Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:09, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме естественной монополии в Украине в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Общетеоретические аспекты проблемы естественной монополии достаточно полно разработаны и представлены в классических трудах таких экономистов, как Дж. Кларк, А.Курно, А.Маршалл, А.Пигу, Д.Робертсон, Дж.Робинсон, П.Самуэльсон, Э.Чемберлин, И.Шумпетер и др. Авторы исследовали механизм рыночного функционирования монополий, их негативные и позитивные последствия для общества, динамические аспекты и эффективность монополий по сравнению с конкурентными рынками.
Введение…………………………………………………………………………..3
I. Раздел. Экономическая сущность естественных монополий:
1.1 Понятие естественной монополии и причины возникновения…………5
2.1 Особенности, преимущества и недостатки естественной монополии………………………………………………………………….9
II. Раздел. Государственное регулирование естественных монополий:
2.1 Основные методы регулирования естественных монополий в
Украине…………………………………………………………………….15
Органы регулирования, их функции и полномочия……………………22
Регулирования естественных монополий за рубежом………………....24
III. Раздел. Перспективы реструктуризации естественных монополий в Украине
3.1 Задачи дальнейшего развития системы государственного регулирования деятельности естественных монополий в Украине………….32
Выводы…………………………………………………………………………...37
Список литературы………………………………
3. Ценовая дискриминация. Возможность использования ценовых дискриминаций имеется как у естественной монополии для увеличения чистого дохода, так и у регулирующих субъектов для снижения общего негативного эффекта от деятельности данного предприятия естественного монополиста. Т.е. практика установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами.
Предпосылки возникновения ценовых дискриминаций следует искать в противоречиях рыночного механизма. С одной стороны, рынок — великий усреднитель. За спиной производителей, после процесса производства, он определяет продажную цену товара. С другой стороны, каждый экономический субъект (в нашем случае — потребитель) уникален (различны потребности, оценки полезностей, доходы и прочее). Таким образом, при единой рыночной цене всегда есть покупатели, которые готовы заплатить за данный товар больше, чем установившаяся рыночная цена. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и обособленность определенных рынков (институциональную, географическую и др.). Это также создает возможность использования различных цен на данных рынках при продаже одного и того же товара.
Естественные монополии достаточно часто прибегают к практике ценовых дискриминаций для максимизации своего чистого дохода. Для этого они сегментируют рынок. Примером такого подхода может быть практика установления более высоких тарифов на электроэнергию, газ, услуги связи, коммунальные услуги для предприятий и организаций и, соответственно, пониженных тарифов — для граждан. [9,c.121]
Практика использования ценовой дискриминации может быть применена обществом не только в случае прямого государственного регулирования естественной монополии, но и в случае торгов за франшизу. Таким образом, ценовая дискриминация становится «обоюдоострым орудием», которое с успехом может быть использовано и естественной монополией, и обществом (льготы для различных групп населения) для достижения своих целей. В результате возникает определенный «баланс интересов» и острота проблемы со стороны естественной монополии смягчается (сглаживается, снимается).
Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляется на основе использования различных форм контроля. Обычно государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий-монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависит от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.
Как правило, используются следующие методы регулирования цен: [10]
Рост цен и тарифов в рамках естественно монопольной системы приводит также к общему росту цен в экономике. По данным конъюнктурных опросов Государственного комитета статистики Украины, среди факторов, сдерживающих производство, значительное количество респондентов из промышленных предприятий отмечает высокие тарифы на продукцию естественных монополий. [прилож.2] Одной из причин инфляции в экономике является завышение цен монополистами, что сужает возможности экономического роста и влечет переток финансовых ресурсов к монополизованым и экспортноориентированых отраслей. За 2009-2010гг. цены производителей увеличились почти дважды, тарифы на электроэнергию – в 2,6,за теплоснабжения – в 2,5, на услуги железнодорожного транспорта – в 3,2 раза. Анализ индекса цен производителей (декабрь к декабрю предыдущего года ,проценты) свидетельствует , что в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды индексы цен, начиная с 2009г, были выше чем в целом в промышленности: 113,1%, 123,4% против 109,5% и 114,1%. [12]
Статистические данные свидетельствуют о низкой рентабельности и даже убыточности деятельности отечественных субъектов естественных монополий. В 2006-2010гг. вся деятельность в производстве электроэнергии, газа и воды в Украине была убыточной (уровень убыточности соответственно – 2,1 и 2,2%) и только в 2009г. рентабельность составила 0,1% что значительно ниже чем в целом в промышленности Украины. В 2010г. 50,2% предприятий этой отрасли получили убыток.
Прибыль от обычной деятельности до налогообложения , при плане 9681,7 млн. грн, фактически получено на сумму 6471,8 млн.грн (недополучено на 3209,8 млн.грн) в большинстве такие предприятия: НАК «Энергетическая компания Украины» (-38903 млн.грн), НАК «Нефтегаз Украины»(-1475,6 млн.грн.), ГП «НАЭК»Энергоатом» (-98,5 млн.грн), ОАО «Укртелеком»(-655 млн.грн), ГАЗТ «Укрзализныця» (-881,3 млн.грн) [2,c.55]
Анализ потребительских цен свидетельствует, что цены на услуги для населения имеют более стабильный характер , их существенное повышение происходит раз в несколько лет. [прилож.3]
2.2 Органы регулирования, их функции и полномочия
Органы регулирования естественных монополий образуются в сферах деятельности указанных выше. Общее руководство органом исполнительной власти по регулированию естественной монополии осуществляется руководителем, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Украины по представлению Председателя Правительства Украины. Руководитель органа регулирования естественной монополии является одновременно членом правления данного органа. Для определения основных направлений деятельности федерального органа исполнительной власти и принятия решений образуется правление в количестве не более семи членов, включая руководителя, из числа высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт работы в соответствующей области. Члены правления назначаются Правительством Украины сроком не менее чем на четыре года. Для обеспечения преемственности, в работе правления начиная с пятого года работы данного органа, ежегодно осуществляется замена до одной трети общего количества членов правления. На работников органов регулирования распространяется правовой статус государственного служащего. Орган исполнительной власти по регулированию естественной монополии ликвидируется в случае появления возможности для развития конкуренции на соответствующем товарном рынке и (или) в случае изменения характера спроса на товар субъектов естественных монополий. [13]
Существует несколько причин экономического регулирования:
- обеспечение баланса
интересов потребителей (доступные
цены) и регулируемые предприятий
(финансовые результаты, привлекательные
для кредиторов и новых
- определение структуры
тарифов на основе принципов
справедливого и эффективного
отнесения издержек на тарифы
для различных типов
- стимулирование предприятий
к сокращению издержек и
- создание условий для
развития конкуренции (
Органы регулирования выполняют ряд функции, которые определены законом.
Во-первых, они формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование.
Во-вторых, определяют методы регулирования, применительно к конкретному субъекту естественной монополии.
В-третьих, контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований закона, и вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства по естественным монополиям.
Органы регулирования естественных монополий вправе:
Законом Украины «О естественных
монополиях» предусмотрено
2.3 Регулирования
естественных монополий за
В ряде стран (Великобритании, Франции и др.) предприятия одной отрасли (железные дороги, телефон, газ и т.д.) объединялись в единые отраслевые государственные корпорации. В регулировании их со стороны правительства нередко преобладали неформальные процедуры. [14,c.189]
Конкуренция за монопольный рынок организуется в форме конкурса (аукциона). Его победитель приобретает исключительное право производства в масштабах страны или на локальном рынке. Эффективную конкуренцию за вход на монопольный рынок можно организовать далеко не на всяком монопольном рынке. В частности ее ограничивают высокий размер и невозвратный характер издержек по участию в конкурсе, которые поэтому полностью или частично следует компенсировать государству. Конкуренция за рынок отраслей естественных монополии существует в 37 странах. Во Франции эта практика насчитывает более чем столетнюю историю. Еще в 1882 году в Париже был заключен контракт с братьями Перрье, которые обязались поставлять воду в этот город в течении 15 лет. Сейчас около 70% населения снабжается водой частными фирмами. Нередко степень естественной монополизации производства переоценивается со всеми вытекающими отсюда последствиями. В вертикально интегрированной компании черты естественной монополии присущи только одному из сосредоточенных в ее рамках производств. Так, ею являются эксплуатируемые компаниями железнодорожные пути, но не подвижной состав; каналы телефонной проволочной связи, но не передающие устройства; трубопроводы, но не компрессорное оборудование. Конкуренция невозможна во-первых, но не во вторых видах деятельности. Однако для организации эффективной конкуренции в железнодорожных перевозках, телефонной связи, водоснабжения и т.п. необходим доступ к сетям, владельцы которых сами предоставляют эти услуги и противятся конкуренции. Неудивительно, что конкуренция здесь явление редкое.
2. регулирование нормы прибыли.
В США доминировавшей до недавнего времени практикой регулирования естественной монополии было ограничение нормы прибыли, осуществляемое на основе надбавки на издержки. Компаниям разрешалось получать чистый посленалоговый доход в определенных пределах. При такой системе все аспекты деятельности компаний - тарифы, инвестиции, прибыльность - подлежат детальному правовому регулированию со стороны государственных органов. Структура тарифа разрабатывается так, чтобы избежать нечестной и несправедливой дискриминации. Отсюда тариф должен устанавливаться по каждому виду продажи или характеру услуги, что обычно требует разбивки по ним общих издержек на основе какого либо принципа, например, объемов производства, размеров продаж, величине прямых издержек, получаемых прибылей и т.п. Одобренный тариф обычно действует до тех пор, пока компания не обратиться требованием о его пересмотре, что обычно происходит в случае, если норма прибыли становится недостаточной. Причем, предприятия получают разрешение не только на повышение тарифов, но и на изменение их структуры, а в ряде случаев даже на снижение. Процедура согласования тарифа в отдельных штатах различна. Обычно компания подсчитывает понесенные текущие издержки, примененный капитал и цену капитала за согласованный период (обычно последние 12 месяцев), за которые имеются полные данные. Назначенный штатом Тарифный совет проверяет собственные свидетельства с оценкой предложений компании. Стороны могут либо обсудить различия в позициях и прийти к “соглашению”, которое должно быть одобрено регулятором, либо передать дело на рассмотрение административного суда. Процедура определения тарифа состоит из трех этапов - выявления текущих издержек, инвестиций и задания нормы прибыли на инвестиции.
Информация о работе Естественная монополия и особенности ее регулирования