Естественная монополия и особенности ее регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме естественной монополии в Украине в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Общетеоретические аспекты проблемы естественной монополии достаточно полно разработаны и представлены в классических трудах таких экономистов, как Дж. Кларк, А.Курно, А.Маршалл, А.Пигу, Д.Робертсон, Дж.Робинсон, П.Самуэльсон, Э.Чемберлин, И.Шумпетер и др. Авторы исследовали механизм рыночного функционирования монополий, их негативные и позитивные последствия для общества, динамические аспекты и эффективность монополий по сравнению с конкурентными рынками.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

I. Раздел. Экономическая сущность естественных монополий:
1.1 Понятие естественной монополии и причины возникновения…………5
2.1 Особенности, преимущества и недостатки естественной монополии………………………………………………………………….9

II. Раздел. Государственное регулирование естественных монополий:
2.1 Основные методы регулирования естественных монополий в
Украине…………………………………………………………………….15
Органы регулирования, их функции и полномочия……………………22
Регулирования естественных монополий за рубежом………………....24

III. Раздел. Перспективы реструктуризации естественных монополий в Украине
3.1 Задачи дальнейшего развития системы государственного регулирования деятельности естественных монополий в Украине………….32
Выводы…………………………………………………………………………...37
Список литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

естественная монополия в украине.docx

— 102.08 Кб (Скачать)

Если же монополия понимает уязвимость своей рыночной позиции, то она предпочитает эффективность  в отсутствие конкуренции, требовать  защиты от конкурентов. Например, украинское правительство всячески выступает против попыток строительства частных нефтепроводов и частных сетей передачи электроэнергии. Добиваясь введения административных ограничений, монополии признают, что их "естественность" связана не с технологическим эффектом от масштаба, а с превосходством в лоббировании.

Преимущества естественной монополии:

  • возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции;
  • возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне;
  • возможность использования достижений научно-технического прогресса;
  • возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги;
  • возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации;
  • внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.

Недостатки :

  • возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя;
  • возможность блокировать технический прогресс;
  • возможность «экономить» за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг;
  • возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.

Видно, что у естественной монополии достоинства становятся недостатками и наоборот. Эта форма  экономической организации глубоко противоречива. Невозможно однозначно определить, что перевешивает — плюсы или минусы. Однако общество не может жить в условиях такой неопределенности, зависимости от естественных монополистов. Рыночная форма экономической организации не в состоянии преодолеть или даже ослабить действия негативных факторов естественной монополии. Рыночный механизм распределения ресурсов в данном случае не работает. Разрешить существующие противоречия общество может только одним способом — регулированием естественной монополии.

Вследствие изменений  в технологии производства и в  структуре экономики то, что вчера  было естественной монополий, сегодня  ею уже не является, и наоборот. Для  правильного определения естественной монополии необходимо всего лишь прочитать статью 3 закона "О естественных монополиях" и, как в других странах, использовать экономический анализ, а не полагаться на общепринятые стереотипы, которыми так ловко пользуются некоторые  группы интересов.

Монополии имеют естественные преимущества на тех рынках, где  важно действие всей отрасли как  единого механизма. Таким образом, с одной стороны, – естественные монополии неустранимы. С другой стороны, – в отличие от прочих виолентов они не имеют стимулов к самоограничению монополистических злоупотреблений, так как клиент не может уйти от них к конкурентам. Следствием этого становятся завышение цен, неэкономное отношение к затратам, безразличие к потребностям клиентов, искусственное занижение объема производства и полный набор других последствий монополизма, сопровождающийся к тому же получением сверхвысоких монополистических прибылей. [4,c.102]

Это одно из классических "фиаско рынка", то есть противоречий, с которыми сам рынок без вмешательства  государства справиться не может. По этой причине во всех странах естественные монополии либо являются государственными компаниями, либо находятся под жестким  государственным контролем. [5,c.51]

Ситуация естественной монополии иллюстрируется на рис.2. на рисунке LAC и LMC – кривые средних и предельных издержек в долгом периоде, D – кривая спроса, MR – соответствующая ей кривая предельного дохода. Оптимальный выпуск и цена Q1 и P1 определяются пересечением кривых LMC и MR. Прибыль фирмы – монополиста равна площади CP1AB. Однако выпуск Q1 «очень мал», а цена P1 «очень высока». Оптимальным для общества был бы выпуск Q3, и цена P3. Но на это монополия не пойдет. Отсюда наиболее целесообразным является то, чтобы государственный орган, регулирующий эту фирму-монополиста, определил бы на ее продукцию цену P3=LMC(Q3). Этот уровень цен не возместил бы издержек на выпуск продукции, она была бы ниже средних издержек при объеме выпуска Q3, P3< LAC(Q3)= GO3 = OH. В результате фирма-монополист, осуществляя оптимальный с позиции общества объем продукции Q3 , имела бы убыток, равный площади P3HGF. В том случае фирма-монополист может уйти с рынка.

Чтобы предотвратить это, ей потребуется дотация, которая  по крайней мере должна быть равной той же величине P3HGF,что , в свою очередь, может привести к чистым потерям общества. 

          Рис. 2. Естественная монополия и ее регулирование

Имеется и иное решение  проблемы естественной монополии: государство (или местная власть) берет на себя обязанность предоставлять  этот вид услуг. В таком случае государственная (местная) компания может  получать субсидии из государственного (местного) бюджета. Считается, что практика субсидирования неэффективна, поскольку  требующееся для этого налооблажение  искажает систему конкурентных цен.

Кривые предельных и средних  издержек (LRMC и LRAC соответственно) для  естественной монополии показаны на рис.2. Действуя как рациональный экономический субъект, монополист стремится к максимизации своей прибыли и производит до точки, в которой MR (предельный доход)= LRMC, при этом выпуск монополии составляет Qm и имеет цену Pm. При этой цене монополия получает экономические прибыли, поскольку Pm>LRAC, то есть цена больше средних издержек. Однако на практике столь высокая цена неприемлема для потребителя, поэтому регулирующие службы стремятся значительно понизить её, устанавливая "потолки" цен. В свою очередь фирма-монополист может снизить средние издержки производства, продолжая производить свыше Qm. Ее цель, однако, заключается в том, чтобы максимизировать прибыли, не заниматься постоянным снижением средних издержек. В правиле относительно установления цены сказано, что цену нужно устанавливать максимально приближенную к предельным издержкам.

 

Можно сделать вывод, что  Естественная монополия основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или государственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку оно привело бы к увеличению издержек производства. К отраслям естественной монополии во многих странах относят большинство видов деятельности, продукция которых является «предметом общественного пользования», — коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация и др. В некоторых случаях одним из факторов, определяющих возникновение естественной монополии, является размер рынка. В случае естественной монополии эффект масштаба позволяет одному монополисту обслуживать весь рынок имея издержки ниже, чем при наличии двух или более конкурирующих хозяйствующих субъектов на данном рынке.  Главным преимуществом естественной монополия является возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции, а недостатком – возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Раздел. Государственное регулирование естественных монополий:

2.1     Основные  методы регулирования естественных  монополий в

Украине

 

Несовершенное государственное  регулирование деятельности субъектов  естественных монополий оказывает  содействие тому, что эти субъекты перекладывают на своих потребителей собственные неэффективные затраты  и потери и стараются получить прибыль, которая значительно превышает  тот, который мог бы быть при условии  существования конкурентной среды. Таким образом происходит "перекачивание" денег от потребителей, в частности  от предпринимателей, много из которых  работает в условиях жесткой конкуренции, к субъектам естественных монополий, которые работают вне конкуренции. При этом использование полученных субъектами естественных монополий  средства большей частью остается без  внимания регулирующих органов и  часто используется не для нужд основного  производства. [6,c.118]

Прямым методом государственного регулирования естественных монополий  есть лицензирование. Его правовой основой кроме Закона Украины "О естественных монополиях" [7] есть и другие нормативно-правовые акты, прежде всего, Указ Президента "O лицензирование основных видов и отраслей деятельности субъектов в сфере естественных монополий". Соответственно этому Указу с целью усиления государственного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий и предпринимателей, которые осуществляют деятельность на сопредельных рынках, внедрено лицензирования деятельности субъектов хозяйствования в этих сферах.

Эффективным рычагом государственного регулирования субъектов естественных монополий есть трансформация отношений  собственности в сфере естественных монополий. Обеспечить нормальное поведение  естественных монополистов возможно с помощью использования опыта мировой практики относительно отношений собственности: [8,c.59]

  1. государственная собственность и эксплуатация объектов естественных монополий государственными предприятиями;
  2. государственная собственность и эксплуатация этих объектов частным сектором на основе договора;
  3. частная собственность и эксплуатация объектов естественных монополий, но при условии жесткого государственного регулирования;
  4. частичная частная собственность и эксплуатация, т.е. при условии закрепления за государством контрольного пакету акций.

Приведенный перечень мероприятий  есть основным и наиболее популярным. Тем не менее выбор того или  другого варианта обусловливается  экономическим и социальным развитием  страны. Первый вариант, характерный  для экстремальных случаев и  используется относительно редко - со временем теряет свою актуальность. Распространения  приобретают другие три варианта, среди которых наиболее распространенным остается третий - альтернатива, которую  широко применяют во многих странах  мира для обеспечения потребителей соответствующими благами, обслуживанием  определенного качества при условии  контроля по ценам, тарифами, рентабельностью, качеством продукции, затратами, численностью работающих и т.п.

Методы регулирования естественной монополии:

1. Прямое государственное  регулирование (возможности и  границы)

Чаще всего механизм и  границы такого регулирования определяются национальными законодательными актами. В частности, в Украине действует Закон «О естественных монополиях» от 20 апреля 2000 года №1682-III, Настоящий Закон     определяет    правовые,    экономические    и  организационные принципы государственного  регулирования  деятельности субъектов естественных монополий в Украине. Целью настоящего  Закона   является   обеспечение   эффективности функционирования   рынков, находящихся   в   состоянии  естественной монополии,  на основе сбалансирования  интересов  общества,  субъектов естественных монополий и потребителей их товаров.

Считается, что прямое государственное  регулирование посредством определения  тарифов или решающего влияния  на них естественных монополистов достаточно простой и понятный способ, позволяющий  снизить роль негативных факторов, существующих в их деятельности.

При реализации данного подхода  возникают сразу же несколько  проблем: 1) необходимость создания органа государственного контроля за деятельностью естественного монополиста  или придания таковых функций  уже действующей антимонополистической структуре;

2) сложность точного определения  реальных издержек производителя  услуг — естественной монополии. 

  2. Торги за франшизу (возможность использования и  эффективность в различных условиях)

Данный метод регулирования естественной монополии связан с использованием механизма экономической организации ̶ это торги за франшизу (право на ведение такой деятельности). Торги за франшизу позволили в США решить проблемы с некоторыми естественными монополиями, причем лучшим методом по сравнению с другими методами их регулирования. Это относится к дерегулированию грузовых автоперевозок, к организации работы местных авиалиний, почтовой службы, к работе кабельных телевизионных сетей, в ряде случаев — к работе коммунальных служб, к проблеме дерегулированию железных дорог.

Информация о работе Естественная монополия и особенности ее регулирования