Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 16:48, курсовая работа
Целью данной работы является изучение понятия монополия, и ее составляющих, в частности такого понятия, как естественная монополия.
1. Введение……………………………………………………………………3
2. Теоретическая часть
1. Монополия и виды монополии……………………………………3
2. Виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке……………………………………………...5
3. Естественная монополия…………………………………………..7
4. Органы регулирования естественных монополий……………….9
3. Естественная монополия в России………………………………………16
1. ОАО “Газпром”……………………………………………………21
4. Заключение………………………………………………………………...26
5. Список литературы………………………………………………………..28
Железнодорожный транспорт.
На долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны и 45% пассажирооборота, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.
Основная продукция отрасли (перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижении научно-технического прогресса.
В
России показатели производительности
российских железных дорог, оцениваемых
по количеству тонно-километров, приходящихся
на одного занятого на перевозках в 2,5
- 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии
н Китае.
При этом время оборота вагонов в нашей
стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря
на большие расстояния перевозок. В Западной
Европе железные дороги нерентабельны:
убытки достигают 50% и компенсируются
государственными дотациями. В России
же убытки пассажирского транспорта покрываются
за счет работы грузового, а железные дороги
в целом работают с прибылью (при том, что
средний железнодорожный тариф в России
в 8-10 раз ниже, чем в западных странах).
Методы регулирования деятельности естественных монополий.
Назначение
государственно-правового
Высокая
экономическая эффективность
Суть
любого регулирования состоит в
упорядочении деятельности участников
социального общения, прежде всего
в установлении для них определенных
правил поведения, в данном случае -
в рыночных отношениях.
Регулирование является основной формой
воздействия государства на естественные
монополии, и его специфика проявляется
в его методах, которыми
Федеральные антимонопольные органы не
наделены.
Специально образованные федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий по своим структуре и функциям, а также полномочиям и порядку их осуществления они имеют много сходного с федеральными антимонопольными органами. Они устанавливают цены на продукцию монополии и определяют состав потребителей продукции, которым монополия обязана поставлять свою продукцию.
Во
всех узаконенных сферах деятельности
естественных монополий образуются
органы регулирования естественных
монополий. Один федеральный орган
исполнительной власти может регулировать
сразу несколько сфер деятельности
естественных монополий и совсем необязательно
в каждой сфере иметь отдельный орган.
Для осуществления своих полномочий они
вправе создавать свои территориальные
органы и наделять их полномочиями в пределах
своей компетенции. Территориальные органы
создаются с разрешения
Правительства РФ и образуют вместе с
соответствующим федеральным органом
единую систему регулирования в соответствующей
сфере естественной монополии.
Первой Указом Президента УФ от 19 ноября 1995 г. №1194 была образована Федеральная энергетическая комиссия Российской федерации (ФЭК РФ) как федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии. Указом Президента РФ от 25 января 1996г. №96 была образована Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС России).
Последней по счету была образована Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ России). Она имела статус федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий в следующих сферах: железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов.
Согласно Указу Президента РФ от 22 сентября 1998г. №1142 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте упразднены. Их функции переданы вновь образованному Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. К этому министерству перешли и функции упраздненных Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, а также Государственного антимонопольного комитета РФ.
Концентрацией функций упраздненных перечисленных федеральных органов в рамках одного федерального органа в ранге Министерства Российской Федерации преследовалась цель усилить государственную поддержку развития предпринимательства, особенно малого и среднего. Намечавшееся упразднение Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации не было осуществлено, и у нее сохранился статус самостоятельного федерального органа исполнительной власти.
Газовая промышленность.
Путем
преобразования Государственного газового
концерна в феврале 1993г. создано РАО
"Газпром", в 1999 г. оно преобразовано
в ОАО "Газпром" в соответствии с
требованиями законодательства об акционерных
обществах. На его долю приходится около
25% всех поступлений в федеральный бюджет.
"Газпром" - крупнейший кредитор российской
экономики. ОАО "Газпром" принадлежит
около 30% европейского газового рынка
(21% поставок в Западную и 56% в Восточную
Европу). За рубежом он располагает огромными
активами, в основном в виде долей в компаниях,
владеющих газотранспортными и газораспределительными
системами. "Газпром" включает 8 газодобывающих
объединений и 13 региональных газотранспортных
предприятий, а также внешнеэкономическое
предприятие "Газэкспорт"; они осуществляют
около 95% добычи и 100% транспортировки газа.
Уникальность
ресурсной базы и наличие развитой
системы газопроводов определяет устойчивость
позиций "Газпрома" на мировом рынке.
В создании единой системы газоснабжения
Россия опередила страны Западной Европы,
где подобная система только начинает
формироваться. Так, в Германии "Газпром"
имеет мощную систему газопроводов, позволяющую
выйти непосредственно на потребителя
и тем самым существенно повысить выручку
от реализации газа.
"Газпром" создал ряд альянсов с крупнейшими
западными корпорациями, позволивших
объединить технологический, финансовый
и научно-технический потенциал компаний.
Так, объединение с группой "Wmtershall"
(дочернем предприятии концерна "BASF")
дает "Газпрому" возможность контролировать
до 10% рынка Германии с перспективой увеличения
этой доли.
Входящие
в систему "Газпрома" как крупные,
так и менее значимые предприятия
фактически остаются его производственными
подразделениями, они не являются собственниками
ни своих активов, включая права на недропользование,
ни своих доходов. С правовой точки зрения
- это унитарные предприятия, учрежденные
ОАО и основанные на праве оперативного
управления.
ОАО “Газпром”.
В
России в рамках единой корпорации
часто объединяется как производство
естественно-монопольных благ, так
и производство таких благ, которые
эффективней изготовлять в
На сегодняшний день в нашей стране действует единственная в полном смысле транснациональная компания, обладающая неоспоримым весом на европейском континенте - это ОАО "Газпром". По данным на 26 октября 2006 года, акционерами компании являлись государство в лице Росимущества (38,37 %) и «Роснефтегаза» (10,74 %); НПФ «Газфонд» (3,02 %), Газпромбанк (0,37 %)и т.д.
История.
Открытие больших месторождений газа в Сибири, на Урале и в Поволжье в 1970-е и 1980-е годы сделало СССР одной из крупнейших газодобывающих стран. В 1965 г. образовано Министерство газовой промышленности, которое ведало поиском газовых месторождений, добычей газа, его доставкой и продажей. В 1989 в СССР Министерство газовой промышленности преобразовано в государственный концерн «Газпром» (в 1993 ставшее РАО «Газпром») и новая организация — «Газпром». Главой «Газпрома» стал Виктор Черномырдин.
В 1991 в результате развала СССР «Газпром» потерял часть своего имущества на территории бывших советских республик — треть трубопроводов и четверть мощности компрессорных станций.
5 ноября 1992 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ о преобразовании государственного концерна «Газпром» в РАО «Газпром», и 17 февраля 1993 года РАО «Газпром» было учреждено Постановлением Совета Министров — Правительства РФ. Тем же постановлением был утверждён устав РАО «Газпром».
В декабре 1992 Борис Ельцин назначил Виктора Черномырдина Премьер-министром, что способствовало резкому усилению экономического влияния «Газпрома», получившего от государства значительные налоговые льготы. В ходе рыночных реформ часть акций «Газпрома» была «продана» за приватизационные ваучеры. Продажа акций жёстко регулировалась, при этом иностранные граждане, по уставу компании, не могли владеть более чем 9 % акций.
В октябре 1996 «Газпром» продал 1 % своих акций в виде лондонских глобальных депозитарных расписок, а в 1997 — облигации на сумму 2,5 млрд. долларов.
В 1998 Борис Ельцин освободил Виктора Черномырдина от должности Премьер-министра, и тогда же Правительство предъявило «Газпрому» требования выплаты много миллиардной налоговой задолженности. После того как налоговая полиция начала конфисковать имущество «Газпрома», компания была вынуждена заплатить налоги. В этом году компания впервые показала убытки.
В 2001—2003 годах Владимир Путин активно реформировал руководство «Газпрома». Этим реформам активно помогали бывший министр финансов России Борис Фёдоров и директор Hermitage Уильям Браудер.
К началу 2004 Российская Федерация владела 38,7 % акций «Газпрома» и имела большинство в Совете директоров. В 2004 Президент России Владимир Путин пообещал присоединить к «Газпрому» государственную компанию «Роснефть». Это довело бы долю государства в «Газпроме» до более 50 %, после чего все ограничения по продаже акций «Газпрома» за рубеж были бы сняты. «Газпром» не сумел купить обанкротившуюся компанию ЮКОС, вместо этого его купила «Роснефть». Причина была в том, что 15 декабря 2004 года ЮКОС объявил себя банкротом в Хьюстоне, штат Техас, США, после чего покупка этой компании стала противоречить американским законам. Боясь американских санкций, «Газпром» отступил, в результате чего 19 декабря ЮКОС (вернее, 76,79 % акций Юганскнефтегаза — основной компании ЮКОСа) был продан малоизвестной компании «Байкалфинансгруп». Через 3 дня, 22 декабря, «Байкалфинансгруп» была продана «Роснефти».
Тем не менее, в 2004 государство довело свою долю в акциях «Газпрома» до более 50 %, купив недостающую часть акций «Газпрома».
Информация о работе Естественные монополии и регулирование их деятельности государством