Естественная монополия и особенности ее регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме естественной монополии в Украине в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Общетеоретические аспекты проблемы естественной монополии достаточно полно разработаны и представлены в классических трудах таких экономистов, как Дж. Кларк, А.Курно, А.Маршалл, А.Пигу, Д.Робертсон, Дж.Робинсон, П.Самуэльсон, Э.Чемберлин, И.Шумпетер и др. Авторы исследовали механизм рыночного функционирования монополий, их негативные и позитивные последствия для общества, динамические аспекты и эффективность монополий по сравнению с конкурентными рынками.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

I. Раздел. Экономическая сущность естественных монополий:
1.1 Понятие естественной монополии и причины возникновения…………5
2.1 Особенности, преимущества и недостатки естественной монополии………………………………………………………………….9

II. Раздел. Государственное регулирование естественных монополий:
2.1 Основные методы регулирования естественных монополий в
Украине…………………………………………………………………….15
Органы регулирования, их функции и полномочия……………………22
Регулирования естественных монополий за рубежом………………....24

III. Раздел. Перспективы реструктуризации естественных монополий в Украине
3.1 Задачи дальнейшего развития системы государственного регулирования деятельности естественных монополий в Украине………….32
Выводы…………………………………………………………………………...37
Список литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

естественная монополия в украине.docx

— 102.08 Кб (Скачать)

Ясно, что не все из предложенных выше мероприятий могут быть реализованы  в ближайшем будущем. Вместе с  тем движение в данном направлении  позволит сформировать конкурентную среду  там, где это возможно и необходимо, и осуществлять эффективное государственное  регулирование только в тех сферах, в которых без него нельзя обойтись. Это принесет бесспорные выгоды всем: потребителям - в виде низких цен; нерегулируемым предприятиям - в форме большей  либерализации рынка; регулируемым предприятиям - через установление стабильного режима регулирования, благоприятствующего новым инвестициям  и техническому развитию.

С другой стороны, до тех  пор, пока соответствующие меры не будут  приняты, невозможно организовать эффективное  государственное регулирование, что  обусловит консервацию неэффективности  и высоких издержек, низкую стоимость  акций на фондовом рынке, недоинвестирование и конфликтные отношения между  предприятиями и органами регулирования.

Функции органов регулирования  и методология, которой они будут  руководствоваться в процессе регулирования, в значительной степени зависят  от масштабов реорганизации отраслей естественных монополий. Там, где будут  действовать свободные силы рынка, основной задачей органов регулирования  станет разработка "правил игры" с целью развития и поддержания  конкуренции. Но при отсутствии необходимого реструктурирования государственное  регулирование будет развиваться  в направлении все более дорогостоящего и навязчивого контроля за действиями и издержками предприятий, то есть именно того типа регулирования, от которого стремятся уйти другие страны.

Вывод состоит в том, что  правильно проведенное реструктурирование не только не ограничит сферу регулирования, но также повысит его эффективность по средствам четкого разделения регулируемых и нерегулируемых видов хозяйственной деятельности. В настоящее время должны быть созданы условия для возникновения и развития независимых частных и государственных компаний, которые конкурировали бы с предприятиями-монополистами. Однако, до тех пор, пока соответствующие меры не будут приняты, невозможно организовать эффективное государственное регулирование, что обусловит консервацию неэффективности и высоких издержек, низкую стоимость акций на фондовом рынке, недоинвестирование и конфликтные отношения между предприятиями и органами регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

  1. Одним из важнейших отличительных признаков монополии, в том числе и естественной, является наличие высоких барьеров при входе новых фирм в отрасль, поскольку обществу действительно выгоднее иметь в конкретной отрасли лишь одну фирму. Высота таких барьеров определяется объемом инвестиций, необходимых для создания инфраструктурной сети, а вложения в инфраструктуру всегда менее привлекательны для инвесторов, чем в другие сферы экономики. Это объясняется длительными сроками окупаемости и продолжительным периодом амортизации основных фондов, высоким уровнем рисков и наличием в данной сфере деятельности большого числа регулирующих органов.
  2. Следовательно, трактовка понятия «естественная монополия» в категориях несовершенной конкуренции не исчерпывает всех его аспектов и может быть дополнена рядом других отличительных признаков, прежде всего таких, как отсутствие субститутов. Последнее делает спрос на продукцию естественных монополий неэластичным по цене.
  3. В результате естественная монополия получает возможность завышать цены и тарифы, что оказывает негативное влияние на благосостояние общества и развитие экономики в целом. Данное обстоятельство обусловливает необходимость прямого государственного регулирования ценовой политики естественных монополий.
  4. Следует отметить, что естественная монополия – это довольно-таки устойчивая форма хозяйствования, и вряд ли она изживает себя, пока существуют отрасли, потребности населения, в продукции которых столь велики, и пока существует дифференциация общества. Возникает много споров о рассмотренных способах регулирования естественных монополий, и это понятно, ведь и потребители, и монополисты, и сами службы по регулирования стремятся получить максимальную прибыль. Однако это не единственная причина разногласий, так как на самом деле существующая система регулирования естественных монополий далеко не совершенна.
  5. Поэтому рассмотренные методы государственного регулирования естественных монополий будут постоянно совершенствоваться, хотя вряд ли подобного рода перемены смогут удовлетворить всех. Следовательно, этот вопрос будет одним из основных в экономике и интерес общества к нему никогда не угаснет. 

Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой  носит как теоретическую, так  и практическую значимость. Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Естественная монополия в Украине".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. www.denga.com.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=2849
  2. Филюк Г. Финансово-экономические аспекты тарифной политики на рынках естественных монополий//Финансы Украины. – 2011. - №2.—С.55
  3. В. Миронов, А. Зимогляд, А. Яковлев "Монополизм и приватизация"// Экономист 1999 год
  4. Гальчинський А.С., Ищенко П.С., Палкин Ю.. Основы економической теор. - К.: Висшая школа, 2001.-274с.
  5. Д.Н.Хайман. Современная микроэкономика: анализ и применение . – К.2002.-360с.
  6. Дж. Вильсон, В. Цапелик. "Естественные монополии Украи-ны"//Экономика Украины 2000 год
  7. Закон Украины от 20 апреля 2000 года №1682-III «О естественных монополиях» (по состоянию на 23 декабря 2010 года)
  8. Бращин Р.М. Методы государственного регулирования естественных монополий.//Вестник РЭА.№6, 2010 – с. 59-64
  9. Ковальчук В.М. Економічна теорія: короткий курс. - Тернопіль, Астон, 1997.-265
  10. http://www.inventech.ru/lib/pricing/pricing-0124/
  11. Василик О.Д., Павлюк К.В. Державні фінанси України. - К.: НОС, 2002. - 606с.
  12. http://news.ukrhome.net/content/185330/30586174/Tarifi-naelektroenergiyu-2011-ukraina-tablitsa.html
  13. www.map.kh.ua/puti_rjegulirovanija_jestjestvjennykh_monopolij_v_ukrainje/
  14. Самуельсон П. Економіка. Підручник. - Львів, Світ, 1999.-468с.
  15. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Економка: принципи, проблеми, тематика. В 2 - х томах. - М.: Республика, 2001.-785с.

 

 

Приложение 1

Таблица 1

 

 

Тарифы на электроэнергию в 2011г.

[2,c.55]

 

Категории потребителей

Тариф,

грн/МВт-год

  1. Электроэнергия, которая отпускается:

-населению

-населению, которое проживает  в сельской местности

-населению, которое проживает в домах, оборудованных кухонными электроплитами, электроотоплением (в т.ч. в сельской местности)

 

31,67

29,35

 

24,34

  1. Электроэнергия, которая отпускается:

-населенным пунктам

-населенным пунктам в  сельской местности

-населенным пунктам с  домами, оборудованными кухонными электроплитами, электроотоплением (в т.ч. в сельской местности)

 

30,73

28,31

 

23,40

  1. Электроэнергия, которая отпускается:

-потребителям I класса напряжения

-потребителям II класса напряжения

 

285,97

382,43


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Таблица 2

 

Доля предприятий, которые определили высокие тарифы естественных монополий как фактор торможения производства

[2,c.39]

 

Вид деятельности

I кв.

2009

II кв.

2009

III кв.

2009

IV кв.

2009

I кв.

2010

II кв.

2010

III кв.

2010

Металлургия

24

24

34

31

38

40

35

Производство электроэнергии, газа и воды

32

22

25

32

36

38

35

Добывающая промышленность

29

27

32

31

30

25

29

Химическое производство

19

19

21

20

21

30

33

Вся промышленность

20

18

20

21

24

25

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Таблица 3

 

 

Индекс потребительских  цен (тарифов)

(декабрь к декабрю  предыдущего года)

[2,c.41]

Объект расчета

2006

2007

2008

2009

2010

Все товары и услуги

-услуги

-электроэнергия, газ, вода  и тепло

-пассажирский железнодорожный  транспорт

-регулярные авиационные  перевозки

-почтовая и курьерская  служба

-связь

106,1

115,8

110,1

 

100,8

 

121,4

 

155,6

 

100,0

106,1

149,4

185,7

 

142,1

 

109,8

 

100,0

 

130,1

102,2

122,3

109,2

 

101,8

 

110,8

 

100,0

 

100,6

101,3

125,1

100,7

 

100,0

 

110,9

 

100,0

 

99,6

99,9

117,0

100,0

 

103,5

 

107,2

 

100,0

 

99,9


 

 

 

 

 

 


Информация о работе Естественная монополия и особенности ее регулирования