Естественные монополии, государственное регулирование их деятельности

Автор: Алексей Ильюшихин, 02 Ноября 2010 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

государственное регулирование естественных монополий, причины, мировой и Российский опыт.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 2
Понятие и сущность естественных монополий ……………………………5
2. Регулирование естественных монополий
2.1 Причины государственного регулирования ………….............................. 9
2.2 Методы государственного регулирования……………………………...... 10
2.3. Регулирование естественных монополий: мировой опыт…………16
3. Естественные монополии в России………………………................................. 25
Заключение………………………......................................................................... 35
Список литературы ……………………………………………………………….. 36

Работа содержит 1 файл

Монпополии курсовая.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

     С точки зрения потребителей продукции  и услуг естественных монополий основной вопрос — политика тарифов и цен. Проблема "прозрачности" тарифов и сборов очень остра. "Негласный" метод определения тарифов, наличие большого числа посредников пагубно сказываются на социально-экономическом положении субъектов Федерации, особенно удаленных регионов Севера. Если тарифные условия фактически определяются самими монополистами, а регулирующая роль государства в этой сфере недостаточна, то происходит перераспределение получаемой в результате повышения тарифов прибыли в пользу монополии.

     Ценовая политика является одним из главных рычагов регулирования деятельности естественных монополий и направлена на обеспечение стабильности и единства экономического пространства страны. На территории Российской Федерации установление цен и тарифов относится к компетенции Федеральной службы по тарифам.

     Государство может воздействовать на цены в отраслях естественных монополий двумя способами: во-первых, за счет регулирования цен и тарифов; во-вторых, путем внедрения и развития элементов конкуренции. Но наиболее эффективным является поддержание оптимального баланса конкурентных и регулирующих механизмов по принципу: регулирование только там, где конкуренция абсолютно невозможна.

     Ценовое пространство России в настоящее  время включает в себя две сферы. Первая — сфера свободных рыночных цен, которые устанавливаются самими хозяйствующими субъектами на основе баланса спроса и предложения. Причем цены на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, но не относящихся к естественным монополиям, также формируются свободно и входят в данную сферу, хотя и контролируются антимонопольными органами России. Вторая — сфера прямого государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию естественных монополий и так называемые социально значимые товары.

     Периодически  проводимые ФАС РФ проверки практики установления тарифов как на услуги крупных монополистов, так и на услуги жилищно-коммунального сектора из года в год показывают одно и то же: систематические нарушения порядка формирования тарифов, свидетельствующие о несовершенстве самих нормативных документов по ценообразованию, разработанных только в интересах производителей и не учитывающих экономические интересы и возможности потребителей. (Такие тарифы обеспечивают: получение необоснованно высокой по сравнению с другими отраслями и регионами заработной платы; выплату дивидендов независимо от того, как работало предприятие; страхование его работников; нецелевое использование части средств, предназначенных на строительство жилья и объектов соцкультбыта и пр.).   Все это свежо в  нашей памяти по десятилетними перебоям в работе ЖКХ в Ижевске и, к сожалению, периодически наблюдаем в других направлениях естественных монополий.  Предлагаю более подробно остановиться на ЖКХ.

     Рыночная экономика охватывает целый ряд отраслей, особое место среди которых занимает ЖКХ. Рынок жилья и коммунальных услуг открывает возможности для свободного перелива капиталов, притока финансовых ресурсов в отрасль. Рыночные принципы хозяйствования осуществляются в рамках начавшейся жилищно-коммунальной реформы.

     Финансовые  отношения предприятий жилищно-коммунального  комплекса не соответствует требованиям рыночной экономики. Их состав и, главное, структура должны быть усовершенствованы с учетом развития финансово-кредитных отношений в отраслях, где предприятия были приватизированы, а экономические реформы начаты еще в 1992 г.

     Главная задача экономической реформы ЖКХ  состоит в переходе от бесплатного или почти бесплатного предоставления жилья и коммунальных услуг к оплачиваемому населением, с учетом его качества.

     Выполнение  этой задачи началось с 1997г. в условиях снижения реального уровня жизни населения, сложившейся привычки людей к бесплатному предоставлению жилья и низкой, в пределах 4%, оплаты населением коммунальных услуг. На начальном этапе реформы наблюдались коренное изменение жилищного законодательства, изменение структуры жилищного фонда и предприятий отрасли по формам собственности, переход на договорные отношения собственников жилищного фонда и предприятий ЖКХ, совершенствование финансовых отношений в отрасли.  Повышение размера оплаты жилья и коммунальных услуг сочеталось с одновременным применением мер социальной защиты населения в виде предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, антимонопольного регулирования и развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального обслуживания.

     Основными источниками финансирования организаций  ЖКХ России являются:

     - платежи коммерческих предприятий,  пользующихся услугами ЖКХ;

     - платежи бюджетных организаций  – потребителей коммунальных  услуг;

     - платежи граждан -   потребителей коммунальных услуг;

     - дотации федерального бюджета;

     - дотации региональных бюджетов.

     До  реформы (1991г.) платежи населения  на содержание ЖКХ составляли 4%, платежи предприятий и организаций – 20%, остальными финансовыми источниками   предприятий жилищно-коммунального комплекса были бюджетные, т.е. государственные, финансы. Таким образом, за потребляемые населением жилищно-коммунальные услуги расплачивалось государство.

     Причинами того, что фактические платежи  населения оказались значительно ниже эксплуатационных издержек, стали:

     - экономическая политика советской  власти;

     - низкая платежеспособность работающего  населения;

     - наличие 43 категорий граждан,  пользовавшихся льготами по оплате  жилья и коммунальных услуг в государственном и муниципальном жилищном фонде;

     - отсутствие должного контроля  за установлением цен и тарифов  для населения по различным видам коммунальных услуг.

     За  период реформы ЖКХ структура  источников финансирования предприятий отрасли изменилась, в конце 2006г. платежи населения в составе финансов ЖКХ составили 80%. Однако проблемы оптимизации состава и структуры финансов ЖКХ пока не решены, а реформирование финансовых взаимоотношений отрасли должно быть продолжено.

     Предприятия ЖКХ по-прежнему остаются одним из крупнейших бюджетополучателей. Во многих городах и муниципальных образованиях эти расходы составляют до 40% от бюджетов.

     Преобразования  жилищно-коммунальной отрасли –  важнейшая составляющая всего комплекса проводимых государственных реформ. Трудно назвать еще одну отрасль, где так тесно переплелись финансовые, технические, социальные, политические аспекты, непосредственно затрагивающие интересы каждого жителя.

     Несмотря  на произошедшие в 2004-2006гг. при поддержке  федерального центра положительные  изменения на местах, в целом положение дел в отрасли нельзя признать удовлетворительным. Нарастает комплекс нерешенных финансовых проблем, основными из которых являются зависимость производителей жилищно-коммунальных услуг от бюджетных дотаций; значительный объем недофинансирования отрасли и пр. Увеличивается подлежащий сносу ветхий и аварийный жилищный фонд (4% от общей площади жилищного фонда в России); износ основных фондов предприятий ЖКХ составляет около 70%. Наблюдаются значительные потери энергоресурсов (в тепловых сетях – свыше 30%).

     ЖКХ – одна из наиболее затратных отраслей экономики, где крайне расточительно расходуются и потребляются вода, тепловая и электрическая энергия, другие материальные ресурсы.

     Издержки  предприятий, производящих коммунальные услуги, не покрываются установленными нормами и тарифами. Между тем ценовая политика в жилищно-коммунальной сфере представляет собой регулирующий механизм в отношениях между производителями, потребителями услуг и муниципальным бюджетом, который обеспечивает датирование наиболее затратных статей отрасли.

     Основу  эффективной ценовой политики должен составить комплекс мер, стимулирующих  производителей к снижению непроизводительных расходов и потерь, а потребители  – к рациональному использованию  коммунальных услуг.

     Оплата коммунальных услуг в настоящее время производится по тарифам. Норматив по оплате (тариф0 определяется себестоимостью услуги и установленной рентабельностью. Общие тенденции формирования этих показателей подчинены корпоративным интересам производителя. Тариф оплаты услуг уставляют и утверждают органы местного самоуправления в зависимости от  климатической зоны, национальных традиций, сложившийся культуры водопользования, санитарно-гигиенических требовании, наличия энергетических и водных ресурсов, производственных отраслей и ряда других факторов.

     Сложившаяся нормативная система оплаты не позволяет  учитывать реально понесенные производителем затраты, объемы фактического потребления и уровень потерь продукта в процессе его получения и доставки. Характерной особенностью коммунальных систем является существенное расхождение между объемами подачи продукта в систему, объемами его потребления и фактическими объемами оплаты услуг водопровода и канализации, тепло - и электроснабжения.

     Производитель не контролирует объемы фактического потребления и не может предъявлять счета за сверхнормативное использование своих услуг, а потребитель, не зная баланса по фактической подаче и фактическому потреблению не может отказаться от оплаты сверхнормативных непроизводительных потерь и выделить объемы продукта, действительно подлежащие включению в состав себестоимости и тариф. Следовательно, все потери коммунальных услуг оплачивает потребитель.

     Все это свидетельствует о несовершенстве существующей процедуры ценообразования. Не вызывает сомнений, что эффективный анализ процессов нормирования и тарифообразования в ЖКХ должен быть основан на соотношении сложившегося уровня издержек производителей и уровня потребления конкретного вида продукции.  

     Проблема  ценообразования в ЖКХ вызвана несовершенством существующей нормативной базы на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на местах.

     Система тарифного регулирования должна обеспечивать выполнение производственной и инвестиционной программ предприятия, утверждаемых на очередной период тарифного регулирования, в т.ч.:

     - стимулировать предприятия ЖКХ  к снижению издержек, повышения  качества оказываемых услуг;

     - способствовать привлечению инвестиций  в предприятия ЖКХ;

      - обеспечивать формирование необходимого  объема финансовых ресурсов для предприятий ЖКХ;

     - учитывать формирование конкурентных  отношений в ряде отраслей  ЖКХ;

     - создавать механизмы снижения  политизированности процесса установления тарифов на коммунальные услуги.

     Процесс формирования тарифов на коммунальные услуги должен заключаться в поиске компромисса между техническими задачами и финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособным спросом потребителей.

     Основой определения тарифов на жилищно-коммунальные услуги служит методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг ЖКХ, разработанная в целях обеспечения единства состава и классификации затрат, методов их учета, исчисления себестоимости в организациях различных видов деятельности ЖКХ.

     Методика  разработана в соответствии с  Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.92 №552; изменениями и дополнениями к этому Положению, утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.95 №661; другими нормативными актами.

     Методика  предназначена для организаций  различных видов деятельности ЖКХ: эксплуатации жилищного фонда, водоснабжения  и водоотведения (с очисткой стоков), теплоснабжения, электроснабжения, санитарной очистки городов и прочих видов услуг с учетом специфики производства и реализации услуг в каждом из них.

     Федеральный закон от 30.12.04г. №210-ФЗ «Об основах  регулирования тарифов организации  коммунального комплекса» регулирует сферу ценообразования в коммунальной сфере. Законодательно решены вопросы не только регулировки тарифов, но и надбавок к тарифам на товары и услуги коммунальных организаций.

     Закон № 210-ФЗ разграничил полномочия всех уровней власти в области регулирования  тарифов и надбавок. При этом особенно важными элементами являются:

     для федерального уровня:

Информация о работе Естественные монополии, государственное регулирование их деятельности