Естественные монополии, государственное регулирование их деятельности

Автор: Алексей Ильюшихин, 02 Ноября 2010 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

государственное регулирование естественных монополий, причины, мировой и Российский опыт.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 2
Понятие и сущность естественных монополий ……………………………5
2. Регулирование естественных монополий
2.1 Причины государственного регулирования ………….............................. 9
2.2 Методы государственного регулирования……………………………...... 10
2.3. Регулирование естественных монополий: мировой опыт…………16
3. Естественные монополии в России………………………................................. 25
Заключение………………………......................................................................... 35
Список литературы ……………………………………………………………….. 36

Работа содержит 1 файл

Монпополии курсовая.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………… 2
  1. Понятие  и сущность естественных монополий ……………………………5
 
2. Регулирование естественных монополий  
  1. 2.1  Причины государственного регулирования …………..............................
9
  1. 2.2 Методы государственного регулирования……………………………......
10
         2.3.  Регулирование естественных монополий: мировой опыт…………16
 
3. Естественные  монополии в России………………………................................. 25
Заключение………………………......................................................................... 35
Список  литературы ……………………………………………………………….. 36

 

Введение 

     Монополия - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - прямая противоположность свободной конкуренции. Именно конкурентный рынок признается многими крупными учеными и политиками как наиболее эффективная организация экономики. Однако, в силу большого числа разнородных социально-экономических факторов совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынков. Более того, функционирование ряда отраслей общественного производства на конкурентной основе невозможно или не эффективно, то есть естественной для них становится высокая степень монополизации.

     Если  производство любого объема продукции  одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или  более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.

     Классическими примерами естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки и т.д., а на региональном уровне - теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д. Отличительная черта таких отраслей - использование сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередачи, железнодорожные пути и т.д.). Очевидно, что все эти отрасли непосредственно влияют на нашу повседневную жизнь и необходимо иметь представление о том, по каким принципам устанавливается цена для конечного потребителя.

     Следует заметить, что сферы естественных монополий могут меняться со временем. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимости от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары, и состояния науки на сегодняшний день, а так же от иных не перечисленных причин. Поэтому постоянное исследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Отсутствие должного внимания к функционированию и развитию естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.

     На основании вышеизложенного цель данной работы будет заключаться  в изучении процесса функционирования естественных монополий и способах регулирования их деятельности государством.

     Для достижения данной цели, предстоит решить ряд задач, в частности: определить причины возникновения естественных монополий, рассмотреть механизмы государственного регулирование их деятельности, на конкретных примерах изучить особенности их регулирования, а так же сделать обзор состояния дел на территории РФ в рамках данного вопроса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Понятие и сущность естественных монополий 

     Как уже упоминалось в ведении, в отдельных случаях государство разрешает фирме сохранять положение монополиста, однако ставит ее деятельность под строгий контроль и регулирование. Чаще всего это относится к естественным монополиям.

     При некоторых условиях существование только одной, а не нескольких фирм в отрасли более отвечает общественным интересам. Чаще всего это бывает обусловлено такими особенностями технологии, при которых только крупномасштабное производство является рентабельным. В этих отраслях положительный эффект масштаба можно реализовать в полной мере, лишь приблизив размеры предприятия к уровню рыночного спроса на продукцию отрасли. На рисунке (1) отображены средние совокупные издержки фирмы, имеющей экономию от масштаба производства. В этом случае при любом объеме выпуска издержки минимальны тогда, когда продукцию выпускает единственная фирма. Иными словами, при любом объеме выпуска увеличение числа фирм-производителей ведет к уменьшению объема выпуска каждой и к увеличению средних совокупных издержек.

Рисунок 1 Экономия от масштаба как причина возникновения монополии

     Когда кривая средних совокупных  издержек фирмы является постоянно убывающей, имеет место так называемая естественная монополия.  В данном случае, если производство распределено   среди двух или большего числа фирм, каждая фирма производит меньший объем продукции, а средние совокупные издержки возрастают. Вследствие этого при любом объеме выпуска  издержки минимальны тогда, когда производителем является единственная фирма.

  Для естественной монополии характерны также высокие первоначальные капитальные вложения, высокие фиксированные издержки. Далеко не каждый предприниматель в состоянии осуществить такие инвестиции и подобные фиксированные платежи. Одновременно следует отметить, что у естественной монополии крайне низкие предельные издержки. Осуществив первоначальные вложения капитала, фирма может далее наращивать производство услуг при незначительных дополнительных затратах.

     Из  изложенного выше следует, что средние издержки фирмы будут неуклонно понижаться, что отличает их от динамики средних издержек обычной конкурентной фирмы или от обычной монополии.

     И так теперь необходимо ознакомится с определениями, которые закреплены в федеральном законе о естественных монополиях.

     Естественная  монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

     Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

     Потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии.1

     К отраслям, в которых действуют  естественные монополии можно отнести большинство предприятий, так называемого общественного пользования, осуществляющих коммунальное обслуживание, железнодорожного, трубопроводного транспорта, кабельное телевидение и т.п.

     Обобщая сказанное в примере выше можно  сказать, что естественные монополии порождаются в тех отраслях, где используется  значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска. Разделение производства между 2-3 или большим количеством фирм нецелесообразно и приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более, чем одного продавца приведет к росту издержек. Конкуренция здесь невозможна и в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек над своими соперниками, а мелкие фирмы в этих условиях, по-видимому, не способны выдержать конкуренции и будут вытеснены с рынка. Крупные компании легко могут расширить число своих потребителей в обслуживаемом регионе. Создание же новой дополнительной компании, выполняющей аналогичные функции, в случае появления дополнительного спроса будет обходиться слишком дорого.

     В некоторых отраслях, как, например, в электроэнергетике, экономия от масштаба может быть существенной при всех объемах выпуска. Например, системы  водоснабжения или электроснабжения требуют высоких объемов основного оборудования – трансформаторных подстанций, генераторов, линий электропередач, насосного и водопроводного оборудования, очистных сооружений и т.д. В случае сокращения объемов предоставления данных благ на тех же производственных мощностях постоянные издержки не уменьшатся, так как основные капиталовложения уже осуществлены, но при этом увеличатся средние издержки. Если в отрасли будут действовать несколько фирм, то весь объем производства распределится между ними и производство каждой из них будет меньшим. В этом случае (при сохранении прежнего объема постоянных издержек на оборудование), средние издержки не достигнут своего минимального уровня. Трезвым умом  легко понять, что нет никой необходимости окутывать всю страну ЛЭП конкурирующих фирм, тем более не стоит этого делать с любыми коммуникациями как нефтегазовыми так и водоснабжения.

     Однако, это лишь одна сторона медали, наряду с отмеченными положительными качествами у естественных монополий есть и крайне опасная оборотная сторона - возможность господствовать в соответствующих рыночных отношениях, и как следствие диктатуру в ценовой политики, а так же безвыходное положение потребителей в отношениях с фирмой монополистом. Ограничение произвола естественных монополий достигается в основном двумя путями: установлением в сферах естественных монополий  государственной собственности и государственным регулированием.

     Государственная собственность способ, используемый правительством для решения проблемы монополий, введением государственной формы собственности. То есть, вместо того чтобы регулировать естественную монополию, находящуюся в частном владении, государство становится собственником монополии. Такая практика широко распространена во многих европейских странах, где государство владеет и управляет предприятиями сферы коммунальных услуг, такими как телефонные, водопроводные и электрические компании.

     Государственное регулирование способ решения проблемы монополий, с помощью ценовых и неценовых методов. 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Регулирование естественных монополий

2.1 Причины  государственного регулирования

 

         В странах, с развитыми рыночными экономиками, современная концепция регулирования естественных монополий предполагает, что применение государственного регулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).

     Несмотря  на наличие технической эффективности  концентрации производства в руках одного предприятия, практика рынка выявляет немало фактов злоупотребления монопольным положением в форме завышения издержек или вздувания прибыли, что сводит на нет социальный эффект от экономии на масштабе из-за диктата неоправданно высоких цен. При этом подобные злоупотребления зачастую чрезвычайно трудно распознать извне в силу того, что реальное положение дел монополиста является, как правило, тщательно скрываемой информацией.

  Ввиду того, что естественные монополии, как правило, производят продукцию, необходимую для нормального функционирования большинства предприятий и составляющую значительную часть потребляемых ими ресурсов, неплатежи за продукцию естественных монополий выливаются в кризис неплатежей в масштабах экономики государства. Распространение неплатежей - результат ценовой дискриминации естественных монополий и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства.  
 
 

Информация о работе Естественные монополии, государственное регулирование их деятельности