Естественные монополии, государственное регулирование их деятельности

Автор: Алексей Ильюшихин, 02 Ноября 2010 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

государственное регулирование естественных монополий, причины, мировой и Российский опыт.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 2
Понятие и сущность естественных монополий ……………………………5
2. Регулирование естественных монополий
2.1 Причины государственного регулирования ………….............................. 9
2.2 Методы государственного регулирования……………………………...... 10
2.3. Регулирование естественных монополий: мировой опыт…………16
3. Естественные монополии в России………………………................................. 25
Заключение………………………......................................................................... 35
Список литературы ……………………………………………………………….. 36

Работа содержит 1 файл

Монпополии курсовая.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

     - определение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля в области регулирования тарифов и надбавок, т.к. коммунальные организации в большинстве случаев являются локальными монополистами;

     для органов государственной  власти субъектов  Федерации:

     - установление системы критериев  доступности для потребителей  товаров и услуг коммунальных  организации;

     - установление тарифов на товары и услуги коммунальных организаций;

     для органов местного самоуправления;

     - установление надбавок к ценам  (тарифам) для потребителей и  на товары и услуги коммунальных  организаций;

     - осуществление расчета цен (тарифов)  дл потребителей.

     Наличие методических основ для разработки цен и тарифов – безусловно, положительный фактор в реформировании экономике и финансах ЖКХ. Однако методические основы формирования цен и тарифов на услуги ЖКХ необходимо и далее совершенствовать; а размер тарифов устанавливать в регионах с учетом:

     - роста реальных доходов населения  региона;

     - установленных федеральными органами  власти пределов повышения тарифов  по регионам России;

     - наличия мобильной и эффективной  социальной защиты малообеспеченных граждан.

     В отношении связи доходов населения, инфляции и тарифов на коммунальные услуги представляются важными следующие положения:

     - нужно, чтобы местные власти, самостоятельно  определяющие тарифную политику  предоставления коммунальных услуг,  учитывали уровень жизни населения конкретного региона;

     - нельзя, чтобы темпы роста тарифов  на регулируемые государством  коммунальные услуги превышали  темпы роста денежных доходов  населения;

     - платежи за коммунальные услуги  не должны стимулировать рост  цен на потребительском рынке.

     Одна  из основных целей реформирования ЖКХ – снижение издержек на производство жилищных и коммунальных услуг, соответствующих определенным параметрам качества. На конец  2006г. не возникло финансовой заинтересованности в снижении затрат в системе ЖКХ, что автоматически (без роста платежей) увеличило бы долю оплаты населением коммунальных услуг.

     Увеличение  тарифов на энергоресурсы и ж/д  перевозки без одновременного приведения в соответствие тарифов на жилищно-коммунальные услуги привело к росту долгов предприятий ЖКХ перед предприятиями, поставляющими энергоресурсы. Необходимо на местах создавать механизмы для регулирования тарифов естественных локальных монополий, поскольку сегодня нет реальных и прозрачных механизмов воздействия на тарифы сос стороны органов местного самоуправления.

     Речь  идет о том, чтобы сам механизм регулирования цен на продукцию  и тарифов на услуги естественных монополий был максимально открытым, понятным и "прозрачным", то есть каждый покупатель вправе знать, за что и сколько он платит. При этом он должен быть уверен, что назначенная цена или тариф являются разумными и справедливыми. Это в равной степени относится как к грузовым и пассажирским тарифам на услуги железнодорожного транспорта, на электропередачу и на транспортировку газа, так и на услуги по тепло- и водоснабжению населения и другие коммунальные услуги.

Стабильность  тарифов на услуги естественных монополий  имеет принципиальное значение для "скрепления" экономического пространства страны. Учитывая огромную социальную значимость отраслей таких монополий в жизни регионов, целесообразно разработать оперативный механизм согласования их интересов на местном уровне, который позволял бы своевременно решать возникающие проблемы, предупреждать или сводить к минимуму негативные последствия тех или иных действий предприятий-монополистов.

     В настоящее время существуют проблемы кадрового обеспечения, разработки конкретных методов регулирования, улучшения информационной базы, позволяющей принимать обоснованные решения.

     Таким образом, в области создания законодательной и институциональной основы регулирования естественных монополий в России были предприняты важные и необходимые меры, но многое еще предстоит сделать как в отношении построения эффективной системы регулирования, так и с точки зрения реструктурирования естественно-монопольных отраслей.

 

     Заключение 

     Таким образом, подведем логический итог проведённой  работы, государственное регулирование естественных монополий является одним из главных факторов обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Если предприятие не находится в государственной собственности, то его регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровне средних издержек монополии, либо применяются двух компонентные тарифы, предусматривающие отдельную и фиксированную плату за доступ к получению услуг, а также оплату каждой единицы оплаченных услуг.

     В ходе проведённого анализа было выявлено, что методы регулирования в США и европейских странах значительно различаются по способу влияния на деятельность естественных монополий. Однако и методы применяемые в США и европейские методы основываются на компромиссе между потребителем и продавцом. Во многом это определяется исторически сложившимся менталитетом и политической культурой. Что же касается России, то тут технология не является хорошо отработанной, однако,  и сами естественные монополии для нашей страны  являются нечто большим для государства и его внутренней стабильности, нежели в других странах. Вероятнее всего, что в ближайшее время в России не будет ничего похожего на Европу или страны запада, но по достижению необходимой стабильности и снижению коррупции, возможно отношения между человеком и монополией статут более походить на партнерские.

     На  последок хотелось бы отметить, что обеспечение эффективного производства в отраслях, где действуют естественные монополии, регулирующие субъекты, должны постоянно исследовать изменения сфер действия естественных монополий, устанавливать эффективные цены с точки зрения потребителей, а не лиц обладающих монопольной властью. Дебаты по поводу некоторых отраслей, где неизвестно, что же наиболее эффективно: жесткое регулирование или же предоставление отрасли рынку будут продолжаться долго. 

 Список  литературы 

  1. Бродская Т. Г. и др. Экономическая теория: Учебное пособие. - M.: РИОР. 2008. - 208 c
  2. Гелхорн Э. Ковачич В.Е.. Антитрестовское законодательство и экономика: Международный институт права США 1995. 375с.
  3. Парасочка В.Т. канд. экон. наук. Анализ, оценка и перспективы развития реформы ЖКХ. //Экономика и управление предприятием ЖКХ.-2007-№4-С. 24-32.
  4. Селиванов В.Н. США: монополии и государственное регулирование. - Киев: Наукадумка, 1989.- 212 с. 
  5. Федеральный Закон о естественных монополиях от 11 ноября 2007 г. № 261-ФЗ

6.   Чепурина М.Н. Киселева Е.А. Курс экономической теории. Учебное пособие МГИМО МИД РФ. Киров: «АСА», 1996. 624с.

7.    Эклунд К. Эффективная экономика - шведская модель. Экономика для начинающих и не только для них. М.: Экономика, 1991. 349с.      

Информация о работе Естественные монополии, государственное регулирование их деятельности