оказывает мощное воздействие на экономическую политику монополий, оказывает влияние на весь ме­ханизм капиталистической конкуренции,  воздействует на развитие отношений собственности,  влияет на развитие централизованного контроля.

Развитие акционерной формы собственности в громад­ной мере усилило роль профессиональных управляющих.

Увеличение размеров корпорации, усложнение ее структу­ры повысили потребности в специалистах управленческого профиля. Влияние менеджеров основывается не на соб­ственности на капитал, хотя многие из них являются круп­ными акционерами корпорации.

Их влияние основывается на непосредственном участии в делах корпорации, на зна­нии ее внутренних взаимосвязей.

Современная корпорация характеризуется многоотрас­левой структурой, состоит из множества предприятий и от­делений. Этот сложный производственный организм дол­жен рационально управляться.

1.2. Естественная (чистая) монополия и конкуренция

Естественная, или чистая, монополия — такая модель рынка, когда одна фирма является единственным произво­дителем продукта, у которого нет заменителей. Известны ее характерные черты:

Единственный продавец, т. е. отрасль, состоит из одной фирмы. Здесь «фирма» и «отрасль» — синонимы.

Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги.

Нет заменителей данного продукта. Продукт монополии уникален в том  смысле, что не существует хороших или близких заменителей.

С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен поку­пать продукт у монополиста или обходиться без него. К таким монополиям относятся регулируемые государством предпри­ятия общественного пользования или так называемые есте­ственные монополии. Услугам, предоставляемым коммунальными службами, также нет заменителей. Но если они и есть, то они либо дороги, либо неудобны[5].

Чистая монополия может также иметь географическое измерение. Небольшой город подчас обслуживается только одной авиалинией или железной дорогой.

Местный банк, ки­нотеатр или книжный магазин может относиться к чистой монополии в маленьком населенном пункте.

   Отдельная фирма, действующая в  условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену  продукта: она «соглашается с ценой». Чистый монополист осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения.

   Таким образом, естественная монополия  — это монополия на редкие и не воспроизводимые факторы производства.

    Естественный монополист производит уникальный продукт — для него нет заменителя.

Например, газовое отопление дома.

Нет газа — и тепла нет.

И получается: являясь единственным производителем газа, монополист занимает господствующее положение на рынке.

Будет ли   произвольно поднимать цены до невероятных размеров или менять режим подачи газа по своему усмотрению? Может быть, ему так хотелось бы, но это не так. И все потому, что большинство естественных монопо­листов создаются правительством. Правительство может вы­дать патент на один из уникальных продуктов, авторское право на какую-то вещь или же лицензию на право зани­маться бизнесом на определенном рынке, не имея конку­ренции. Кроме того, муниципалитеты дают лицензии ком­паниям, владеющим электростанциями, газовым компани­ям и компаниям, ведающим коммуникациями, чтобы предотвратить дублирование эксплуатации мощностей. Эти компании очень строго контролируются в их деятельности и установлении цен.

Естественную монополию характеризует отсутствие кон­куренции. Можно сказать: естественная монополия вне кон­куренции.

Причиной тому являются высокие барьеры для вступления в отрасль.

И такие барьеры возникают в связи тем, что естественная монополия — это регулируемая, или государственная, монополия.

Она предназначена для того, чтобы достичь низких издержек и обеспечить потребителям выгоду от экономии на издержках. Поэтому государство не­редко создает легальные барьеры для вступления в отрасль, выдавая патенты и лицензии.

В связи с этим полностью бло­кирована вся потенциальная конкуренция.

Естественные монополии имеют низкие предельные из­держки и считают выгодным рас­ширять производство.

Чтобы избавить общество от неблагоп­риятных ситуаций, скажем, ценовой конкуренции, прави­тельство предоставляет исключительную привилегию одной фирме поставлять электричество, воду, природный газ, те­лефонные услуги или осуществлять автобусные перевоз­ки.

Правительство сохраняет за собой право определять гео­графическую сферу деятельности монополиста, регулировать качество его услуг и контролировать цены, которые он мо­жет назначать[6].

 

 

 

1.3. Определение объема производства, цены и максимизация прибыли

Естественная монополия определяет объем производства исходя из трех принципов: издержек, спроса и максимиза­ции прибыли.

Различие между чистым монополистом и чисто конкурен­тным продавцом лежит на стороне рыночного спроса.

В усло­виях чистой конкуренции продавец встречается с совершенно эластичным спросом, а предельный доход является постоян­ным и равным цене продукции.

Это значит, что валовой до­ход увеличивается на постоянную величину — постоянную цену каждой проданной единицы продукции.

Кривая спроса моно­полиста (кривая спроса любого действующего в условиях не­совершенной конкуренции продавца) представляет собой кривую отраслевого спроса, так как чистый монополист всегда является отраслью. Поэтому кривая отраслевого спроса не является совершенно эластичной, а напротив, является нис­ходящей.

Существуют три значения нисходящей кривой спроса.

      Цена превышает предельный доход. Чистый монопо­лист или фактически любой производитель в условиях несо­вершенной конкуренции с нисходящей кривой спроса дол­жен снизить цену для того, чтобы больше продать продук­ции. Вследствие этого предельный доход будет меньше, чем цена. Чистая монополия может увеличивать свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции.

      Монополист дол­жен понизить цену, чтобы повысить продажи, является при­чиной того, что предельный доход становится меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого. Причина? Снижение цены будет относиться не толь­ко к дополнительно проданной продукции, но также и ко всем другим единицам продукции, которые иначе могли бы быть реализованы по более высокой цене. Каждая дополни­тельно проданная единица будет добавлять к валовому дохо­ду свою цену — меньшую, чем сумма снижений цены, которая должна быть получена на всех предшествующих едини­цах продукции.

Так как предельный доход есть, по определению, изме­нение в валовом доходе, то до тех пор, пока валовой доход увеличивается, предельный доход является положительным. Когда валовой доход достигнет своего максимума, предель­ный доход будет равен нулю. И когда валовой доход умень­шается, предельный доход становится отрицательным.

2. Монополист диктует цену и объем производства. Вто­рое значение нисходящей кривой спроса: монополист неиз­бежно определяет цену, решая, какой объем продукции про­извести, т. е. одновременно выбирает и цену, и объем произ­водства. Общее правило состоит в следующем: монополия никогда не выберет такую комбинацию: цена — количество, при которой валовой доход уменьшается, или предельный доход является отрицательным. При понижении цены вало­вой доход будет уменьшаться. Но более низкая цена связана с большим объемом производства и, следовательно, увели­чившимися валовыми издержками.

Информация о работе Естественные монополии