Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 16:48, курсовая работа
Целью данной работы является изучение понятия монополия, и ее составляющих, в частности такого понятия, как естественная монополия.
1. Введение……………………………………………………………………3
2. Теоретическая часть
1. Монополия и виды монополии……………………………………3
2. Виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке……………………………………………...5
3. Естественная монополия…………………………………………..7
4. Органы регулирования естественных монополий……………….9
3. Естественная монополия в России………………………………………16
1. ОАО “Газпром”……………………………………………………21
4. Заключение………………………………………………………………...26
5. Список литературы………………………………………………………..28
Российская
Международная Академия Туризма
Курсовая работа по основам экономической теории на тему:
«Естественные монополии
и регулирование их деятельности
государством»
Выполнила: студентка
1 курса факультета Vatel
Группы 0911-В
Козлова А.П.
Проверила: Мельник
Н. В.
Москва – 2010 г.
Содержание.
Введение.
В данной курсовой работе рассмотрено понятие естественной монополии, способы регулирования со стороны государства, и формы экономической организации, в рамках которых возможно решение ее проблем.
Целью данной работы является изучение понятия монополия, и ее составляющих, в частности такого понятия, как естественная монополия.
Данная тема является актуальной для экономики, как нашего времени, так и будущего. Нужно принимать во внимание, что рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Что в свою очередь вызывает желание каждого производителя занять монополистическое положение, которое поможет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Такое положение дает возможность производителю самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли. В таком случае будет банкротство многих производителей и невозможность контролирования цен. Именно поэтому на многих рынках желательна, а в большинстве случаев и обязательна, здоровая конкуренция.
Но существуют рынки, на которых конкуренция нежелательна или даже невозможна, поскольку наличие более чем одного продавца приводило бы к росту издержек. Именно такой тип рынка и называется естественной монополией и будет рассмотрен подробнее в данной курсовой.
При
написании работы использовались публикации
как российских, так и зарубежных авторов,
а так же материалы печатных изданий (газет),
глобальной сети интернет и телеконференций,
что позволило учесть больше мнений и
лучше представить положение дел на рынке.
Монополии
и виды монополий.
Для того, чтобы лучше понять устройство рынка с естественной монополией, нужно вначале разобраться что вообще такое монополия.
Монопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.
Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции — регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т.п.
Виды монополии:
Виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке.
Примером монопсонии является рынок труда, на котором существует множество работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей силы. Монопсония возникает при следующих условиях:
Рынок труда с элементами монопсонии не является редкостью. Особенно часто подобные ситуации складываются в небольших городах, где действует только одна крупная фирма — наниматель труда.
При совершенном
конкурентном рынке труда предприниматели
имеют широкий выбор
Применительно к биржам монопсония может быть также ложной, например, когда при высокой цене большинство покупателей не включается в торги.
2. Олигополия (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов. Так как на рынке находится небольшое количество участников, каждый олигополист должен/может принимать во внимание действия других участников. Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора.
Олигополия — это стандартная рыночная форма. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии. В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000.
Олигополистическая
конкуренция может вызвать
Часто фирмы устраивают сговор с целью стабилизировать неустойчивый рынок или чтобы «уменьшить рискованность инвестиций, присущих для этого рынка». В большинстве стран существуют законные ограничения на подобные сговоры. Официальное соглашение не обязательно для сговора (хотя, для того, чтобы этот сговор был нелегальным, между фирмами должны быть тесные связи). Для примера, в некоторых отраслях может существовать определенный рыночный лидер, который неофициально устанавливает цену, и другие участники рынка ей следуют. Такая ситуация называется ценовым лидерством.
В других случаях конкуренция среди продавцов в олигополии может быть очень активной, создавая низкие цены и повышение объёма производства. Это может привести рынок к состоянию похожему на настоящую конкуренцию. Конкуренция в олигополии может быть выше, если в отрасли существует достаточно большое количество фирм, или, к примеру, эти фирмы привязаны регионально и не конкурируют между собой напрямую.
3. Картель — простейшая форма монополистического объединения. В отличие от других, более устойчивых, форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны) каждое предприятие, вошедшее в картель, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объемов производства, согласование условий сбыта продукции, найм рабочих. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного законодательства. В одних странах мира запрещены законом, в других, напротив, их формирование поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами.
Информация о работе Естественные монополии и регулирование их деятельности государством