Автор: Алексей Ильюшихин, 02 Ноября 2010 в 21:24, курсовая работа
государственное регулирование естественных монополий, причины, мировой и Российский опыт.
Введение…………………………………………………………………………… 2
Понятие и сущность естественных монополий ……………………………5
2. Регулирование естественных монополий
2.1 Причины государственного регулирования ………….............................. 9
2.2 Методы государственного регулирования……………………………...... 10
2.3. Регулирование естественных монополий: мировой опыт…………16
3. Естественные монополии в России………………………................................. 25
Заключение………………………......................................................................... 35
Список литературы ……………………………………………………………….. 36
Основным
направлением является регулирование
ценообразования в силу того, что
самый очевидный способ получения
монопольной сверхприбыли — это
установление монопольно высоких цен.
Регулирование
предприятий общественного
- существенную часть их бизнеса составляют услуги, жизненно важные для широкого круга потребителей;
- финансирование фирмы требует огромных сумм денег, включая средства, полученные от большого числа представителей общественности;
- развитие и расширение бизнеса непосредственно влияет на развитие, рост и экспансию общественного благосостояния, деловой активности и развития промышленности на конкретной территории.
Базовой юридической основой государственного регулирования частных фирм, действующих в условиях естественной монополии, считается Конституционная обязанность государства обеспечить защиту благосостояния, безопасности и здоровья граждан. Такие же обязанности по обеспечению защиты интересов жителей штата лежат и на местных властях5. С учетом этого, а также того, что естественные монополии, в первую очередь, характерны для локальных рынков, к которым и относится система водоснабжения города, неудивительно, что формирование системы государственного регулирования в США началось "снизу" — с уровня отдельных штатов.
Основы системы регулирования, базирующиеся на судебных разбирательствах прецедентных случаев и на обобщении этой практики, строились в США, начиная с 70-х годов XIX столетия. Судами рассматривались и разрешались такие вопросы, как: лицензирование деятельности Public Utilities; права фирм оказывать конкретные услуги; раздел спорных территорий между обслуживающими фирмами; определение необходимого минимума обслуживания; обязанности PU обслуживать всех обратившихся потенциальных потребителей; дискриминация отдельных групп потребителей по ценам и по уровню обслуживания и т.д.
Также
предметом судебного
Большое количество этих весьма специфических взаимосвязанных вопросов указало на необходимость создания специального внесудебного государственного органа, который мог бы заменить суд при их решении. Все это позволило создать легитимную базу для государственного регулирования деятельности частных компаний, не противоречащую нормам, которые защищают частную собственность, как основу экономики государства. На этой основе определились и основные принципы регулирования естественных монополий в США:
Независимость регулирующего органа, проистекающая из равенства граждан перед Законом.
Компетентность регулирующего органа, поскольку рассмотрение всех вопросов, связанных с регулированием, происходит индивидуально для каждой фирмы с изучением всех относящихся к делу обстоятельств.
Полномочия регулирующего органа, позволяющие реализовывать его решения (за неисполнение решений предусмотрена ответственность компаний в виде штрафов и других санкций, вплоть до мер административной и уголовной ответственности). Организационные основы системы регулирования. Комиссии отдельных штатов по регулированию услуг общественного пользования (коммунального хозяйства) — Public Service Commissions — создавались в начале XX столетия. Каждая Комиссия действует на основании Устава, утвержденного законодательным органом (Сенатом) штата, где оговорены её цели, задачи, функции и полномочия. Сенат также решает вопросы отнесения конкретных видов деятельности к числу регулируемых Public Utilities, исходя в первую очередь из защиты интересов граждан.
В 35 штатах США члены Комиссий назначаются губернатором штата и утверждаются на должности Сенатом, в остальных 15 — избираются на прямых выборах6. Как правило, существуют специальные законы о статусе и порядке работы членов Комиссии. Это во многом определяет независимость члена Комиссии и имеет принципиальное значение для работы регулирующего органа, поскольку принимаемые решения затрагивают противоречивые интересы многих социальных групп.
Система финансирования деятельности Комиссии складывается из доходов регулируемых компаний на основании решения Сената, обязующего компании перечислять на ее счет средства (макс, в размере 0,25% от общего дохода компании)7. Работа Комиссии построена по принципу судебных органов: выслушиваются стороны, и принимается взвешенное решение, учитывающее интересы сторон. Всё это позволяет избежать прямой финансовой зависимости регулирующего органа как от регулируемых компаний, так и (что не менее важно) от потребителей.
Таким образом, организация работы Комиссий формировалась на базе основополагающего принципа о независимости ее как от политических факторов, так и от влияния участников экономических процессов.
Основной задачей работы Комиссии, согласно ее Уставу, является "обеспечение безопасного, адекватного и справедливого уровня предоставления услуг по основанным ценам, а также возможности получения справедливого дохода на инвестиции в предприятия, предоставляющие соответствующие услуги широкому кругу потребителей".
Разделение полномочий между федеральными и региональными органами. В настоящий момент в США сложилось следующее разделение полномочий органов системы регулирования:
а) в области электроэнергетики Федеральная энергетическая комиссия регулирует сферу оптовой торговли и передачи энергии на дальние расстояния (между штатами), региональные либо комиссии штата — производство и конечное распределение энергии;
б) в области природного газа та же Федеральная энергетическая комиссия регулирует сферу оптовой продажи газа, а комиссии штата — деятельность компаний, занимающихся локальным распределением газа потребителям;
в) в области телекоммуникаций Федеральная комиссия по связи устанавливает необходимые технические стандарты дальней телефонной связи, радиосвязи и доступа к кабельным сетям, местные Комиссии регулируют деятельность местных телефонных сетей. Кроме того, кабельное телевидение частично регулируется местными органами исполнительной власти;
г) в области водоснабжения и канализации на федеральном уровне устанавливаются обязательные для всех компаний природоохранные нормы и нормы безопасности, а комиссии штата регулируют деятельность соответствующих компаний.
Основные функции регулирующих комиссий. К основным функциям местных Комиссий относятся:
- Сертификация и согласование по вопросам доступа компаний на регулируемые рынки, в том числе, техническое лицензирование на основе государственных стандартов.
- Принятие решений по вопросам изменения цен по ходатайствам фирм либо о приостановке (отмене) действующих тарифов.
-
Рассмотрение вопросов
- и т.д.
Участие в рассмотрении вопросов, касающихся деятельности Комиссии, в законодательных и судебных органах; участие в работе ассоциации регулирующих органов (National Association of Regulatory Utility Commissioners — NARUC).
Также в полномочия Комиссии входит рассмотрение комплекса вопросов, касающихся тарифов, качества предоставления услуг и безопасности функционирования транспортных систем. Тарифы и стандарты (качество предоставления услуг) составляют единый комплекс и рассматриваются как неотъемлемые части вопроса определения и пересмотра тарифов8.
При принятии решений по поводу цен (тарифов) на коммунальные услуги, включая плату за водоснабжение и водоотведение, в основу государственного регулирования закладывается понятие "справедливой цены", учитывающее как интересы потребителей услуг, так и интересы вкладчиков (собственников) в получении разумной прибыли на свои вложения и необходимость поддержания функционирования и развития PU.
Система воздействия на естественную монополию со стороны государства в Европе состоит в том, что муниципальное законодательное собрание непосредственно формирует Правление АО — основной орган управления, вводит в его состав специалистов соответствующих направлений и назначает руководителем своего депутата. Это позволяет согласовывать интересы компании и потребителей ее продукции, главным образом, путем воздействия (давления) избирателей на законодательные органы. В случае, если крупное предприятие принадлежит сразу нескольким коммунам (обслуживает большую территорию), то его уставной капитал поделен на доли, и орган управления формируется из представителей всех коммун. Однако в этом правиле существует ограничение: если предприятие чисто сетевое (распределение энергии, воды, канализация), у него всегда существует только один владелец, как правило — муниципалитет.
В функции Правления входит назначение генерального директора и определение общей политики фирмы, в основе которой лежит разрабатываемый на четыре года "рыночный план" развития, который утверждается как муниципальный закон. В нём фиксируются общее направление работы компании и план развития инфраструктуры с указанием источников финансирования. В конечном итоге этот план определяет уровень зоны обязательного обслуживания, уровень тарифов и качество продукции естественных монополий. Оперативное планирование при этом остается делом самой компании.
В
Финляндии отрасли с
Возникающие
в этих отраслях конфликтные ситуации
рассматриваются
В России естественные монополии играют особо значимую роль в экономике. Это целые комплексы, обеспечивающие всю страну жизненно необходимыми товарами и услугами. От их функционирования зависит экономическая безопасность страны и стабильность в экономике. Основными естественными монополистами на федеральном уровне в России принято считать РАО энергетики и электрификации "ЕЭС России", ОАО "Газпром" и ОАО "Российские железные дороги", на локальном - предприятия, функционирующие в системе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).
С точки зрения государственных интересов деятельность естественных монополий следует рассматривать как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики. Кроме того, они играют стабилизирующую роль в экономике. Используя преимущества своего монопольного положения на рынке, прежде всего достаточно высокую устойчивость, они могут вырабатывать стратегическую линию поведения на средне- и долгосрочную перспективу. Заключение долгосрочных соглашений между монополистическими производителями и интеграция монополий по производственной цепочке могут создать основу для роста внутреннего рынка и повысить инвестиционную привлекательность российской экономики.
Информация о работе Естественные монополии, государственное регулирование их деятельности