Естественные монополии и регулирование их деятельности государством

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятия монополия, и ее составляющих, в частности такого понятия, как естественная монополия.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………3

2. Теоретическая часть
1. Монополия и виды монополии……………………………………3
2. Виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке……………………………………………...5
3. Естественная монополия…………………………………………..7
4. Органы регулирования естественных монополий……………….9

3. Естественная монополия в России………………………………………16
1. ОАО “Газпром”……………………………………………………21

4. Заключение………………………………………………………………...26

5. Список литературы………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Экономич. теория 1 курс.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

9 декабря 2005 депутаты Госдумы 335 голосами «за» (80 — «против») приняли в третьем чтении поправки к закону «О газоснабжении в РФ», направленные на либерализацию рынка акций «Газпрома». Согласно принятым изменениям доля акций, принадлежащих госкомпаниям, в сумме не может быть ниже 50 % плюс одной акции, а иностранные граждане и компании смогут совместно владеть более чем 20 % акций «Газпрома».

«Газпром» в 2006 году

  • Декабрь — «Газпром», «Шелл», «Мицуи» и «Мицубиси» подписали протокол о вхождении «Газпрома» в «Сахалин Энерджи» (компания-оператор нефтегазового проекта «Сахалин-2»), в результате чего «Газпром» получит 50 % плюс одну акцию в проекте. У «Шелл» останется 27,5 % минус одна акция, у «Мицуи» — 12,5 %, у «Мицубиси» — 10 %. За акции «Сахалин Энерджи» «Газпром» суммарно заплатит 7,45 млрд долл.
  • Декабрь — «Газпром» подписал соглашение с Болгарией, которым предусмотрен отказ от бартерных схем расчётов за транзит российского газа в Турцию, Грецию и Македонию взамен на очень медленный переход на рыночные цены — цена российского газа для Болгарии вырастет в 2007—2012 гг. с $91 до $245 за 1 тыс. кубометров.

«Газпром» в 2007 году

  • В начале февраля 2007 «Газпром» и Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) подписали протокол о намерениях, в соответствии с которым в течение первого полугодия 2007 года эти компании создадут совместное предприятие, в которое внесут электроэнергетические и угольные активы. Ожидается, что «Газпром» получит в новом предприятии 50 % плюс одну акцию, а СУЭК — 50 % минус одну акцию. Наиболее вероятно, что в качестве вклада в СП Сибирская угольная энергетическая компания отдаст все основные энергетические и угольные активы (за исключением сетей), а газовый концерн — пакет акций в РАО «ЕЭС России».
  • В 2007 году «Газпром» впервые вошёл в ежегодный список ста самых уважаемых фирм и компаний мира по версии еженедельника Barron’s (100-е место).
  • В 2007 году «Газпром» разрабатывал проект завода «Балтийский СПГ» в Ленинградской области, который входит в план мероприятий по освоению рынка сжиженного природного газа Атлантического бассейна, выход который запланирован в 2012 году.

«Газпром» в 2008 году

  • В мае 2008 года «Газпром» обошёл «Чайна Мобил» и «Дженерал Электрик» и стал третьей компанией мира по капитализации.
  • 9 июня 2008 года было объявлено об отказе от объединения активов «Газпрома» и СУЭК.

«Газпром» в 2009 году

  • 23 сентября 2009 года ОАО «Газпром» завершило  сделку по приобретению 51 % ООО «СеверЭнергия». Сумма сделки составила порядка $1,6 миллиарда.
  • 30 октября 2009 года Председатель Правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер и Председатель Правления E.ON Ruhrgas AG Бернхард Ройтерсберг подписали сертификат о закрытии сделки обмена активами по проекту освоения Южно-Русского нефтегазового месторождения. В результате сделки «Газпром» получил 49 % в ЗАО «Геросгаз», владеющем 2,93 % акций ОАО «Газпром».

"Газпром"  способен в обозримом будущем  стать мощным "локомотивом"  экономики России, но лишь в  качестве крупной компании (естественной монополии). Его демонополизация означала бы создание благоприятных условий для внешних конкурентов с самыми негативными последствиями не только для "Газпрома", но и для страны в целом.

Реструктуризация "Газпрома" может подорвать позиции России на мировом газовом рынке. Нецелесообразность реструктуризации "Газпрома", в частности, выделения из его состава "Газэкспорта", подтверждается отечественным опытом. Так, в советский период, когда производство, транспортировка и экспортные операции были организационно разделены, Советский Союз выступал "поставщиком до границы". Как только "Газпром" стал вертикально интегрированной структурой, его позиции в борьбе с зарубежными конкурентами резко укрепились.

Таблица “Предложения по системе регулирования цен на газ”

    Проблема Предложения Минэкономики РФ Предложения РАО «Газпром»
    1. Продажа  газа газодобывающими организациями  системы РАО «Газпром». ФЭК России устанавливает  верхний предел для оптовой цены продажи газа для каждой газодобывающей организации системы РАО «Газпром». Используется единая среднеотраслевая цена покупки газа. Методика расчета не определяется.
    2. Услуги  по транспортировке газа Предоставляются на одинаковых условиях как ООО «Межрегионгаз» — поставщику газа по регулируемым оптовым ценам, так и независимым поставщикам газа. ФЭК России устанавливает величину тарифа за услуги по транспортировке и величину максимальной валовой выручки для каждой газотранспортной организации системы РАО «Газпром». Выделяются  только для независимых поставщиков газа. При осуществлении поставок газа ООО «Межрегионгаз» тарифы за услуги по транспортировке газа не применяются. Используются среднеотраслевые затраты на транспортировку. При осуществлении поставок газа независимыми поставщиками используется единый по системе РАО «Газпром» тариф на транспортировку газа. Обоснование затрат при расчете данного тарифа производится в агрегированном виде, в целом по системе РАО «Газпром».
    3. Услуги  по доставке газа конечным  потребителям (для потребителей, непосредственно присоединенным к сетям РАО «Газпром» и имеющим высокие индивидуальные затраты по доставке газа). ФЭК России устанавливает  для каждого такого потребителя  индивидуальную абонентную плату за пользование газопроводом-отводом. Не рассматриваются.
    4. Услуги ООО «Межрегионгаз» по поставкам газа по регулируемым оптовым ценам. ФЭК России устанавливает  величину абонентной платы за услуги по поставкам газа. Не выделены и не являются предметом государственного регулирования.
    5. Услуги  по газоснабжению (поставкам газа на региональном рынке). ФЭК России устанавливает  верхний предел для оптовой цены покупки газа для каждой ценовой  зоны (пояса), и РЭК соответствующего субъекта РФ устанавливает величину тарифов на газ для всех категорий  потребителей газа каждой газораспределительной организации (по методике, утверждаемой ФЭК России). ФЭК России устанавливает  единую оптовую цену промышленности как сумму среднеотраслевых цены покупки газа, затрат на транспортировку  и необходимой прибыли в транспорте.
    6. Услуги  по распределению газа. РЭК соответствующего субъекта РФ устанавливает величину тарифов на услуги по распределению  газа по сетям отдельных газораспределительных  организаций (по методике, утверждаемой ФЭК России). Не рассматриваются.
 

Заключение.

Действительно ли естественные монополии являются наибольшим злом в экономике? Или, наоборот, естественные монополии – это те структуры, которые приходят на помощь обществу, когда постоянные издержки настолько велики, что ни одна компания не может заниматься этим видом деятельности и в тоже время общество в нем нуждается (например: железнодорожное сообщение и телефонная связь).

Основная суть естественной монополии выражается ее названием: “естественная“, т.е. не созданная специально. Естественные монополии “вырастают” в каждой стране без участия предпринимателей, стремящихся к сверхприбылям, зачастую они влекут только убытки и существуют за счет дотаций государства. В “идеальной” модели экономики естественным монополиям нет места, равно как любым другим монополиям, т.к. наиболее эффективной структурой отраслевого рынка является совершенная конкуренция, но практика показывает, что состояние совершенной конкуренции недостижимо, ровно как не достижимо существование общества без естественных монополий.

Государство должно строго следить за деятельностью естественных монополий, анализировать ситуацию в данной отрасли и искать возможность заменить естественную монополию хотя бы на несколько конкурирующих компаний, но зачастую это не только не возможно, но и небезопасно для экономики, обороноспособности страны - стоит только представить, что произойдет, если такая естественная монополия, как МПС, разорится и будет вынуждена прекратить свою деятельность.

В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством.

В странах с  централизованной экономикой вмешательство  государства, его участие в управлении экономикой проявляется гораздо  значительнее, к тому же в прямой, непосредственной форме.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность предприятий  и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно косвенный характер.

Современная экономика  России представляет собой соединение прежних остаточных черт централизации и монополизации так и рыночных компонентов. В таких условиях наибольшую роль должны играть регулирующие функции государства с использованием широкого набора инструментов, т.е. форм и методов регулирования экономики.

Отсюда – важность поиска всё более эффективных мер регулирования, повышение роли государства. 

Естественная монополия – это данность, с которой вынуждены мириться экономики всех стран, вне зависимости от их экономического и социального устройства. Некоторые государства менее зависимы от них, некоторые, в том числе находящаяся в состоянии перехода от плановой экономики к рыночной и унаследовавшая от нее множество предприятий-гигантов и естественных монополий Российская Федерация. В каждом государстве есть естественные монополии, остается только применить меры государственного регулирования, чтобы свести вред от них к минимуму. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Список  литературы. 

  1. О естественных монополиях: Федеральный закон РФ от 07.08.95 Ґ 147–ФЗ 
  2. Микроэкономика: теория и российская практика Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. М., 1999
  3. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). М., 2000.
  4. Городецкий А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики. 2000. № 1. С.137.
  5. С.Фишер., Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. Экономика. М.,1993 год
  6. www.wikipedia.org

Информация о работе Естественные монополии и регулирование их деятельности государством