Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 16:48, курсовая работа
Целью данной работы является изучение понятия монополия, и ее составляющих, в частности такого понятия, как естественная монополия.
1. Введение……………………………………………………………………3
2. Теоретическая часть
1. Монополия и виды монополии……………………………………3
2. Виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке……………………………………………...5
3. Естественная монополия…………………………………………..7
4. Органы регулирования естественных монополий……………….9
3. Естественная монополия в России………………………………………16
1. ОАО “Газпром”……………………………………………………21
4. Заключение………………………………………………………………...26
5. Список литературы………………………………………………………..28
-
прогнозируемая прибыль от
-
удаленность различных групп
потребителей от места
-
соответствие качества
-
государственные дотации и
Орган
регулирования естественной монополии,
при принятии решения о применении методов
регулирования деятельности конкретного
субъекта естественной монополии, обязан
рассматривать информацию, предоставленную
заинтересованными лицами, о деятельности
данного субъекта естественной монополии.
основной метод регулирования деятельности
субъектов естественной монополии - установление
цены (тарифов) или их предельного уровня.
Поэтому особенно значима та информация,
которая раскрывает состав издержек производства,
являющихся главным фактором формирования
цены товара.
Целесообразно при этом учитывать не только
сложившуюся структуру и стоимость издержек
производства, но и предусматривать их
динамику в будущем, изменение цен на отдельные
компоненты издержек (стоимость сырья
и т. п.). Занижение издержек, а значит и
цены, неизбежно сделает производство
товаров убыточным.
Еще
одна функция органов регулирования
естественных монополий - внесение в
установленном порядке
Принятие
решения о применении методов
контроля и регулирования, а следовательно,
и о включении в реестр есть
результат большой
Во избежание ошибок и их негативных последствий важно соблюдение установленных процедур рассмотрения вопросов введения, изменения или прекращения регулирования субъекта естественной монополии. Субъект естественной монополии должен быть уведомлен о дате рассмотрения заранее соответствующим органом регулирования естественной монополии. При рассмотрении органом регулирования естественной монополии вопросов введения, изменения или прекращения регулирования субъекта естественной монополии вправе присутствовать представитель данного субъекта естественной монополии. А также приглашаются принять участие в рассмотрения вопроса те лица, которые внесли предложение о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъекта естественной монополии. По решению органа регулирования может быть проведена независимая экономическая экспертиза.
Решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования либо об отказе по внесенному предложению принимаются не позднее шести месяцев со дня поступления предложения. При этом отказ или частичный отказ от принятия внесенного предложения должен быть мотивирован.
В
пределах предоставленной компетенции
органы регулирования естественных монополий
осуществляют функцию контроля за соблюдением
Федерального закона "О естественных
монополиях". В остальной части деятельность
субъектов естественных монополий подконтрольна
федеральным антимонопольным органам.
Если
субъект естественной монополии
имеет долю на рынке товара более
35%, то он, помимо реестра, который ведет
на него орган регулирования естественных
монополий, включается еще и соответствующий
реестр хозяйствующих субъектов, находящийся
у федеральных антимонопольных органов.
Таким образом, субъект естественной монополии
может числиться одновременно в обоих
реестрах.
Федеральные
антимонопольные органы самостоятельно
принимают также решения о
наложении штрафов и
Реализация
контрольных полномочий открывает
для органов регулирования
Органы регулирования естественных монополий имеют право:
-
направлять субъектам
-
направлять органам
-
принимать решения о наложении
штрафа на субъект
-
привлекать к административной
ответственности в виде
-
обращаться в суд с иском,
а также участвовать в
- осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами.
Основаниями
для рассмотрения дел, связанных
с подконтрольными органам
Для
органов регулирования
Работа
органов регулирования
Чрезвычайно важным является то, чтобы и финансовый отчет, и концепция развития отрасли, включающая целевую норму прибыли предприятий- монополистов, уровень дивидендов, способы снижения издержек и направления инвестиций публиковались и гласно обсуждались специалистами. Секретность в деятельности предприятий, которых государство от имени общества защищает от конкуренции и дает мандат на монополию, не может быть оправдана никакими ссылками на коммерческую тайну. Это и будет своеобразной лакмусовой бумажкой, показывающей серьезность намерений и действий новых структур.
Естественные монополии в России.
Электроэнергетика.
В
российской электроэнергетике естественная
монополия сложилась
Но
сейчас принимаются энергичные меры
для развития конкуренции между производителями
электрической энергии, в частности:
. вводится, совершенно новый рыночный
механизм определения цены электрической
энергии путем конкурентного отбора заявок
на ее продажу при данном уровне спроса,
определяемом на основе заявок на покупку
электроэнергии; предполагается завершение
формирования нормативно-правовой базы
функционирования всего оптового рынка
электрической энергии, в том числе утверждение
правил работы оптового рынка на принципах
конкуренции и порядка расчетов между
субъектами оптового рынка, разработка
договоров на поставки электрической
энергии и мощности, договоров на использование
межсистемной электрической сети оптового
рынка и сетей региональных энергоснабжающих
компаний, определение условии взаимоотношений
оператора оптового рынка с его участниками;
намечается переход к конкуренции электростанций
на оптовом рынке по полным затратам с
выводом из эксплуатации неэкономичных
мощностей; расширение состава крупных
потребителей, выведенных на оптовый рынок.
Основной целью образования РАО "ЕЭС России" в форме акционерного общества (когда в ноябре 1992г. были объединены мощности свыше 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы) было формирование оптового рынка электроэнергии. В федеральное владение РАО "ЕЭС России" поступили около 50 новейших электростанций (это более половины общих мощностей), выведенных из состава территориальных АО-энерго.
В
структуре капитала РАО "ЕЭС России"
государству принадлежит 52,6% акций,
на долю иностранных инвесторов приходится
30,7%. РАО "ЕЭС России" контролирует
77,7% суммарной мощности электростанций
страны. Компания состоит из 72 региональных
АО-энерго. В капитале 53 из них РАО имеет
50 и более процентов акций, в остальных
- менее 50%. Основные фонды компании оцениваются
в 400 млрд. долл., рыночная капитализация
холдинга составляет около 13 млрд. долл.
Владея большей частью энергетических
мощностей, РАО "ЕЭС России" является
собственником всей сети линий электропередач
страны.
Среди станций, не входящих в РАО, значительную
долю составляют АЭС, на которые приходится
13% общего производства электроэнергии
в РФ.
Толчком к регионализации, дроблению единого рынка электроэнергии послужило введение в 1991г. дифференцированных тарифов по оплате электроэнергии потребителями отдельных областей в зависимости от реальных затрат каждой энергосистемы, что привело к нерациональной загрузке энергетических мощностей. Хронически недогруженными остаются крупные высокоэффективные станции при более полной загрузке менее эффективных малых станций, принадлежащих региональным энергосистемам.
Главная
проблема российской электроэнергетики
- неплатежи. В силу специфики производимой
продукции применение санкций в
отношении неплательщиков чрезвычайно
затруднено. Положение, вызванное неплатежами,
можно существенно улучшить путем реализации
значительного экспортного потенциала
РАО. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии,
произведенной на избыточных мощностях,
позволил бы получать ежегодно до 16 млрд.
долл.
Однако для передачи больших объемов электроэнергии
на значительные расстояния с сохранением
ее параметров требуется модернизация
линий электропередач и вспомогательных
сооружений. Пока в страны дальнего зарубежья
экспортируется всего около 10 млрд. кВтч
электроэнергии.
По мнению доктора экономических наук А. Городецкого и кандидата экономических наук Ю. Павленко - «необходимо полнее использовать преимущества единой централизованной энергосистемы как более устойчивой формы организации энергетического хозяйства. Организация производства электрической энергии, при которой в одних руках сосредоточены генерирующие мощности, передающие и распределительные сети, предоставляет больше возможностей для экспансии на внешние рынки. Не случайно подобная схема успешно работает во Франции - одном из крупнейших в мире экспортеров электроэнергии».
Информация о работе Естественные монополии и регулирование их деятельности государством