Естественные монополии и регулирование их деятельности государством

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятия монополия, и ее составляющих, в частности такого понятия, как естественная монополия.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………3

2. Теоретическая часть
1. Монополия и виды монополии……………………………………3
2. Виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке……………………………………………...5
3. Естественная монополия…………………………………………..7
4. Органы регулирования естественных монополий……………….9

3. Естественная монополия в России………………………………………16
1. ОАО “Газпром”……………………………………………………21

4. Заключение………………………………………………………………...26

5. Список литературы………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Экономич. теория 1 курс.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

Российская  Международная Академия Туризма 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Курсовая работа по основам экономической теории на тему:

         «Естественные монополии  и регулирование их деятельности государством» 
 
 
 
 
 
 
 

         Выполнила: студентка 

         1 курса факультета  Vatel

         Группы 0911-В

         Козлова А.П.

         Проверила:  Мельник  Н. В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Москва – 2010 г.

         Содержание. 
 

  1. Введение……………………………………………………………………3
 
  1. Теоретическая часть
    1. Монополия и виды монополии……………………………………3
    2. Виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке……………………………………………...5
    3. Естественная монополия…………………………………………..7
    4. Органы регулирования естественных монополий……………….9
 
  1. Естественная  монополия в России………………………………………16
    1. ОАО “Газпром”……………………………………………………21
 
  1. Заключение………………………………………………………………...26
 
  1. Список  литературы………………………………………………………..28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

         В данной курсовой работе рассмотрено  понятие естественной монополии, способы  регулирования со стороны государства, и формы экономической организации, в рамках которых возможно решение ее проблем.

         Целью данной работы является изучение понятия монополия, и ее составляющих, в частности такого понятия, как естественная монополия.

         Данная  тема является актуальной для экономики, как нашего времени, так и будущего. Нужно принимать во внимание, что рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Что в свою очередь вызывает желание каждого производителя занять монополистическое положение, которое поможет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Такое положение дает возможность производителю самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли. В таком случае будет банкротство многих производителей и невозможность контролирования цен. Именно поэтому на многих рынках желательна, а в большинстве случаев и обязательна, здоровая конкуренция.

         Но  существуют рынки, на которых конкуренция  нежелательна или даже невозможна, поскольку наличие более чем одного продавца приводило бы к росту издержек. Именно такой тип рынка и называется естественной монополией и будет рассмотрен подробнее в данной курсовой.

         При написании работы использовались публикации как российских, так и зарубежных авторов, а так же материалы печатных изданий (газет), глобальной сети интернет и телеконференций, что позволило учесть больше мнений и лучше представить положение дел на рынке. 
 

         Монополии и виды монополий. 

         Для того, чтобы лучше понять устройство рынка с естественной монополией, нужно вначале разобраться что вообще такое монополия.

         Монопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

         Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции — регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т.п.

      Виды монополии:

      • Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
      • Чистая монополия — положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги. Характерными чертами данной ситуации являются: уникальность продукта, владение основными видами сырья, низкие средние затраты, патентные права, особые привилегии (лицензии). Чистые монополии возникают обычно там, где отсутствуют альтернативы данному товару или услуге, отсутствуют близкие заменители. Для чистой монополии характерен высокий уровень цен, дальнейший рост которых сдерживается только риском снижения спроса.
      • Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО «Газметалл»).
      • Естественная монополия - вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (напр. системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).

Виды  экономических субъектов  с привилегированным  положением на рынке.

  1. Монопсония (греч. μόνος — один, ψωνία — покупка) — ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж.

    Примером монопсонии является рынок труда, на котором  существует множество работников, и  только одно предприятие — покупатель рабочей силы. Монопсония возникает при следующих условиях:

      • на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой — либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда;
      • данная фирма (группа фирм) нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии;
      • этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за социальных условий, географической разобщенности, необходимости приобрести новую специальность и т. п.);
      • фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.

    Рынок труда  с элементами монопсонии не является редкостью. Особенно часто подобные ситуации складываются в небольших городах, где действует только одна крупная фирма — наниматель труда.

    При совершенном  конкурентном рынке труда предприниматели  имеют широкий выбор специалистов, мобильность труда абсолютна, любая фирма нанимает труд по неизменной цене, а кривая предложения труда в отрасли отражает предельные издержки на наем ресурса — труда. В условиях же монопсонии сама фирма-монопсонист олицетворяет собой отрасль, поэтому кривые предложения труда для фирмы и отрасли совпадают. Но для отдельной фирмы-монопсониста кривая предложения труда показывает не предельные, а средние величины издержек на наем труда, для монопсониста кривая предложения труда является кривой средних издержек (ARC), а не предельных.

    Применительно к биржам монопсония может быть также  ложной, например, когда при высокой  цене большинство покупателей не включается в торги.

2. Олигополия (от др.-греч. λίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов. Так как на рынке находится небольшое количество участников, каждый олигополист должен/может принимать во внимание действия других участников. Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора.

Олигополия — это стандартная рыночная форма. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии. В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000.

Олигополистическая  конкуренция может вызвать сговор, целью которого является повышение  цены продукции и ограничение выпуска, как в монополии. Если об этом сговоре существует официальное соглашение, то это будет называться картель.

Часто фирмы  устраивают сговор с целью стабилизировать неустойчивый рынок или чтобы «уменьшить рискованность инвестиций, присущих для этого рынка». В большинстве стран существуют законные ограничения на подобные сговоры. Официальное соглашение не обязательно для сговора (хотя, для того, чтобы этот сговор был нелегальным, между фирмами должны быть тесные связи). Для примера, в некоторых отраслях может существовать определенный рыночный лидер, который неофициально устанавливает цену, и другие участники рынка ей следуют. Такая ситуация называется ценовым лидерством.

В других случаях конкуренция среди продавцов в олигополии может быть очень активной, создавая низкие цены и повышение объёма производства. Это может привести рынок к состоянию похожему на настоящую конкуренцию. Конкуренция в олигополии может быть выше, если в отрасли существует достаточно большое количество фирм, или, к примеру, эти фирмы привязаны регионально и не конкурируют между собой напрямую.

3. Картель — простейшая форма монополистического объединения. В отличие от других, более устойчивых, форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны) каждое предприятие, вошедшее в картель, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объемов производства, согласование условий сбыта продукции, найм рабочих. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного законодательства. В одних странах мира запрещены законом, в других, напротив, их формирование поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами.

Информация о работе Естественные монополии и регулирование их деятельности государством